МААМ-картинки

Семинар — практикум для родителей «Занимательные математические игры для детей дома»

Ольга Бочкарёва
Семинар — практикум для родителей «Занимательные математические игры для детей дома»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Ознакомление родителей с играми математического содержания для домашнего использования.

Ход семинара:

Воспитатель: Известно, что игра это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, способствующая самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу в условиях семьи поможет решить ряд педагогических задач.

Публикация «Семинар — практикум для родителей „Занимательные математические игры для детей дома“» размещена в разделах

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели (составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат) стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).

Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения, планировать и осуществлять постоянный контроль своим действиям, соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок).

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Многообразие занимательного материала дает основание для их классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. При подборке игр следует учитывать возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития.

Предлагаю подборку математических игр по разделам:

• Геометрические фигуры;

• Ориентировка в пространстве;

• Количество и счёт

• Ориентировка во времени.

• Логические задачи

которые мы используем в детском саду во время организованной и свободной образовательной деятельности, и которые можно играть дома.

Геометрические фигуры

Различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, овал.

• Кто больше назовет

Ребенок и взрослый соревнуются в названии предметов (в окружающей обстановке, похожих на геометрические фигуры. Например:

прямоугольник - дверь, картина, стена, ковёр, оконная рама, крышка стола и т. д.

круг - тарелка, обруч, часы, мяч, шарик, баночка, баранка и т. д.

трапеция - конструктор, юбочка, сумочка, крышка у стола и т. д.

овал - огурец, батон, салфетка, хлебница, селедочница и т. д.

• Какой фигуры не стало

Дети рассматривают фигуры, называют, запоминают. Затем закрывают глаза, взрослый убирает какую-нибудь фигуру, после чего, открыв глаза, дети определяют, чего не стало.

• Что изменилось?

Дети рассматривают фигуры, запоминают, как они расположены. После закрывают глаза, а взрослый меняет фигуры местами. Дети должны правильно назвать фигуру и место, где она первоначально располагалась.

• Выложи фигуру из палочек

Дети с помощью счётных палочек выкладывают на столе фигуры по заданию взрослого: квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, трапеция.

• «Сравни фигуры»

На фланелеграфе (магнитной доске) находятся квадрат и прямоугольник. Взрослый выясняет у детей, как называются фигуры и чем они отличаются: «Что общего у этих фигур? Как можно назвать эти фигуры одним словом?». Воспитатель обращает внимание на соотношение длины сторон у каждой фигуры с помощью полосок-моделей.

Ориентировка в пространстве

• Кто где?

Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.

Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.

• Фигуры высшего пилотажа

Перед ребёнком лист бумаги и маленький самолётик (из картона или игрушка)

Задания: Самолёт летит в правый (левый) верхний или нижний угол. Где самолёт? Самолёт полетел в середину листа. Где самолёт? и тд.

Аналогично можно играть и с шайбой (чёрный круг из картона). Шайба летит в разных направлениях. Где шайба?

• Игровые задания детям

— Топни правой ногой 3 раза.

- Дотронься левой рукой до левого уха.

- Подними вверх правую (левую) руку.

- Поставь на носок правую (левую) ногу.

- Поставь на пояс правую (левую) руку.

- Дотронься левой рукой до правого колена.

- Повернись на право (налево).

- Сделай три шага вперёд, повернись влево сделай 5 шагов и т. д.

Счёт

• Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

Например, взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» (и так с любым числом до 10).

• Назови числа до 6 (5, 4, 3 и т. д.)

• Назови числа после 3 (4, 5, 6, 7, и т. д.)

• Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного).

• Счёт цепочкой (поочерёдно, с мячом).

Начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый — «три», ребёнок — «четыре» и т. д. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.

• Отложи столько же предметов (счёт на слух)

Взрослый ритмично хлопает в ладоши, ребёнок закрывает глаза и считает хлопки на слух, затем откладывает столько же предметов.

Вопрос: «Сколько предметов ты отложил? и почему?»

Усложнение. «Отсчитай предметов на 1 больше (или на 1 меньше, чем услышишь хлопков».

Вопрос: «Сколько ты отложил предметов и почему?»

• Отсчитай столько же

Перед ребёнком большое количество предметов (палочки, круги, пуговицы и т. д.

Задание. Отсчитай 4 пуговицы (или любое другое количество до 10, или отсчитай столько палочек, сколько показывает цифра (при этом взрослый показывает ребёнку любую другую цифру в пределах 10).

Цифры

• Какой цифры не стало

Перед ребёнком цифровой ряд. Ребёнок закрывает глаза или отворачивается, взрослый убирает одну или две цифры. Открыв глаза, ребёнок определяет какой цифры нет.

• Наведи порядок

Все цифры расположены беспорядочно. Дать задание ребенку разложить цифры по порядку.

• Соедини стрелкой цифру с нужным количеством предметов.

• Обведи в кружок цифру, которая соответствует количеству предметов.

• Назови цифру.

Перед ребёнком цифровой ряд. Взрослый предлагает ребёнку показать любую из названных цифр, или, указывая на любую цифру, спросить как она называется.

• Назови, какие цифры пропущены 1? 3 4? 6? 8 ?

• Какая цифра должна стоять вместо? 1 2 3 4? 6 7? 9 10 или

1 2? 4 5 6 7 8 9 10 и др.

• Покажи цифру

Взрослый прохлопывает определённое количество раз, дети считают про себя и поднимают соответствующую цифру.

Ориентировка во времени

Знать название текущего времени года, месяца, дня недели, части суток. Сколько всего времён года? Назови их по порядку. Какое время года идёт после весны? и т. д.

• Дни недели

— Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету?:

– Сегодня пятница. Какой день будет завтра?

– Четверг – какой день по счету?

– Какой день недели будет после вторника?

- Какой день между четвергом и вторником?

- Сколько всего дней в неделе?

• Что сначала, что потом (с мячом)

• Части суток (что мы делаем утром; когда мы ужинаем, спим, просыпаемся и т. д)

Логические задачи и задания

• Дорисуй недостающую фигуру

• Из каких геометрических фигур состоит предмет

• Какая фигура лишняя?

• Решение логических задач

Предложенный материал способствует внедрению современных подходов к обучению детей дошкольного возраста: таких как сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемных ситуаций, умение понимать предложенные им задачи и разрешать их самостоятельно, в ходе выполнения заданий у детей возникает потребность овладеть определёнными знаниями. Всё это позволяет сформировать у дошкольников высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, устойчивость внимания, то есть те качества, которые им пригодятся в дальнейшем обучении в школе.

Список используемой литературы и Интернет источников:

1. Е. В. Колесникова Программа «Математические ступеньки» - М. : Сфера, 2015

2. Е. В. Колесникова Математика для дошкольников 5 - 6 лет (Сценарии учебно – игровых занятий) - М. : Сфера, 2015г.

3. З. А. Михайлова Игровые занимательные задачи для дошкольников – М. : Просвещение, 1990

4. В. П. Новикова Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст - М. : Мозаика – Синтез, 2009

5. В. П. Новикова Математические игры в детском саду и начальной школе (сборник игр для детей 5-7 лет) – М. : Мозаика-Синтез, 2011

6. Е. И. Синицына Логические игры и загадки (популярное пособие для родителей и воспитателей). - М. : ЮНВЕС, 2001г.

7. Сайт В гостях у Мэри Поппинс, ссылка: http://merypoppins.com/matematicheskie-igry-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta/

8. Социальная сеть работников образования nsportal.ru, ссылка: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/17/rol-didakticheskih-igr-v-matematicheskom-razvitii-detey-doshkolnogo

Публикации по теме:

«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики»«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики» «Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию» писал В. М. Бехтерев. Ещё в прошлом веке было установлено,.

Консультация «Занимательные математические игры как средство развития мыслительной активности детей» .

«Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Семинар-практикум для детей и родителей Цель: сохранение и укрепление физического здоровья детей. Задачи: Помогать родителям и детям ощущать радость от совместной.

Семинар-практикум для родителей «Музыкально-дидактические игры в развитии ребенка» Тема: «Музыкально – дидактические игры в развитии ребёнка» Форма проведения: семинар – практикум Аудитория: родители детей средней группы.

Семинар-практикум для родителей «Игры, в которые играют» Цель: 1. Расширять навыки и знания родителей в игровом общении с детьми на примере игр коренных народов севера. 2. Заинтересовать родителей.

Семинар-практикум для педагогов и родителей «Охрана и укрепление здоровья детей» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ и РОДИТЕЛЕЙ на тему: «Охрана и укрепление здоровья детей» Охрана и укрепление здоровья детей – одна из.

Семинар-практикум для родителей «Давайте поиграем. Развитие математических способностей детей» Цель-повысить компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей, познакомить с логическими играми математического.

Семинар-практикум для родителей «Техника пластилинографии. Развиваем творческие способности детей» ЦЕЛЬ: Формировать представление родителей о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, познакомить с техникой пластилинографии.

Семинар-практикум для родителей «Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры» Разработали воспитатели первой младшей группы: Вертякова Е. В. ,Костикова С. Н. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается.

Семинар-практикум для родителей «Значение математических игр при подготовке детей к школе» Цель: объединить усилия семьи и детского сада в решении задач, связанных с интеллектуальными способностями детей; развивать взаимоотношения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар — практикум для родителей «Занимательные математические игры для детей дома»
Опубликовано: 18 марта 2016 в 22:19
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар — практикум для родителей «Занимательные математические игры для детей дома»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бочкарёва (УИ 124685) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД