МААМ-картинки

Семинар-практикум для родителей «Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры»

Светлана Костикова
Семинар-практикум для родителей «Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры»
▼ Скачать +Заказ

Разработали воспитатели первой младшей группы: Вертякова Е. В. ,Костикова С. Н.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры“» размещена в разделах

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии – это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.

Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны.

Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

 В современной системе сенсорного развития определённое место отводится образовательной деятельности, которая организуется в форме дидактических игр, в которых сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой.

Используя опыт других педагогов дошкольных учреждений, мы создали сенсорную зону – сенсорную среду, состоящую из дидактических игр, которые обогащают восприятие детей, развивают зрительную сосредоточенность, внимание, моторику, тактильные чувства, стабилизируют эмоциональное состояние.

 В дидактических играх мы стремимся заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателя. Работа с детьми проводится в основном индивидуально или подгруппой состоящей из 2-3 детей.  Подборка игр разнообразна: на узнавание, называние и закрепление цвета, группировку однородных и разнородных предметов по цвету, форме, величине,  закрепление величины предметов,   геометрических форм, сравнение предметов по цвету, форме, величине и др.  

 Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта детей, мы заметили, что дети легче адаптируются  к условиям детского сада, дети увереннее накапливают представления о цвете, форме, величине, проявляя желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками и самостоятельно.    Для обогащения сенсорного  опыта  детей, мы постоянно вносим новые дидактические игры. Ведь любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, синтезировать, экспериментировать, обобщать,  т. е. помогает развивать умственные способности детей.

 В процессе создания сенсорной зоны мы отдали предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. Активное участие в их изготовлении принимают родители, привнося иногда что-то новое.

Найди цветок для вазочки!

Для игры нужны вырезанные из картона фигурки цветов и вазочек красного, синего, желтого, зеленого цвета. Разложите цветы на столе и предложите малышу помочь цветочкам найти свои вазочки.  В дальнейшем можно добавлять фигурки других цветов.

Почини юбочку!

Разложите на столе фигурки юбочек вырезанные из картона разных цветов. В середине каждой юбочки можно вырезать геометрические формы. Предложите ребенку положить заплаточку на юбочку по цвету и геометрической форме.

Волшебный цветочек!

Из разноцветной ткани шьются лепесточки и серединка цветка. По цвету лепестка, на серединку пришиваем пуговку. Предложите малышу пристегнуть синий лепесток на синюю пуговку и т. д.

Завяжи солнышку бантик!

Из желтого картона вырезается солнышко и разноцветные лучики и бантики под цвет каждого лучика. Предложите ребенку подобрать бантик по цвету лучика. В дальнейшем можно добавлять другие цвета.

Волшебные крышечки!

В картонной коробке вырезаются отверстия и вставляем в эти отверстия горлышки из пластмассовых бутылок с разноцветными крышками. Ребенок подбирает крышечки по цвету цветочка нарисованного или приклеенного на коробке.

Волшебные прищепки!

Из картона вырезается круг, наклеиваем на картон еду, которые употребляют животные. Отдельно рисуем мордочки животных и приклеиваем их на деревянные прищепки. Предложить ребенку прицепить мордочку животного к еде, которую животное употребляет.

Собери бусы!

Берутся разноцветные крышечки от пластмассовых бутылочек, в середине каждой крышечки делаем небольшое отверстие. На шнурок синего цвета нанизываем синюю крышечку, и так на все разноцветные шнурочки.

Домик для кошечки!

На любой по цвету лист картона клеим геометрические фигуры. В эти фигуры наклеиваем кошечек (можно любого животного). Отдельно вырезаем геометрические фигуры и просим ребенка закрыть кошечку в домике в соответствии с геометрической формой.

Веселые мордочки!

Из ткани вырезаются круглые мордочки животных разного цвета, отдельно ушки овальной формой, кружочки. На мордочки пришиваем пуговки в виде глазок. На глазки из пуговок пристегиваем по цвету мордочки ушки овальной формы или круглые глазки.

Коробочки с секретом!

Берутся пустые спичечные коробочки. Наклеиваем на вверх коробочки разных животных, птиц. Внутрь коробочки клеим еду, которую употребляют животные, птицы. Закрываем коробочку и сначала предлагаем назвать, что за животное или птица наклеена на верхней части коробочки, что употребляет в пищу животное или птицы. Ответив ребенок открывает коробочку и сравнивает свой ответ, с картинками наклеенными внутри коробочки.

Поросеночек!

Берется пустая пластмассовая бутылка, обшивается тканью любого цвета. В носик поросеночка кладем фасоль или крупные бусины. По просьбе взрослого, ребенок кладет в поросеночка фасоль или крупные бусины. Игра проводиться под присмотром взрослого.

Просим выразить свое мнение о нашем практическом семинаре. На стене расположен контур паровозика и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок, если частично-синий квадрат, а если не удовлетворены - зелёный треугольник. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие любви и интереса к книге в младшем дошкольном возрасте» Любой талант нужно открыть, вырастить и воспитать. Читательский талант нужно воспитывать с детства. Только талантливый читатель обладает.

Дидактические игры-пособия для развития сенсорных эталонов у детей раннего возрастаДидактические игры-пособия для развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста Уважаемые коллеги! Хочу вам рассказать,как интересно и увлекательно можно закрепить цвет,величину,размер,название геометрических фигур. Я.

Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Воздушные шарики» и «Заштопай варежки»Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Воздушные шарики» и «Заштопай варежки» Цель игры:Развитие мелкой моторики пальцев, закрепление основных цветов (красный,желтый, синий, эеленный).Развиваем внимание,воображение,.

Формирование творческой инициативы в младшем дошкольном возрасте посредством конструирования Статья: Формирование творческой инициативы в младшем дошкольном возрасте посредством конструирования. Основополагающим требованием общества.

Использование фольклора в младшем дошкольном возрасте Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно.

Развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрастеРазвитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится.

Методика руководства дидактической игрой «Домино» в младшем дошкольном возрастеМетодика руководства дидактической игрой «Домино» в младшем дошкольном возрасте Тема игры: «Домино» База реализации игры: МДОБУ детский сад «Буратино» с. Буганак Участники игры: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Семинар-практикум для родителей «Музыкально-дидактические игры в развитии ребенка» Тема: «Музыкально – дидактические игры в развитии ребёнка» Форма проведения: семинар – практикум Аудитория: родители детей средней группы.

Проектная деятельность в младшем дошкольном возрасте «Волшебные листья» Тема проекта: «Волшебные листья».Цель:показать, что листья разные по величине, цвету, форме, тонкие, шуршат, что листья можно использовать.

Семинар-практикум для педагогов «Приёмы рисования в младшем дошкольном возрасте» Цель: Познакомить молодых педагогов с особенностями обучения технике рисования, различных методов и приемов в изобразительной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры»
Опубликовано: 27 февраля 2016 в 20:23
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Костикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД