Залина Дзгоева
Семинар-практикум учителя-логопеда для родителей «Путешествие с веселым язычком»
Цель: Обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности, а также формировать умение осознанной, адекватной, результативной помощи детям по развитию правильного звукопроизношения в домашних условиях.
Задачи:
1. Стимулировать родителей к активному взаимодействию с логопедом;
2. Помочь родителям овладеть специальными упражнениями артикуляционной гимнастики, подобранными для ребенка с учетом нарушения произношения конкретного звука;
Публикация «Семинар-практикум учителя-логопеда для родителей „Путешествие с веселым язычком“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3. Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата и сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
4. Показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата во время произношения различных звуков;
5. Познакомить с комплексами основных профилактических артикуляционных игр-упражнений; с игровыми приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных материалов и приспособлений;
6. Дать рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Оборудование, материалы, информационно-техническое обеспечение:
столы, стулья, зеркала, схемы-профили артикуляции различных звуков;
чайные ложки, сушки (бублики, печенье, варенье, ватные шарики, леденцы «чупа-чупс»;
мультимедийная презентация «Артикуляционная гимнастика – важнейшее средство развития правильного звукопроизношения», видеоролик «Веселые артикуляционные упражнения для детей со сладостями»; ноутбук, экран, проектор;
раздаточный материал для родителей : буклеты «Научим язычок правильно говорить», памятки: «Артикуляционные уклады при произнесении различных фонем».
Форма проведения: игровой тренинг.
Ход СЕМИНАРА:
1. Сообщение логопеда о роли и значении артикуляционной гимнастики, демонстрация презентации «Артикуляционная гимнастика – важнейшее средство развития правильного звукопроизношения».
- Добрый день, уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Спасибо, что пришли на наше мероприятие. Сегодня мы с вами поговорим об артикуляционной гимнастике, о её необходимости проведения дома и потренируемся в выполнении артикуляционных упражнений.
Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения звуков. Они обусловлены тем, что у ребенка данного возраста ещё недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппарат. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата слабые и нетренированные. Всё это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно чёткие и согласованные.
- Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Звуки речи являются результатом сложной работы различных частей артикуляторного аппарата. Звуки речи возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся: язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть.
Этот рисунок (Слайд №2) дает представление о том, как работают речевые органы во время звукообразования во рту.
Мягкое небо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть – подниматься и опускаться.
Голосовые связки могут раскрываться при произношении глухих звуков, а при произношении звонких – сближаться и вибрировать.
Самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно их положение формирует каждый звук речи. Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. У языка различают кончик, спинку, боковые края и корень. Различные движения может производить не только весь язык, но и его отдельные части. Благодаря такой подвижности язык может создавать разнообразие артикуляций, которые способствуют правильному звукопроизношению.
От правильного строения органов артикуляции зависит и правильное звукопроизношение. Если присутствуют у ребенка отклонения в строении артикуляции, то ему необходима помощь специалистов (ортодонт - это медицинский специалист, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением зубочелюстных аномалий). А точность, сила и дифференцированность движений этих органов развивается у каждого ребенка индивидуально и постепенно, в процессе речевой деятельности при тесном взаимодействии специалистов (невролога, логопеда, педагогов и родителей.
Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.
Именно артикуляционная гимнастика является приемом выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.
Что же такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?
Все речевые органы состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой звуков должен заниматься логопед. Но, некоторые родители считают, что повторяя многократно слова, чистоговорки и даже скороговорки, они могут воспитать правильное звукопроизношение у ребёнка. Они и не подозревают, что сначала ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук, только затем начинается этап автоматизации звука, т. е. закрепление его в слогах, словах, а потом во фразе.
Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.
Именно артикуляционная гимнастика является приемом выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных фонем.
Обычно нарушаются следующие группы звуков у детей: «свистящие», «шипящие», «сонорные». Каждый звук имеет свой артикуляционный уклад.
Артикуляционный уклад при произнесении различных звуков
Родителям раздаются памятки : («Артикуляционный уклад при произнесении различных звуков»)
- Давайте попробуем произнести правильно те звуки, произнесение которых чаще всего нарушается (С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Щ, Р, Л).
(Родители самостоятельно перед зеркалами выполняют артикуляционные уклады при произнесении звуков речи).
Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение.
Проверив, какие звуки не произносит ваш ребенок, логопед подбирает специальные упражнения, исходя из правильной артикуляции звука. Затем объединяет их в комплекс упражнений именно для того или иного нарушения, имеющегося у ребенка.
Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т. е. все то, что необходимо для правильного образования звука.
В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз, можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны. А работа их будет в должной мере координирована.
Артикуляционные упражнения являются подготовительным этапом при постановке звуков речи. Они условно делятся на статические и динамические.
Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 10 – 15 секунд.
Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 5 – 7 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.
2. Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей.
– Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе со мной попробуем выполнить несколько артикуляционных упражнений. Вы выступите в роли своих детей…
Логопед рассказывает сказку «Приключения Веселого Язычка», сопровождая свой рассказ демонстрацией презентации. Вместе с родителями выполняются упражнения артикуляционной гимнастики в соответствии с текстом сказки.
-Мы потратили всего несколько минут чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
- научить ребенка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряженность артикуляционных органов;
-подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков.
В ходе выполнения упражнений артикуляционной гимнастики вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и, вместе с тем, координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее. Наберитесь терпения! Помните, что выполнение артикуляционных упражнений — это трудная работа для ребёнка. Не укоряйте ребенка, а хвалите. Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.
– Напомню Вам о главных правилах проведения артикуляционной гимнастики.
1. Упражнения проводятся сидя перед зеркалом, чтобы ребенок видел своё лицо;
2. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут. Но не следует предлагать ребенку более 3-4 упражнений за раз;
3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз;
4. Статические упражнения, направленные на удержание артикуляционной позы в одном положении выполняются по 10-15 секунд («Блинчик», «Чашечка»);
5. Соблюдать принцип «от простого к сложному»;
6. Из выполняемых 3-4 -х упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления;
7. Перед началом выполнения упражнения взрослый называет его, рассказывает о технике выполнения и показывает его;
8. Во время выполнения ребенком упражнения, взрослый ведет контроль.
Эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от совместной деятельности логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у детей, а также позволяющей родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей. К основным задачам сотрудничества логопеда и родителя относятся : формирование мотивации к коррекционной работе с детьми, поддержка и закрепление речевых умений навыков при выполнении домашних заданий.
3. Знакомство родителей с артикуляционными упражнениями с использованием нетрадиционных материалов и приспособлений.
- Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.
Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения с нетрадиционными приспособлениями, демонстрирует правильное выполнение. Родители перед зеркалами повторяют упражнения самостоятельно.
Упражнения с ложкой.
• Язык в позе «Лопаточка», похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
• Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
• Языком облизывать ложку с обеих сторон.
• Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
• Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
Игры с ватными шариками, бутылочками, сушками, печеньем, вареньем.
«Воздушный футбол»
Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребенку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки). Обратите внимание! Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
«Фокус» или «Снежинка на носу»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Обратите внимание! Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх. Не сжимать язык зубами. Выдох должен быть плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
«Поющая бутылочка»
Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук. Это очень нравится детям.
Обратите внимание! Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения свистящих звуков.
Далее педагог рассказывает, какие упражнения можно выполнять с применением печенья («Достанем язычком до каждого цветочка (буквы) на печенье», «Курочки» (собрать языком крошки печенья) и т. п. ; сушек («Циркач» (надеть сушку на язык, «Не урони!» (удержат сушку губами) и т. п. ; варенья (меда, сгущенки, йогурта).
- А сейчас я хочу вам показать небольшой фильм о том, как привычные сладости могут превратиться в тренажеры для артикуляционной гимнастики.
Демонстрируется фильм «Веселые артикуляционные упражнения для детей со сладостями».
Упражнения с чупа-чупсом: «Сладкая зарядка»
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.
• Сжать чупа-чупс губами и удерживать его 5-10 секунд.
• Удерживая чупа-чупс губами, подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
• Приоткрыть рот, губы разведены в улыбку, сделать упражнение «чашечка», положить в чашечку леденец и удерживать леденец только языком в течении 5-10 секунд.
• Поднять широкий язык к небу упражнение «грибок», прижать язык леденцом снизу к небу.
• Выполнять движение леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.
4. Обмен впечатлениями и подведение итогов семинара.
- Уважаемые родители! Мне бы очень хотелось услышать ваше мнение по поводу сегодняшнего мероприятия. Пожалуйста, поделитесь своими мыслями.
1. Интересна ли была тема нашего семинара?
2. Что нового и полезного вы для себя узнали?
3. Считаете ли вы, что артикуляционная гимнастика способствует правильному звукопроизношению?
4. Какие игры и упражнения заинтересовали вас больше всего?
5. Будете ли вы выполнять с вашими детьми упражнения?
Ответы на какие вопросы вы хотели бы получить при нашей следующей встрече?
Вот и подошла к концу наша встреча. Если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости выполнения артикуляционных упражнений для правильного звукопроизношения ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы можем ему в этом помочь.
Логопед раздает памятки, буклеты для родителей.
Список используемой литературы:
1. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е. В. Новиковой «Логопедическая азбука». Новая методика обучения чтению. – М. : «Издательство ГНОМ», 2011.
2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2012.
3. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
4. Поливара З. В. Нейропсихолингвистичекие основы нарушения речи. Учебное пособие. - Тюмень, 2012г. -180с.
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М. : издательство ГНОМ и Д, 2001г. - 16с.
6. Ткаченко Т. А. логопедическая энциклопедия. - М. : ООО ТД Издательство Мир книги, 2010г. - 248с.