МААМ-картинки

Семинар-практикум для воспитателей «Формы, методы и приемы работы по обогащению словаря детей дошкольного возраста»

Юлия Устинова
Семинар-практикум для воспитателей «Формы, методы и приемы работы по обогащению словаря детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми по обогащению словаря детей дошкольного возраста

Задачи:

1. Повысить уровень знаний педагогов о формах, методах и приемах развития свободного общения у детей со взрослыми и сверстниками.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Формы, методы и приемы работы по обогащению словаря детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

2. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование практических умений при обучении детей развитию речи.

Форма проведения : семинар – практикум.

План проведения:

1. Теоретическая часть

1.1. Формирование словаря дошкольников.

2. Практическая часть

2.1. Работа с картотекой игр

2.2. Проведение игр для педагогов

Ход проведения

1. Теоретическая часть

1.1. Формирование словаря дошкольников

Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности.

Одна из задач в развитии речи детей – пополнять и активизировать активный и пассивный словарь детей. Если словарь ребёнка беден, это значительно затруднит общение с окружающими людьми. Дети с недостаточным словарным запасом используют в речи только простые предложения, допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов.

Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях - ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни.

Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий.

Объем и качество словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Для развития речи и, в частности, словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком. Педагог должен не просто сообщать интересные сведения, а старается включить детей в разговор, делает их равноправными участниками. Он спрашивает детей, наводит на правильный ответ, старается вовлечь дошкольников в беседу в разной ситуации (в игре, на прогулке).

Не менее важно для развития словаря дошкольника общение со сверстниками. Часто оживленные диалоги возникают при совместном выполнении какого-либо задания, занятий лепкой, рисованием, конструированием. Важное значение для обогащения словаря имеет ролевая игра. Когда дети играют, они не только действуют с игрушками и манипулируют ими, они еще всегда объясняют, что именно делают. Дети договариваются о ролях, игровых действиях, предметах-заместителях.

В игре у детей формируются :

1. Умения пользоваться в речи различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.

2. Умения соблюдать элементарные правила поведения в речи:

– соблюдать очередность в разговоре;

– выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;

– не говорить с полным ртом;

– говорить спокойно, доброжелательным тоном.

Поэтому необходимо:

1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

2. Развивать общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.

3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.

Еще одним условием является чтение. Для пополнения словаря дошкольника необходимо чаще использовать загадки, пословицы, поговорки, художественное слово. В процессе чтения ребенок усваивает новые слова и речевые ситуации, в которых эти слова можно использовать. Попросите ребенка пересказать прочитанное, вспомнить, какими словами в рассказе или сказке характеризуется какой-то предмет или действия, придумать свои определения.

Еще одним эффективным способом расширить словарный запас дошкольника является заучивание стихов. Стихи являются как тренировкой для памяти, так и прекрасным средством для заучивания новых слов.

2. Практическая часть

2.1. Работа с картотекой игр.

Педагоги находят в своих картотеках игры, для обогащения словаря дошкольников, кратко описывают их задачи.

2.2. Проведение игр среди педагогов.

Коллективу педагогов, предлагается разделиться на группы:

1. младший;

2. средний;

3. старший, подготовительный.

Необходимо выбрать игру в соответствии со своим возрастом. Сформулировать название, цель, задачи, оборудование, методы и приемы и провести ее с педагогами.

Публикации по теме:

Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Формы, методы и приемы работы по обогащению словаря детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 марта 2020 в 13:16
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Формы, методы и приемы работы по обогащению словаря детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Устинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД