Юлия Устинова
Семинар-практикум для воспитателей «Формы, методы и приемы работы по обогащению словаря детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми по обогащению словаря детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Повысить уровень знаний педагогов о формах, методах и приемах развития свободного общения у детей со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Формы, методы и приемы работы по обогащению словаря детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование практических умений при обучении детей развитию речи.
Форма проведения : семинар – практикум.
План проведения:
1. Теоретическая часть
1.1. Формирование словаря дошкольников.
2. Практическая часть
2.1. Работа с картотекой игр
2.2. Проведение игр для педагогов
Ход проведения
1. Теоретическая часть
1.1. Формирование словаря дошкольников
Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.
Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности.
Одна из задач в развитии речи детей – пополнять и активизировать активный и пассивный словарь детей. Если словарь ребёнка беден, это значительно затруднит общение с окружающими людьми. Дети с недостаточным словарным запасом используют в речи только простые предложения, допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов.
Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях - ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни.
Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий.
Объем и качество словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Для развития речи и, в частности, словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком. Педагог должен не просто сообщать интересные сведения, а старается включить детей в разговор, делает их равноправными участниками. Он спрашивает детей, наводит на правильный ответ, старается вовлечь дошкольников в беседу в разной ситуации (в игре, на прогулке).
Не менее важно для развития словаря дошкольника общение со сверстниками. Часто оживленные диалоги возникают при совместном выполнении какого-либо задания, занятий лепкой, рисованием, конструированием. Важное значение для обогащения словаря имеет ролевая игра. Когда дети играют, они не только действуют с игрушками и манипулируют ими, они еще всегда объясняют, что именно делают. Дети договариваются о ролях, игровых действиях, предметах-заместителях.
В игре у детей формируются :
1. Умения пользоваться в речи различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.
2. Умения соблюдать элементарные правила поведения в речи:
– соблюдать очередность в разговоре;
– выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
– не говорить с полным ртом;
– говорить спокойно, доброжелательным тоном.
Поэтому необходимо:
1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
2. Развивать общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.
3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
Еще одним условием является чтение. Для пополнения словаря дошкольника необходимо чаще использовать загадки, пословицы, поговорки, художественное слово. В процессе чтения ребенок усваивает новые слова и речевые ситуации, в которых эти слова можно использовать. Попросите ребенка пересказать прочитанное, вспомнить, какими словами в рассказе или сказке характеризуется какой-то предмет или действия, придумать свои определения.
Еще одним эффективным способом расширить словарный запас дошкольника является заучивание стихов. Стихи являются как тренировкой для памяти, так и прекрасным средством для заучивания новых слов.
2. Практическая часть
2.1. Работа с картотекой игр.
Педагоги находят в своих картотеках игры, для обогащения словаря дошкольников, кратко описывают их задачи.
2.2. Проведение игр среди педагогов.
Коллективу педагогов, предлагается разделиться на группы:
1. младший;
2. средний;
3. старший, подготовительный.
Необходимо выбрать игру в соответствии со своим возрастом. Сформулировать название, цель, задачи, оборудование, методы и приемы и провести ее с педагогами.