маргарита федоренко
Семинар-практикум для воспитателей «Что за прелесть эти сказки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- выявить и уточнить знания педагогов о сказках;
- способствовать росту педагогического мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов работы со сказкой (ресурсный круг «Вижу, слышу, чувствую», викторина «Волшебный круг», разговор в круге «Моя любимая сказка»);
- развитие умения видеть обобщенный и скрытый смысл сказок;
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Что за прелесть эти сказки!“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
- развитие умения составлять словесные характеристики героев сказок;
- развивать умение педагогов использовать символические средства для передачи образа героя, его характеристики, своего отношения к нему.
- развитие навыков педагогического общения в процессе совместной деятельности;
- отработка навыка выразительно чтения.
Предварительная самостоятельная работа:
- знакомство с программным материалом по ознакомлению детей с художественной литературой;
- подбор материала по разделам: концовки сказок, зачины, повторы;
- составление загадок о программных сказках;
Вступление
Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественная литература для малыша – это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается каждый ребенок, и источник информации об окружающем, и необходимое условие нормального речевого развития.
На занятиях по художественной литературе дети учатся отгадывать загадки, разучивают стихотворения, слушают рассказы. Большое внимание на занятиях уделяется сказке, дети слушают сказки, пересказывают их и сочиняют их сами.
Дети учатся выделять в сказке главное, персонажей и их действия. Помогают им в этом особые наглядные средства: кружки и квадраты разных цветов, которые выступают заместителями различных персонажей.
Особым направлением работы является развитие творческих способностей детей. Дети пытаются фантазировать, сочиняя в младших группах необычные продолжения сказок, а в старшем возрасте могут придумать свою оригинальную сказку. Но как заметил один из исследователей детского творчества, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из них.
В дошкольном возрасте дети овладевают символизацией как способом передачи своего отношения к персонажам и событиям сказок. В качестве средств символизации выступают отдельные предметы, являющиеся атрибутами персонажей, и их характеристики (цвет, форма, величина). Дети создают рисунок или аппликацию, обозначающие личностное отношение ребенка к данному герою сказки, придумывают символы для обозначения своего отношения к персонажам, переходят к более дифференцированному обозначению их внутренних качественных характеристик при помощи символических средств.
Литературное произведение, сказка дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми современных методами и приемами работы со сказкой, попробуем определять обобщенный и скрытый смысл сказки; поупражняемся в использовании символические средства для передачи образа героя, его характеристики, своего отношения к нему; отработаем навык выразительно чтения и будем в процессе всей нашей совместной деятельности развивать навыки педагогического общения.
Итак, встреча со сказкой начинается.
1. Вступление
- «Что за прелесть эти сказки! – так писал поэт Александр Сергеевич Пушкин. Их любят читать и слушать взрослые и дети. В давние-давние времена, когда появился человек на земле, вместе с ним родилась и сказка.
Долгими зимними вечерами, под завывание ветра в трубе, у теплой печки, под шум веретена, при свете лучины плавно лилась неторопливая бабушкина речь.
Послушайте, какая великая сила скрыта в сказках : она утешает в горе, возвращает силы, помогает пережить разлуку, учит житейской мудрости. В сказке добро всегда побеждает зло. А чистое сердце – дороже золота и серебра.
Удивительно разнолики сказки нашего народа.
Прислушайтесь к топоту копыт, звону кольчуги и представьте образы русских богатырей. Они славят бесстрашие и удаль молодецкую, подвиги во славу Земли Русской.
Задача: повторение композиции сказок, пополнение знания педагогов о разнообразии зачинов сказок.
- В композиции сказки есть такие элементы как зачины, концовки, повторение эпизодов, трехступенчатое строение сюжета, наличие персонажей, животных и предметов, обладающих чудесными свойствами. Давайте вспомним зачины сказок.
(Воспитатели по кругу называют зачины сказок)
2. Ресурсный круг «Моя любимая сказка. Почему я ее люблю»
Задача: развитие педагогического общения, речи воспитателя, умение рассказывать о своих чувствах, впечатлениях, развитие эмпатии.
- У каждого из вас есть, наверное, любимые сказки, мы их помним и любим, они помогают нам. Давайте вспомним их и расскажем, почему мы их любим.
(Высказывания воспитателей по очереди, по кругу)
3. Викторина «Волшебный круг»
Задача: выявить, уточнить и закрепить знание педагогами программных сказок.
- Вы работаете с детьми разных возрастных групп. В каждой группе программой определены определенные сказки. Сейчас мы проведем викторину, которая поможет нам проверить знания о программных сказках.
5. Игра «Волшебное зеркальце»
Задача: развитие умения воспитателей составлять словесную характеристику героя, описательный рассказ.
- В каждой сказке есть свои герои. Одни из них положительные, другие отрицательные, у каждого свой внешний вид, свой характер, свои особенности. Сейчас на несколько минут вы превратитесь в героя, имя которого вам достанется по жребию. Глядя в волшебное зеркало, вам нужно будет описать портрет этого героя, его характер, поступки, а мы отгадаем, кто ваш герой.
9. Ресурсный круг «Вижу, слышу, чувствую»
Задача: развитие целостного восприятия сказки (что я вижу, что я слышу, что я чувствую).
- Каждый человек воспринимает сказку по-своему, у каждого возникают свои образы, каждый слышит свои звуки, и чувства возникают у всех разные. В детстве вы, возможно, совсем по-иному воспринимали эту сказку, и образы возникали немного другие и чувства отличались от сегодняшних.
10. Разговор в круге «Каким словами заканчиваются сказки»
Каждая сказка имеет свою концовку. Она переключат внимание слушателей от сказочного мира к реальному. Давайте назовем известные вам концовки.
- Сказка создавалась не только для развлечения, в каждой сказке свой намек - добрым молодцам урок.
11. Слушание сказки без конца, сочинение окончания сказки, обсуждение вариантов концовки сказки в подгруппах.
Задача: развитие умения выявлять скрытый смысл сказки, развивать словесное творчество.
- Послушайте сказку, которую сочинили для вас коллеги, работавшие в нашем детском саду. Эта сказка без конца, конец нужно придумать самим и объяснить, какая мудрость, по-вашему, заложена в этой сказке.
12. Заключение, подведение итогов.
Задача: учить анализировать свою деятельность, формулировать свои выводы, задачи, планы на дальнейшее развитие.
- Клубочек катится, сказка сказывается, учит нас добру, разуму, мудрости, а чему научила вас наша встреча, что нового вы узнали, какие проблемы для вас открылись, какие задачи встали, какое впечатление произвела, какие новые для вас формы работы с детьми вы узнали, какие выводы для себя вы сделали.
(высказывания воспитателей по кругу