Анна Полякова
Семинар-практикум с родителями «Значение развития мелкой моторики у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Программные задачи: показать родителям взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью дошкольника; познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики у детей; повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук для успешного овладения письмом; укрепить сотрудничество родителей и воспитателей.
Публикация «Семинар-практикум с родителями „Значение развития мелкой моторики у детей“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Оборудование: игры и пособия на развитие мелкой моторики, книги, картотеки игр.
Ход мероприятия:
В зале выставка игр и пособий.
В-ль: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем семинаре.
В-ль: Что такое моторика?
Мнение родителей.
В-ль: Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику. Крупная моторика – бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны. Вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней добавляются навыки мелкой моторики. Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
В-ль: Как вы думаете, надо ли ее развивать, если надо, то для чего? Есть такое высказывание «Ум ребенка –в пальчиках». Как вы это понимаете?
В-ль: Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные, игрушки, тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, от пальцев. Для того чтобы ребенок хорошо разговаривал, необходимо развивать его пальчики.
Начинать работу нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. чтобы ребенку было интересно нужно обучение проводить в форме игры.
Сегодня на нашем семинаре мы хотим показать те игры и упражнения, которые мы проводим в детском саду и вы можете использовать дома. Ну и, конечно, вы тоже поиграете.
Первое это пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :
способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность головного мозга; развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; развивает тактильную чувствительность; снимает тревожность.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Самая первая и простая игра «Сорока-белобока». Пальчиковых игр очень много. Сейчас мы с вами поиграем.
В-ль проводит комплексы «Семья», «Капуста», «Снежок».
В-ль: Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Вот некоторые из них. Конечно, это мозаика. Сейчас ее различное множество. Подбирать ее необходимо по возрасту: от крупной до более мелкой. Так же игры с пуговицами. Их можно использовать, как пуговичную мозаику. Мы используем для того, чтобы дети учились застегивать и расстегивать пуговицы.
Игры с прищепками. Предложите ребёнку прикрепить прищепки по периметру вырезанной из картона фигуры. Можно «приделать» иголки ежу, лучи солнышку и т. д. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками.
Игры-шнуровки. Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иголкой.
Игры с макаронами и бусинами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. д. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Можно использовать пробки от бутылок, как мозаику, так и цветное лото. Наши дети любят играть в «Волшебный мешочек». Это когда мы складываем в мешочек знакомые детям предметы и они должны на ощупь определить что это за предмет.
Для развития моторики так же можно использовать игры с пластилином. В процессе лепки развиваются тактильные ощущения, координация движений пальцев, мышцы пальцев. Можно использовать пластилинографию, то есть «рисование пластилином», Размазывание пластилина требует определённых усилий и ручной умелости. Рисование. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова.
В-ль: А теперь, уважаемые родители, хочется предоставить вам слово. Может быть у вас есть примеры игр для развития моторики.
Обмен опытом. Так же родителям предлагается взять игру или пособие и попробовать поиграть.
В-ль: Надеемся, что мы смогли вас убедить в значимости развития руки для ребенка и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию психических функций, развитию пространственных ориентировок. Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т. д. любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями.
Большое спасибо за активное участие!