Саида Мамедова
Семинар-практикум для воспитателей «Гендерный подход в образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей по теме :
«Гендерный подход в образовании»
Вопрос для педагогов: В чем различие понятий половое и гендерное
воспитание?
Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего
на физиологических особенностей полового развития ребенка, т. е. какие
внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие
следует считать отклонениями от нормы.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Гендерный подход в образовании“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине.
Половое воспитание является широким понятием, которое включает в
себя несколько составляющих.
1. подразумевает ознакомление ребенка с основами половой жизни.
2. призвано прививать ребенку гигиенические навыки.
3. знакомство ребенка со строением человеческого тела, особенностями
женского и мужского организма, анатомо-физиологическими различиями.
Половая (гендерная) дифференциация – осознание и усвоение ребенком
своей половой принадлежности.
Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в
процессе воспитания личности и включающий в себя психологические,
социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и
женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются
гендерными.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к
проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку
большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно
гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный
подход ориентирован на идею равенства независимо от половой
принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать
свои возможности и притязания, определять перспективы
жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.
Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и
биологические особенности являются лишь предпосылками,
потенциальными возможностями психических р
Вопрос педагогам: Кто участвует в гендерном воспитании и какова их
роль в данном процессе?
Обобщение:
Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их
важности:
1. Семья. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем
походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной,
спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать
отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик
подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают
они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в
повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми
противоположного пола.
2. Педагогический коллектив детского сада. Половое воспитание,
прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей.
Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений
полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть
правдой, но и это еще не все. Важнее всего, как мы говорим об этом с детьми
и КАК на деле подтверждаем, открыто высказанную нами точку зрения.
Другими словами, если половое воспитание – это, прежде всего
формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных
знаний в этой области. Гендерный подход находит свое отражение в нашем
детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков.
3. Врач. Участие врача в половом воспитании нуждается в уточнении.
Врач должен помогать совершенствовать содержание и технику беседы со
всеми детьми, нуждающимися в советах. Главная задача медицинских
работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в
консультации воспитателей : подготовке родителей, педагогов, других
специалистов и работников детских учреждений и организаций в области
медико-гигиенических вопросов полового воспитания.
4. Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему
половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под
окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых
ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники,
писатели и поэты, модельеры и т. д.
Половой опыт ребенка:
Вопрос педагогам: В каком возрасте у ребенка появляется половой,
опыт?
Сама мысль о том, что дети в каком-то смысле имеют половой опыт,
многими воспринимается как безнравственная. Всего лишь одно поколение
назад люди считали малышей в сексуальном смысле совершенно невинными
созданиями. Сегодня так думают лишь очень немногие, и все же, поскольку
эти немногие существуют, вопрос подлежит обсуждению.
Прежде считалось, что сексуальность возникает в отрочестве. Сейчас,
напротив, мы знаем, что половой инстинкт проявляется в тот же день, когда
ребенок рождается на свет. Если мы заинтересованы в нормальном половом
развитии наших детей, нужно знать, какой у них имеется сексуальный опыт.
Мы не можем себе позволить ждать их отрочества, чтобы помочь им и
руководить их порывами. Тогда будет слишком поздно. Делать это нужно
уже в дошкольном детстве.
Проявления полового инстинкта характерны для всех детей. И если
обнаружите одно из них у вашего ребенка, это вовсе не значит, что его
сексуальность чрезмерна или превратится со временем в проблему. Это
говорит лишь о том, что ваш ребенок точно такой, как все дети.
Вопрос для педагогов: Из чего же складывается обычный половой опыт
у маленьких детей?
Обобщение:
Первый и самый обычный сексуальный опыт дети приобретают, когда
взрослые прикасаются к их гениталиям. Дети реагируют на любое
прикосновение к этим органам. Нетрудно заметить эрекцию полового члена у
мальчика 6 или 7 месяцев, когда мать моет его, посыпает тальком или
вытирает досуха. Речь идет о чисто сексуальном возбуждении органа, и это
совершенно здоровая реакция.
Дети и сами трогают свои половые органы, прежде всего для того, чтобы
узнать, что это такое, и очень скоро соображают, что прикосновения эти
приятны.
Все дети рано или поздно проявляют определенный интерес к половым
органам, обнаруживая анатомическое различие у представителей
противоположного пола. Эти различия замечаются если не дома, то в
детском саду или в гостях у кого-нибудь из друзей. Вполне логично, что дети
задумываются над этим и задают смелые вопросы. Все это вполне
нормально.
У малыша нередко появляется братик или сестренка. Но даже если он
единственный ребенок в семье, у него есть друзья, у которых могут быть
маленькие братья или сестры. К проявлению новорожденного мать обычно
готовит своего ребенка заранее, сам он тоже задает немало вопросов и
прислушивается к тому, что говорят по этому поводу родители и взрослые,
бывающие в доме. В здоровой современной семье детям обычно откровенно
объясняют, откуда берутся малыши, и это тоже в известном смысле, хотя и
не прямой, половой опыт.
Другой неизбежный опыт, оставляющий глубокий след в сознании
ребенка, заключается в повседневном наблюдении своих родителей. Дети
видят, что мама занята чисто женскими делами, а папа своими, мужскими.
Все это, разумеется, помогает мальчику или девочке понять свою половую
роль в жизни. Таким образом, речь идет об опыте наипервейшей важности.
Еще один опыт – даже если это встречается и не очень часто –
приобретается тогда, когда ребенок оказывается свидетелем половой
близости папы и мамы. Надо ли говорить, что категорически не
рекомендуется допускать подобное. У ребенка из-за непонимания того, что
происходит, могут возникнуть тревога, страхи, беспокойство.
Вот такой половой опыт приобретают дети к 5-6 годам жизни, и в целом
это не так уж и мало. Ребенок не столь невинен в сексуальном отношении,
как хотелось бы думать. Проблемы пола еще не открылись перед ним во всей
полноте. У него еще не “работают”, не дают о себе знать железы внутренней
секреции. Свою половую принадлежность ребенок ощущает пока смутно и
скорее сознанием, чем физиологически, - словом, тут можно спорить о чем
угодно, но только не о том, что ребенок – существо совершенно бесполое. По
правде, говоря, будь это так, надо было бы срочно бить тревогу.
Проблемные ситуации:
1. Ребенок уединился и удовлетворяют свое любопытство,
рассматривая то, что запрещено приличием, вы застаете его за этим
интересным для него занятием. Ваши действия.
2. В туалете дети, улучив момент, показывают друг другу половые
органы. Вы это заметили. Ваши действия.
3. Вы заметили, что родители часто целуют определенную девочку в
губы. А затем эта девочка подходит к Вам с фразой : «Дядя Юра, он вкусно
целуется». Что делать?
4. Родители подошли к Вам со следующим вопросом: «Что сказать, если
дети спрашивают, как они появились?» Как отвечать на эти и подобные им
вопросы?
Половые игры детей:
Присущее детям любопытство и стремление к приятным ощущениям
побуждают их к разного рода поискам и расследованиям. Вряд ли что-либо в
доме ускользает от их внимания, в том числе, понятно, и тело – собственное
и сверстников. Какие-то открытия, разумеется, доставляют больше
удовольствия, нежели остальные. Но поскольку это не всегда удается сделать
свободно, они прикрывают возникший интерес играми, которые только на
первый взгляд выглядят невинными и вполне допустимыми. Назовем лишь
самые привычные из таких игр – “доктор”, “куча мала”, когда возникает
множество физических контактов, совместное купание и, наконец, все, что
связано с уединением и скрытостью, например, когда дети прячутся под
кроватью или чердаке. Во всех этих случаях р
сумятицу в сознании ребенка, создаст комплекс вины, вызовет беспокойство
и стремление что-то сделать тайком.
В случае половых игр лучше совсем ничего не предпринимать, чем
действовать во вред: меры нужны только в том случае, если эти игры грозят
перейти какие-то границы, если мы замечаем, например, что ребенок
пренебрегает другими, естественными для его сверстников играми и
развлечениями, и замыкается в себе. Но даже если дело дошло до
крайностей, кто сказал, что половая активность ребенка – явление
болезненное или опасное само по себе? Эта активность означает совсем иное
– ребенок интересуется сексом потому, что пытается восполнить им другие
желания, какие ему не удается высказать и исполнить.
Иных детей половые игры привлекают не столько удовольствием,
которое они доставляют, сколько возбуждением от сознания, что они делают
нечто запретное.
Крайности в половых играх должны рассматриваться как
предупреждение: что-то не функционирует в организме или психике ребенка.
Родители помогут своему ребенку, если исправят другие стороны его
поведения, которые казались нам менее значительными, но, тем не менее,
привели к конфликту с ребенком.
Принципы гендерного воспитания :
Вопрос для педагогов: Какими принципами должен руководствоваться
взрослый при формировании начал гендерного воспитания.
Обобщение:
1. Преемственность детского сада и семьи.
2. Системность.
3. Доверительность отношений.
4. Доброжелательность в высказываниях
Стереотипы воспитания мальчиков и девочек :
Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам,
то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую
принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть
наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и
женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное
наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребё нок подражает всему: и
формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и
стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными
привычками.
Мы, взрослые, сознательно или бессознательно обучаем ребенка его
половой роли, В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем
его в том, что, значит, быть мальчиком или девочкой. Мальчикам чаще, чем
девочкам, прощаем проявления агрессивности и поощряем их активность. От
девочек ждем душевности, чувствительности и эмоциональности. Под
руководством взрослых, через подражание ребенок начинает учиться быть
мальчиком или девочкой. Его позиция как мальчика (или девочки)
обусловливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний.
Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего, происходит
в семье. Здесь многое определяют традиции. Так, мальчику, даже самому
маленькому, обычно заявляют: “Не плачь, ты не девчонка. Ты – “мужчина”.
Девочку наставляют: “Не дерись. Не лазай по заборам и деревьям. Ты
девочка”.
Игра «Черты характерные для мальчиков и для девочек» : Ведущий
называет черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому
полу, педагоги располагают их в соответствующих колонках. Черты
характера: лидерские качества, агрессивность, порывистость, смелость,
душевность, эмоциональная чувствительность, доброта, покорность,
уступчивость, кокетливость.
Обобщение:
Однако совремённая ситуация требует от девочки проявления не только
традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого
отношения к окружающим, но и решимости, инициативности, умения
отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя
воспитывать только мужские качества, потому что действительность
потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.
Игрушки для мальчиков и для девочек:
Игра-соревнование для педагогов: Педагоги объединяются в две группы.
Первая группа называет игрушки, в которые чаще всего играют мальчики,
вторая – девочки. Называют по очереди. Победит та команда, которая
больше видов игрушек назовет.
Вопрос педагогам: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки
для мальчиков и игрушки для девочек?
Обобщение:
Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Девочкам
необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только
противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и
все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные
игры, мячи и т. д. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием.
Это традиционно "немужское" занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-
первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу,
а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в
силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.
Заключительная часть:
Блиц-опрос:
1. Как называется воспитание, основанное прежде всего на знании
физиологических особенностей ребенка?
2. Осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности –
это… ?
3. Кому отводится ведущая роль в гендерном воспитании?
4. В каких видах деятельности формируется и развивается половой
опыт детей?
5. Какие сюжетно-ролевые игры можно предложить мальчикам?
6. Какие сюжетно-ролевые игры можно предложить и мальчикам и
девочкам?
7. Какие эмоции и чувства вы испытываете по окончании нашего
семинара?
Обобщение:
Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной проблеме. Подведение
итогов работы в рамках семинара – практикума.
Список используемой литературы:
1. А. Фромм “Азбука для родителей”
2. А. И. Захаров “Как предупредить отклонения в поведении ребенка”
3. “Популярная психология для родителей” под ред. А. А. Бодалева.