МААМ-картинки

Семинар-практикум для воспитателей «Математические сказки»

ольга рипачева
Семинар-практикум для воспитателей «Математические сказки»

Математическая сказка — это повествование сказочного содержания, раскрывающее для ребёнка мир математических понятий, а также развивающее логическое мышление и познавательную функцию через осмысление сюжета истории.

Цели и задачи сказок

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Математические сказки“» размещена в разделах

В младшей группе воспитатель с помощью математических сказок знакомит детей с простейшими количественными понятиями, такими как «много», «один», «ни одного». В обычных же сказках он указывает на формы предметов, связанные с геометрическими фигурами.

В средней группе математические сказки синтезируются с народными сказками, которые дети уже хорошо знают. Возьмём, например, Колобка. Воспитатель, читая, выделит порядковый номер каждого «шага» Колобка, тем самым продемонстрировав, как поэтапно движется главный герой. А сказка «Теремок» поможет сосчитать количество героев в домике.

В средней группе поставлены следующие задачи:

• Научиться считать до пяти.

• Освоить знания о количественных и порядковых числах, долях и целой части.

• Закрепить умение ориентироваться во времени.

• Закрепить навык узнавания геометрических фигур.

• Тренировать пространственное ориентирование (осознание ребё нком направлений: между, под, за, спереди и т. д.).

В старшей и подготовительной группе героями сказок становятся математические понятия, будь то ноль или квадрат. При знакомстве дошкольников со сказкой воспитатель не должен забывать следить за тем, чтобы дети понимали сюжет и смысл повествования.

В старшей группе математические сказки используются для достижения следующих целей:

• Научиться считать до двадцати, узнавать пропущенное число и вести счёт в обратном порядке.

• Соотносить количество вещей с цифрой.

Понимать значение величин: ширина, длина, высота, объем (вместимость) и масса (вес).

Уметь различать и понимать сложные геометрические фигуры: отрезок, угол, многоугольник, объёмные фигуры.

• Развивать умение ориентироваться по часам, быстро определять час и проговаривать его вслух.

• Уметь выполнять простейшие арифметические действия.

• Запомнить наименование дней недели и месяцев и их очерёдность.

Это все что я хотела вам сказать о теории. Теперь давайте перейдем к практике и для начала, назовите сказки, в которых живет математика? (цветик - семицветик, три медведя, два жадных медвежонка, волк и семеро козлят)

Математические сказки можно рассказывать на основе уже существующих сказок, а можно и сочинить свои или добавить что то новое в уже существующие.

Для начала предлагаю остановиться на русских народных сказках.

Дети младшей группы хорошо знают и очень любят слушать русскую народную сказку «Теремок»». Предлагаю вам подумать и сказать какие задачи математического развития можно через нее решить.

Эта сказка помогает :

- Закрепить умение различать количество сказочных персонажей, используя при этом слова «один», «много».

- Упражнять в умении определять пространственные направления от себя и обозначать их словами «вверху - внизу», «нижний - верхний этаж», «справа - слева», «над - под», «между».

- Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры.

- упражнять детей в сравнении предметов по высоте.

Самая простая сказка колобок. Что можно узнать из нее.

Содержание сказки «Гуси лебеди» можно использовать в таком виде как она есть, тогда она научит дошкольников ориентироваться в пространстве и усвоить понятия: «над лесом», «над рекой», «правый и левый берег» и т. д.

А можно и по другому задать вопросы к сказке «Гуси-Лебеди».

Гуси-лебеди (старшая группа)

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. — Доченька, — говорила мать, — мы пойдём на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси — лебеди и пропали за тёмным лесом. Тут она догадалась, что они унесли её братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили. Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь. — Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Печка ей отвечает: — Решишь задачку (какую задачку может задать печка) — скажу. — Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: «Выбери все круглые пирожки», «Выбери треугольные». Девочка решила задачку, тогда печь сказала ей бежать к яблоньке. — Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Решишь задачку (какую задачку может задать яблонька) — Поможешь мне среди всех фигур найти фигуру похожую на яблоко — скажу. Нужно подобрать похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. «Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? Девочка ответила: «Круги». Яблоня сказала ей, что братец её у бабы-яги. В избушке старая баба-яга прядёт кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку: — Здравствуй, бабушка! — Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? — Я за своим братцем пришла. — Поможешь навести порядок, тогда отпущу твоего братца. Решишь задачку (какую задачку может задать Баба Яга) Нужно все вещи сложить по: размеру (в одну корзину сложить большие мячи, в другую — маленькие, в одну коробку — длинные карандаши, в другую — короткие и т. д.); цвету (в эту шкатулку — красные пуговицы, в другую — зелёные); форме (в одну коробку сложить квадраты, в другую — кружки, в третью — кубики, в четвёртую — кирпичики). Девочка помогла бабе-яге, и вскоре девочка с братцем вернулись домой. А тут и отец с матерью пришли.

По окончанию сказки можно задать вопросы:

Кто главный герой сказки «Гуси-Лебеди»?

По какому признаку Баба-Яга просила сложить предметы в коробки и корзины?

Какие круглые предметы упоминаются в сказке?

Давайте вспомним нашу любимую сказку золушка.

В одном сказочном королевстве жила-была девочка по имени Золушка. Была она сирота, воспитывала её мачеха, у которой были две свои дочери. Дочери были очень ленивы, и всю работу по дому приходилось делать Золушке. Вот в один прекрасный день Король пригласил всех на бал. Но Золушке мачеха не разрешила ехать на бал. Она приказала Золушке к её возращению решить все задачки, которые не решили её дочери:

Придумайте задания для Золушки

• В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки — 3 кошки. Сколько кошек в комнате?

• Как в решете воды принести? (Например, в русской сказке мачеха выгоняет падчерицу из дома, и та нанимается в услужение к Бабе Яге, которая приказывает протопить баньку и натаскать воду именно решетом. Девушку выручает сорока, прокричавшая ей «Глинкой, глинкой». В результате, обмазав дно решета глиной, героиня успешно справляется с нелегкой работой.)

• Из какой посуды нельзя ничего съесть? (пустой)

А также Золушка должна была вымыть посуду: 5 ложек, 5 чашек и 5 тарелок. Сколько получилось вымытой посуды? Золушка быстро справилась с заданием мачехи и смогла отправиться на бал. А какие задания можно еще задать Золушке?

Ну а теперь давайте немного посочиняем.

Жили- были в городе Математики числа и цифры. Они всегда спорили кто важнее и старше, даже придумали для себя необычные знаки «<», «>», «+», «=», «-».

Среди них жили единичка и нолик. Как вы думаете что с ними могло случиться?

Они очень хотели учиться в школе, но их не брали, так как они были маленькие.

Думали друзья, думали и придумали, что им надо держаться вместе.

И получилась из них цифра 10.

Стали они числом побольше, и их взяли в школу.

В городе их стали все уважать. Вот так и стали жить вместе цифры 1 и 0, или число 10. А другие числа посмотрели на их дружбу и тоже стали жить дружнее.

Так появились цифры больше 10.

Благодаря этой сказки, что могут дети запомнить?

Теперь предлагаю вам немного пофантазировать и вот вам сказка Как Заяц перехитрил Волка

Жили-были в одном лесу Заяц и Волк. Заяц был умный, а волк - глупый и злой. Очень уж Волк Зайца невзлюбил. Все хотел его поймать и съесть. Бедному умному Зайцу приходилось от Волка скрываться, прятаться, бегать. Надоело это Зайцу. Он и говорит однажды Волку: "Давай, Волк, соревноваться. Если ты меня победишь, то тогда я согласен, - ешь меня. Но если я одержу победу, ты, Волк, должен будешь из нашего леса уйти куда глаза глядят". Глупый Волк думает: "Я, да какому-то Зайцу проиграю! Не может такого быть. Я вон какой большой, а Заяц маленький". "Ладно", - говорит, - давай соревноваться, все равно я одержу победу". Какие задания придумал заяц для волка? Придумайте хотя бы три.

А это мой пример…

А Зайцу того только и надо было: "Давай, Волк, шишки собирать. У кого шишек больше будет, тот и победит". Привел Волка на полянку. В одной кучке лежат большие шишки, а в другой - маленькие. Волк сразу бросился большие шишки собирать, а Зайка маленькие. Собирает Волк, а сам думает: "Какой Заяц глупый. Я сейчас выиграю. У меня куча большая, а у зайца маленькая". А вы, ребята, как думаете, кто выиграет, кто больше шишек наберет - Волк или Заяц? Давайте посмотрим. Собрали шишки, стали проверять. Как нужно проверить? Как узнать, где шишек больше, у Волка или у Зайца. Вот так Заяц выиграл это задание. Стали дальше соревноваться.

Увидели на дорожке две ленточки лежат. Заяц и говорит Волку: "Выбери, Волк, себе ленту такую, чтобы можно было обвязать себя, как ремнем. Смотрит глупый Волк на ленты и думает: "Вот эта лента (берет короткую) красивая, а эта какая-то серая, некрасивая. Возьму - ка я себе красивую ленту. Как вы думаете, правильно Волк выбрал? Почему?. Верно. Нужно было выбирать ту ленту, которая длиннее (показать, что короткой ленты не хватает, чтобы обвязать вокруг Волка). Давайте сравним. Воспитатель показывает прием приложения. Воспитатель задает серию вопросов: какая лента длиннее, какая короче, как узнать, какая короче, а какая длиннее?

Дальше Волк и Заяц соревнуются. Видят два мостика через реку: один каменный, но длинный, а другой деревянный, но короткий. Заяц говорит: "Давай соревноваться, кто быстрее через мост перейдет". Глупый Волк думает: "Вот этот мост красивый, прочный, я по нему пойду. И пошел по каменному мосту, а Заяц по бревенчатому, деревянному. Как вы думаете, кто быстрее через мост перейдет? Почему? Верно, каменный мост длиннее, волк по нему идти долго будет. А деревянный мост короче, поэтому Заяц быстро по нему прошел. Снова Заяц Волка перехитрил, победил.

Пришлось Волку уходить из леса. Куда же мне идти теперь, спрашивает Волк у Зайца. "Иди, — говорит Заяц, - направо, там есть другой лес, живи там, а я в свой лес налево пойду". (Поставить две картинки с лесом. Волк и Заяц между ними. Попросить кого-то из детей отправить Волка направо, а Зайца налево). Стали они жить-поживать, да добра наживать. Вот и кончилась сказка. До свидания.

И напоследок хочу вам рассказать сказку :

В одну предновогоднюю пору, случилась эта история в нашей семье. Все стали готовиться к празднику. Папа, мама, бабушка, дедушка, сестра Вероника и я, Семён.

Семья наша большая, а вы успели нас сосчитать? (6) Папа принёс большую, пушистую, зелёную ёлку. А на ней мы заметили необычный конверт. Что бы это значило, подумали мы все. Открыв конверт, мы поняли, что это послание из далёкой Лапландии, где живёт Дед Мороз. Это письмо было с заданиями. Дед Мороз просил украсить ёлку так, чтобы бабушка повесила на ёлку три шишки, дедушка – 2 шара, мама нарядила ёлку двумя хлопушками, а Вероника повесила 3 конфеты, а я повесил одну гирлянду. А вы успели сосчитать, сколько всего игрушек надо было развесить на ёлке. (11) А на макушку мы водрузили пятиконечную звезду. Кто знает, сколько концов у звезды? А когда наступил Новый год, и мы проснулись. Мы увидели под ёлкой подарки от Деда Мороза, значит, мы правильно выполнили его просьбу.

Дедушке достались часы, бабушке – шаль, маме – духи, папе – удочка, Веронике – кукла в коляске, а мне, Семёну – ролики (7).

А вы успели посчитать, сколько подарков принёс нам Дед Мороз?

На этом у меня все надеюсь, вам, что - то было интересно и пригодится в работе.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для воспитателей «Что за прелесть эти сказки!» Задачи: - выявить и уточнить знания педагогов о сказках; - способствовать росту педагогического мастерства воспитателей через изучение современных.

Семинар-практикум для воспитателей «Дидактическая система Фридриха Фребеля» Новые Госстантарты в системе российского образования требуют внедрения современных технологий в образовательный процесс. И мы все уже с.

Семинар-практикум для воспитателей «Кейс-технология в работе педагогов ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОУ» Цель: знакомство с кейс-технологией педагогов ДОУ. Задачи:.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Финансовая грамотность»Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Финансовая грамотность» Финансовая грамотность и экономическое воспитание сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Финансовая грамотность – это особое.

Семинар-практикум для воспитателей на тему «Манкография»Семинар-практикум для воспитателей на тему «Манкография» Цель: познакомить воспитателей с нетрадиционной техникой рисования с помощьб манной крупы. Задачи : Обучение : - Познакомить воспитателей.

Семинар-практикум для воспитателей. «Познавательная деятельность» Характерной особенностью ребёнка является его стремление к познавательной деятельности. Любознательность ребенка постоянно направлена на.

Семинар-практикум для воспитателей «Профстандарт «Педагог» Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО».

Семинар — практикум для воспитателей «Развиваем речь детей» Цель: Расширять знания и умения педагогов для обеспечения высоких результатов в усвоении дошкольной образовательной программы параллельно.

Семинар-практикум для воспитателей «Взаимодействие с агрессивными детьми» Цель: познакомить с причинами появления агрессивности и основными критериями агрессивных детей, помочь участникам тренинга в поиске путей.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая лаборатория» Семинар-практикум «Экологическая лаборатория» Цель: дать практическую направленность по экологическим знаниям воспитателям. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Математические сказки»
Опубликовано: 11 декабря 2019 в 18:14
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Математические сказки»» (включая файлы) размещена пользователем ольга рипачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД