Тарасова Наталья петровна
Семинар-практикум для родителей «Работа со звуками [Р]-[Р’] у детей во взаимодействии с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение продуктивности коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений воспитанников в условиях семьи.
Задачи:
1. Повысить компетентность родителей о способах устранения речевого недостатка ребенка в домашних условиях.
2. Познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной гимнастики, некоторыми приемами по формированию сильной воздушной струи и правильного речевого дыхания.
3. Формировать практические навыки по работе над постановкой звуков [Р]-[Р’].
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Работа со звуками [Р]-[Р’] у детей во взаимодействии с родителями“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
4. Познакомить родителей с интерактивными играми по автоматизации звуков.
Ход:
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
I. Водная часть.
- Сегодня мы собрались на семинар – практикум, тема которого была определена из ваших запросов. Наиболее значимой на сегодняшний день для Вас является проблема нарушения произношения звуков [Р]-[Р’]. Поэтому данное собрание мы посвятим методам и приемам, способствующим преодолению нарушений этих звуков, и особое внимание уделим помощи, которую вы сможете оказать своим детям в домашних условиях.
II. Норма артикуляции звуков [Р]-[Р’].
-Уважаемые родители, произнесите, пожалуйста, длительно звук [Р]. Как правило, у нас, у взрослых, произнесение данного звука не вызывает затруднений, потому, что наши органы артикуляции готовы к его произношению, у детей же с нарушением речи они еще недостаточно подвижны, а значит их нужно упражнять и тренировать. Звуки [Р]-[Р’] в онтогенезе формируются значительно позднее свистящих и шипящих, и являются наиболее трудными в постановке и коррекции.
Причины нарушения звуков:
1. Укороченная подъязычная связка («уздечка», ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка;
2. Слабость мышц языка;
3. Неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения;
4. Слабая воздушная струя.
В первом случае, при укороченной уздечке, обращаемся за помощью к врачу - хирургу, а вот в трех других случаях, на помощь приходим мы с вами, педагоги и родители, и только в тесном сотрудничестве, потому что усилия с одной стороны не приведут к желаемому результату.
Дефекты произношения звука:
Искажение артикуляции звука [Р] или его пропуск называется ротацизмом. Часто всего встречается горловое произношение (картавость). Замена звука [Р] любым другим звуком называется параротацизмом, например замена [Р] на [Л] (лыба — рыба, лак— рак).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
При устранении недостатков произношения звука [Р] сначала следует подготовительная работа:
III. Артикуляционная гимнастика с родителями.
Тренируем артикуляционный аппарат.
1. Практическое выполнение упражнений: «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр», «Индюк», «Дятел», «Комарик», «Заведи мотор».
Логопед следит за правильным выполнением каждого упражнения, комментируя значимость каждого из них.
Вывод: Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
IV. Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей.
1. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
2. Проигрывание игр с родителями.
Вывод: При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
V. Выработка вибрации языка с использованием зондозаменителей (ватной палочки).
После подготовительных упражнений можно перейти к вызову звука.
Логопед демонстрирует родителям приемы постановки звука [Р] и обучает им родителей.
Уложите ребенка на коленку, предложите ему выполнить упражнение «Грибок», сделать вдох через нос и резко выдох через рот, не опуская язык. Как правило получается сочетание звуков ДРРР. Вырабатываем длительное произношение этого сочетания с помощью звуковых дорожек «Помоги зайчику добраться до леса». Затем произносим сочетание ДР с гласными: дрр – а, дрр – о, дрр – у, дрр – ы. Произнесение звукосочетаний производится на одном выдохе. Если у ребёнка не совсем получается, тогда одновременно ватной палочкой под кончиком языка производим быстрые колебательные движения в вертикальном направлении. Кончик языка то смыкается с твердым небом, то отрывается, таким образом, достигается вибрация кончика языка. Следующим этапом начинается постановка звука в конце слога и только потом в начале и середине. Как только у ребёнка получится проговаривать звук [р] в этих слогах, он по-настоящему зарычит. С помощью звуковых дорожек, мы отрабатываем изолированно звук [р].
В результате регулярных упражнений грубая вибрация заменяется нормальной. Обычно постановка этого звука требует много сил и времени от ребенка и от родителей. Только при систематических ежедневных занятий можно добиться положительных успехов
VI. Последовательность работы по автоматизации звуков [Р]-[Р’].
Это длительный процесс, требующий терпения.
(Далее логопед рассказывает о последовательности, а родители проигрывают, проговаривают).
Автоматизацию звука [Р] начинаем сначала в слогах: выполняем с помощью поп и та.
Затем в словах, выделяя голосом звук [Р]: показ игры.
Далее автоматизируем звук [Р] в словосочетаниях: показ игр и игровых упражнений.
В предложениях: показ игр.
В чистоговорках, скороговорках, стихах. Обычно даю для заучивания дома.
Каждый раз напоминаю вам, чтобы был регулярный контроль звука в свободной речи. Запомните, если ребенок забывает или ленится правильно произносить звуки в речи, или по привычке, останавливайте его и просите произнести правильно.
Аналогично автоматизируем звук [Р’]. При этом объясняем позу языка. Язычок вибрирует у краешков верхних зубов.
VII. Рубрика «В помощь родителям»
При автоматизации звуков я Вам предлагаю в тетрадях задания.
VIII. Итог заседания.
- Наше мероприятие подошло к концу. Надеюсь, что полученная информация будет для Вас полезной, и мы сможем помочь вашим детям в речевом развитии вместе, в частности в коррекции произношения звуков [Р]-[Р’].