Лучший педагог года

Семинар-практикум для родителей «Как приучить ребенка к самостоятельности»

Ерлыгина Ирина
Семинар-практикум для родителей «Как приучить ребенка к самостоятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для родителей

Тема: «Как приучить ребенка к самостоятельности»

Возраст: 2 младшая группа (3-4 года)

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Участники: родители и воспитатели

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Как приучить ребенка к самостоятельности“» размещена в разделах

Цель: Дать родителям представления о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно-гигиенических навыков, как средство повышения педагогической культуры родителей.

Задачи:

1)Привлечь внимание родителей к осознанию важности самостоятельности и в жизни ребёнка

2)Вызвать интерес родителей к развитию КГН у детей 3-4 года жизни.

3)Познакомить родителей с методами для формирования самостоятельности и КГН.

План:

1. Приглашение на семинар-практикум

2. Вступительное слово воспитателя

3. Презентация

4. Знакомство родителей с некоторыми методами и приемами, которые используют в режимных моментах.

5. Игра для родителей. «Мимика и жесты».

6. Памятка для родителей «Что должен уметь ребенок в младшем возрасте

Ход семинара-практикума :

Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас. Наша сегодняшняя встреча посвящена теме «Как приучить ребенка к самостоятельности».

Самостоятельность - это в первую очередь независимость от чужих мнений и крепкие собственные убеждения, и правильные поступки.

Чтобы этого добиться родителям следует запомнить одно самое главное правило : «Не делайте за ребёнка то, что он сам может сделать».

Все дети разные по темпераменту и определенного рецепта, как научить малыша самостоятельности нет, здесь родители должны исходит из возможностей ребенка, его стремлений и желаний. Когда у ребёнка начинается период «Я сам» не останавливайте его, а наоборот поощряйте. Это позволит малышу самовыражаться.

В маленьком возрасте малыши зависят от взрослых. Взрослее они обретают самостоятельность. Приучая малыша самостоятельно одеваться, умываться вы поддерживаете его стремление к самостоятельности в мыслях и поступках.

Примерно в 2,5-3 года малыш может самостоятельно раздеться, а одеваться они начинают примерно к 5-6 летнему возрасту. Но не следует настаивать и принуждать малыша делать всегда и всё самостоятельно – это будет неверный путь приучения к самостоятельности. В последствии он будет делать это с неохотой и бунтовать, когда его будут заставлять. Такие дети вырастают упрямыми, и зависящими от родителей, без собственного мнения. Также не торопите своего ребенка, когда он пытается застегнуть пуговицы, завязать шнурки или надеть пальто – поторопив, и сделав все за него, вы можете загубить его стремление к независимости. И ни в коем случае не кричите и не угрожайте малышу, а просто доходчиво объясните, что одеваться нужно чуть быстрее. И сделайте скидку на то, что малыш только учится и естественно не всё сразу и быстро получается.

Также процессу обучения самостоятельности, способствуют домашние обязанности чада, например, собирать игрушки, или складывать вещи. Делая эти элементарные вещи, у ребенка быстрее сформируется ответственное поведение. Если у него что-то не получается, подбодрите его и покажите, как надо правильно делать. Но, ни в коем случае не отстраняйте его от работы, он должен научиться добиваться хорошего результата путем проб и ошибок. И не делайте всё за него, а иначе ребенок просто станет ленивым и перестанет стараться. Когда у ребёнка всё получается, он ощущает чувство подъема, свою значимость и у него появляется стимул к новым достижениям. Таким образом, у него будут развиваться такие качества, как упорство, стремление к победе, и самое главное самостоятельность.

Не запрещайте ребёнку высказывать своё мнение, это позволит ему ощутить свою значимость и еще больше побудит его к самовыражению и самостоятельности. Например, когда вы покупаете ребёнку одежду, возьмите его с собой и пусть он выбирает, а вы советуете или наоборот. Так вы привьете чаду и самостоятельность выбора, и ненавязчиво сформируете вкус ребёнка в одежде, его чутье стиля и чувство цвета (это полезно как девочкам, так и мальчикам).

Позвольте своему чаду оформить свою комнату, так как ему нравится, чтобы ему было комфортно. Хочет повесить постеры – пожалуйста, переклеить обои – вперёд. И старайтесь при этом не комментировать: криво, или некрасиво – это отобьет у ребёнка всякое желание к творчеству и самостоятельности. Это второе правило родителей : «никогда не высмеивать и не унижать ребёнка, если у него что-то не получилось и тем более не делать этого перед посторонними людьми». Сделав так один или несколько раз, ребёнок станет замкнутым, перестанет стремиться к освоению нового, перестанет пытаться чего-либо достигнуть. В итоге ребёнок вырастет неуверенной и зажатой личностью, которая будет полностью зависеть от вас и вашего мнения.

Также ошибкой служит и безмерное потакание прихотям ребёнка. Такой ребёнок без труда получит то, что хочет. Такие дети, как правило, вырастают малоактивными, капризными и не умеющими добиваться чего-либо самостоятельно. В итоге они становятся зависимыми от вас – это в лучшем случает, а если от посторонних людей или каких-либо других зависимостей (наркотической, алкогольной?

Но как бы, то, ни было, все дети разные и к ним нужен разный подход. Не стоит вгонять своего ребёнка в жесткие рамки, у вас всё равно это не получится, а если и получиться, то вы вскоре сами этому не обрадуетесь. В рамках много запретов, и нарушение этих запретов, как правило, строго наказывается. Тогда у ребёнка пропадает тяга к новому, к самостоятельности, он просто будет плыть по течению и оглядываться на вас, что вы об этом думаете, а вдруг он не туда поплыл. Такие дети вырастают несчастливыми, неуверенными и несамостоятельными. А ведь при воспитании, счастье ребёнка должно стоять на первом месте. Это в первую очередь независимость от чужих мнений и крепкие собственные убеждения, и правильные поступки.

Достаточно наивно думать, что если ребенок долгое время выполняет все ваши поручения, то в один прекрасный день он превратится в самостоятельного и ответственного человека. Не бывает так, что он сам научится ставить перед собой цели, для достижения которых необходимо принимать осмысленные решения.

При этом не забывайте о том, что ребенок должен не только самостоятельно искать решение проблемы, но и нести ответственность за все свои действия. То, что он умеет убирать за собой игрушки, застилать кровать или мыть после еды посуду — хорошо, но этого недостаточно. Нужно еще и развивать в детях уверенность, чтобы они не казались сами себе нерешительными и ни на что не способными. Иначе ребенок всегда будет зависеть от родителей. Самостоятельность проявляется в любом поступке от «сегодня я убрался в квартире» до «я разобрал на части свою игрушку и перевел бабушку через дорогу». Главное, чтобы ребенок осознавал, правильно он поступает или нет.

Не нужно надеяться на то, что ребенок будет лучше вас или сможет совершить то, что так хотели, но так и не научились делать вы. Не стоит заставлять его учиться делать сразу все. Ваш сын или дочь – не игрушка, а живой человек. Если вы хотите, чтобы малыш стал ответственным помощником для вас, то стоит запастись терпением и быть готовыми к тому, что придется потратить много сил на это. Нельзя забывать, что на все требуется время. Придется вырабатывать такую линию воспитания, которая будет подходить и вам и малышу.

Почему дети не хотят или не могут стать самостоятельными?

Зачастую родители сами не понимают, что отбивают у ребенка подобное желание. Обычная ситуация: малыш решил написать письмо своей бабушке. Самостоятельно трудился над ним около часа. Заинтересовавшаяся мама попросила дать ей взглянуть на написанный текст. Заметив, что письмо написано не очень аккуратным почерком и с некоторыми ошибками, она начала кричать на ребенка, что он глупый и совсем не старается. Малыш расстроился. Мама решила помочь ему и исправила все ошибки красной ручкой, велела сыну переписать текст на чистый лист. Мальчик стал переписывать, но, ощущая за спиной присутствие матери, ждущей от него отличный результат, ребенок начал нервничать. В результате переписанное письмо оказалось намного хуже первого. Мать снова велела сыну переписать. В конце концов, ребенок расплакался, выбросил ручку и отказался писать вообще.

Почему же так произошло? Все просто! Вместо того чтобы похвалить малыша за проявленную инициативу, мать начала ругать ребенка за его ошибки, забыв о том, что ребенок САМ захотел что-то сделать. Если бы она сказала ему: «Какой ты молодец, написал письмо бабушке. Но тут у тебя несколько ошибок. Давай, вместе их исправим?», то все бы обошлось и малыш в дальнейшем, с удовольствием сам проявлял бы инициативу. А так получается, что старайся – не старайся, все равно все будет не так. Логично, что в голове малыша появится вопрос: «Зачем, вообще что-то начинать?».

Еще одной распространенной причиной того, что дети не становятся самостоятельными, является элементарное непонимание того, что им нужно таковыми становится. И действительно, откуда же они об этом узнают, если родители все делают и решают за них. Они говорят своему сыну или дочери: «подрастешь-научишься!». Получается, что старшие сначала блокируют проявление самостоятельности, а потом обижаются на то, что ребенок не убирает за собой. А он, просто-напросто, не догадался, не знал, что это следует сделать. И опять же, в результате получается: «не знал – не сделал – поругали». Таким образом, взрослые изначально отбили у ребенка желание в дальнейшем вообще что-либо делать.

Какие же действия стоит предпринять, чтобы научить ребенка самостоятельности?

Для начала необходимо научиться предоставлять ребенку право выбора. Пусть он сам решает, как ему стоит поступить в той или иной ситуации. Учите его анализировать последствия. «Что может получиться в результате, если ты поступишь так, а если выберешь иной вариант?».

Планируйте заранее дела, которые необходимо сделать. Например, на следующий урок нужно выучить новые слова по английскому языку. Не надо заставлять малыша бросать все дела и срочно приниматься за изучение новых слов. Просто спросите у ребенка, когда он хочет заняться выполнением задания по иностранному языку. Таким образом, в голове малыша формируется образ того, что он принимает решение. В дальнейшем он сам научится распределять свое время без посторонней помощи.

Но не забывайте и о режиме дня. Приурочьте какие-либо обязательные дела и занятия к определенному времени. Если такого режима нет, то родителям придется постоянно следить за тем, чтобы ребенок справлялся со всеми своими заданиями и обязательствами, точнее, чтобы он успевал их выполнить. А это будет только вредить динамике развития самостоятельности.

Поощряйте своего сына или дочь к самостоятельности. Не забывайте лишний раз похвалить. Говорите ему о том, что гордитесь им за совершенные поступки, что очень рады тому, что он, пока мама была на работе, сделал все уроки сам, протер пол или пыль и навестил больную бабушку. Развитием самостоятельности служат и сюжетно-ролевые игры, а также игры с правилами. В них можно представлять себя кем угодно, принимать какие угодно решения, но не забывать, что они тоже ведут к каким-то последствиям. Чем чаще ребенок играет в такие игры, тем быстрее он примерит на себя роль самостоятельного человека в жизни.

Знакомим родителей с некоторыми методами и приемами, которые используют в режимных моментах. Игровая ситуация. Здесь подходят игры в которых можно создать игровые ситуации, например игры с куклами: «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Накормим куклу обедом». Эти игры способствуют формированию практических умений и навыков, прививают положительное отношение к умыванию, при этом применяют много потешек и стихов, ведь их можно подобрать на все случае жизни. Мы составляем для детей картотеку потешек, дидактических игр, пальчиковых игр, музыкально- ритмических игр. В игре мы также используем различные сюжетные картинки, на которых изображены те или иные действия, связанные с воспитанием культурно-гигиенических навыков. Положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчиковых игр. Игры с участием рук пальцев помогают убрать напряжение детям, повышают положительные эмоции.

Игра для родителей. «Мимика и жесты». Участники делятся на команды (для этого родителям раздаются части из целой картинки, картинки с изображением предметов личной гигиены) Команды загадывают предложенные ведущей загадки о предметах личной гигиены с помощью жестов мимики. После того как команда соперников отгадает загадку, ее зачитывают вслух. Вторая игра для активизации родителей «Потешки, стихи.» Родителям предлагаем потешки и стихи, а они подумают к какому гигиеническому навыку применить стишок т. е выяснить, что родители знают навыках своих детей, что их дети должны уметь в раннем возрасте.

Итог семинара - практикума :

В младшем возрасте дети обладают большой подражательностью. Поэтому, желая воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, мама и папа должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитывать у своего ребёнка привычки к аккуратности.

Итак ребёнок рождается беспомощным существом. За первые три года проходит огромный путь, пожалуй, более значительный и богатый приобретениями, чем во все остальные годы его жизни! В самом деле, с чем можно сравнить развивающуюся в раннем детстве способность владеть своим телом, речью, мыслить, радоваться, любить и грустить, воспринимать прекрасное в окружающем нас мире! Всё это, конечно, ребёнку ещё предстоит развивать и совершенствовать в дошкольном, а потом школьные годы и даже когда он станет взрослым.

Всю жизнь! Но все начинается с раннего детства. Здесь – истоки всего человеческого. Как от хилого росточка трудно добиться пышного цветения, так невоспитанному сызмала ребенку нелегко восполнить упущенное. Поэтому воспитание детей надо начинать с рождения. Благодарим всех родителей за участие в нашей встречи. (Выдаём памятки «Что должен уметь ребенок в младшем возрасте»).

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Проектная деятельность в ДОУ как средство развития  самостоятельности и инициативы дошкольников» Проектная деятельность в ДОУ как средство развития  самостоятельности и инициативы дошкольников» Семинар-практикум Цель: Повышение  компетентности.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка делать зарядку» Как приучить ребенка делать зарядку В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль постоянного примера окружающих.

Консультация для родителей «Аккуратный ребенок, или Как приучить ребенка к порядку» «Героями не рождаются – героями становятся»! Так и аккуратными и работящими не рождаются – ими становятся. А чтобы малыш вырос и стал аккуратным,.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка быть терпеливым». Часто встречаясь с мамами и детьми на улице, в магазине, на детских площадках мы орущих, топающих ногами малышей. Нетерпеливый и несдержанный.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка убирать за собой игрушки?» Как приучить ребенка убирать за собой игрушки? Рано или поздно все родители начинают задаваться этим вопросом. Пока ребенок маленький, кажется,.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к горшку» Одной из самых сложных проблем для родителей является процесс приучения малыша к горшку. Мнения специалистов по этому поводу расходятся.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к труду?»Консультация для родителей «Как приучить ребенка к труду?» В четыре-пять лет ребенок уже может сам зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы. Привлекайте его и к работе по дому - пусть в меру своих.

Памятка для родителей «Как приучить ребенка мыть руки?» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Как приучить ребенка мыть руки? 1. Малыши всегда ориентируются на поведение взрослых, поэтому своим примером показывайте,.

Семинар-практикум для родителей «Комплекс подготовки ребенка с ОНР к логопедическому занятию»Семинар-практикум для родителей «Комплекс подготовки ребенка с ОНР к логопедическому занятию» Цель: • оказание практической помощи родителям в подборе речевого материала и игровых приемов при подготовке к логопедическому занятию и.

Семинар-практикум для родителей «Здоровье сбережение как залог успешности ребенка в социуме» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 55 «Рябинка» Семинар – практикум для родителей «Здоровье сбережение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Как приучить ребенка к самостоятельности»
Опубликовано: 7 ноября 2018 в 17:38
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Как приучить ребенка к самостоятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Ерлыгина Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД