Елена Шевченко
Семинар практикум для родителей «Психология детей и безопасность дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семинара: создание условий для формирования у родителей устойчивого интереса к безопасности детей как участников дорожного движения.
Задачи:
- привлечь родителей к совместной деятельности с детьми;
- способствовать формированию сознательного отношения к выполнению ПДД;
- закрепить полученные знания через игру;
- создание положительного эмоционального настроя;
Теоретическая часть
Психолог:
Публикация «Семинар практикум для родителей „Психология детей и безопасность дорожного движения“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Безопасность жизни детей должна быть постоянной заботой родителей и педагогов. Анализ дорожно-транспортных происшествий с детьми свидетельствует о том, что совершенно недостаточно научить ребенка перед тем, как перейти улицу, посмотреть налево, а дойдя до середины проезжей части - направо. Слишком много непредвиденных ситуаций поджидает детей на дороге, и надо, чтобы ребенок в них хорошо ориентировался. Большое влияние на поведение детей на улице оказывает окружение, в котором они находятся. По данным статистики, около трети всех ДТП с участием дошкольников произошли при сопровождении их взрослыми.
Давайте рассмотрим, чему и как учить детей. Предложенные психологические игры и упражнения позволяют строить работу с детьми интересно, увлекательно, способствуют развитию восприятия, памяти, внимания, воображения, становлению интеллектуальных функций и мыслительных операций.
Большая, чем у взрослых, уязвимость детей в дорожном движении объясняется в значительной степени их психологическими особенностями. Рассмотрим некоторые из них.
Практическая часть
Психологические игры по ПДД
Психолог: известно, что дети любят подражать взрослым. Взрослый - эталон поведения для ребенка, и особую роль для него играет родительский пример. Достаточно один раз на его глазах перебежать дорогу или пойти на красный сигнал светофора - и при первом же удобном случае, оставшись один, он повторит то же самое.
Игра-разминка: «Что хотите – говорите…»
Цель: Проверить, насколько дети хорошо знают дорожные знаки,
применяют их на практике. Развивать логическое мышление.
- Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (нет)
- Что хотите - говорите, красный свет – проезда нет? (Да)
- Что хотите – говорите, каждый раз идя домой, играем мы на мостовой? (нет)
- Что хотите – говорите, но а если вы спешите, то перед транспортом бежите?
- Что хотите – говорите, мы всегда идем вперёд, только там где переход? (да)
- Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора?
Психолог: ребенок - это не взрослый в миниатюре, физически и психологически он не в силах полно воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию на дороге и учитывать возникающие опасности, задача взрослых на примере дорожных ситуаций научить ребенка ориентироваться в ситуациях на дороге.
Упражнение "Эмоциональный светофор"
Цель: развитие умения определять ситуацию на дороге.
Инструкция. Участники получают три картонных кружочка "Эмоциональный светофор": красный - злой, желтый - грустный, зеленый - радостный. Психолог показывает иллюстрации с какой-либо дорожной ситуацией, например, пешеход перебегает улицу на красный свет. Задача участников - определить, какой «эмоциональный глаз» должен открыть светофор и поднять нужный кружок.
Психолог: на детей сильно воздействуют эмоции. Под влиянием чувства радости, удивления или интереса они забывают о движущихся автомобилях и об опасности, которой подвергаются. Необходимо развивать у детей внимание и чувство опасности.
Игра на внимание.
Цель: развитие внимания у детей на дороге.
Педагог психолог задает вопрос, родители показывают пантомимой ответ.
- Через дорогу как идете?
- Как на красный свет бежите?
- А на зелёный свет стоите?
- На дорогах как шалите?
- На жёлтый свет опять бежите?
- Как по «зебре» вы идете?
- Как в транспорте шум создаете?
Психолог: обзор окружающей обстановки у ребенка ограничен из-за его небольшого роста, да и он сам может быть не виден водителям за стоящими и двигающимися транспортными средствами, что также увеличивает риск вовлечения в ДТП. Важно научить ребенка ориентироваться в обстановке на дороге.
ИГРА «Повороты»
Подготовка к игре: Родители (дети) строятся в шеренгу лицом к воспитателю.
Если игра проводится подгруппой из 6 человек, то раздаются
рули. У психолога знаки: «Движение прямо», «Движение
направо», «Движение налево».
Правила игры: Если педагог показывает знак «Движение
прямо», то родители (дети) делают один шаг вперед, если знак «Движение
направо» - родители (дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо,
если знак «Движение налево» - родители (дети, имитируя поворот руля,поворачивают налево.
Психолог: ребенок не всегда способен понимать символику дорожных знаков и сигналов. Разобраться в этом поможет игра.
ИГРА «Угадай знак»
Подготовка к игре: Все изученные знаки расставить на расстоянии
друг от друга.
Правила игры: Психолог зачитывает словесное описание того,
что обозначает тот или иной знак. Родители (дети) должны подбежать к нужному знаку. Играющие, правильно выбравшие знак, получают жетон.
В концу игры подсчитать у кого сколько жетонов и определить
победителей.
Психолог:одна из особенностей психофизического развития детей – трудность в идентификации звуков. Даже имеющий хороший слух ребенок не всегда может различить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль. Следующая игра поможет детям научиться различать звуки транспорта.
Игра «Звуки улицы»
Предложить послушать различные шумы и звуки, а затем дети
угадывают, какой транспорт издает их. (Звук трактора, трамвая,
вертолета, самолета, шум дороги в час пик, звук машины
проезжающей мимо, звук тормозов, скольжения, звук заводящейся
и уезжающей машины.
Психолог: следует отметить, что детям трудно одновременно совершать переход и осуществлять наблюдение со стороны, поэтому фактор риска возрастает.
Игра «Передай жезл»
Встать в круг. Задача родителей (детей) - жезл регулировщика передаватьслева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой,переложить в левую и передать другому соседу. Передавать
жезл под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого
оказывается, жезл, поднимает его вверх и называет любое
правило дорожного движения (или дорожный знак).
Психолог
Чтобы определить, насколько вы, уважаемые родители, заинтересованы в обучении своих детей ПДД и формировании у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, ответьте на вопросы, поставив галочку напротив правильного, на ваш взгляд, ответа.
Опросник "Грамотный пешеход"
Цель: выявление уровня собственных знаний по данной теме. Примечание. Результаты опросника не обрабатываются, а обсуждаются тут же на семинаре.
1. Как вы относитесь к соблюдению ПДД:
а) действую, как мне удобнее и быстрее;
б) стараюсь соблюдать;
в) всегда соблюдаю.
2. Как надо обходить транспорт на остановке:
а) автобус и троллейбус спереди;
б) автобус и троллейбус сзади;
в) трамвай спереди, автобус и троллейбус сзади;
г) свой вариант.
3. Стоящая машина для пешехода:
а) не опасна;
б) опасна;
в) опасна, если у машины включен двигатель.
4. Вы переходите дорогу, где нет пешеходного перехода. Ваши действия:
а) посмотрю налево, пойду;
б) посмотрю направо, пойду;
в) свой вариант.
5. Вдоль дороги нет тротуара. В каком направлении должен идти пешеход:
а) навстречу движущемуся транспорту;
б) в том же направлении, что и движущийся транспорт;
в) свой вариант.
6. Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД:
а) с дошкольного, еще в детском саду;
б) в школе;
в) с 10 лет и старше.
7. Какой переход более безопасный:
а) "зебра";
б) подземный.
8. Как вы переходите нерегулируемую часть дороги, если спешите в детский сад:
а) там, где придется;
б) иду к светофору и прохожу там;
в) свой вариант.
9. Где можно кататься на велосипеде и самокате:
а) на специальной площадке;
б) на проезжей части;
в) свой вариант.
10. Как следует поступить, если при переходе дороги вы уронили какой-нибудь предмет:
а) поднять его;
б) продолжить движение;
в) свой вариант.
11. С кем может переходить проезжую часть дороги ребенок-дошкольник:
а) один;
б) со взрослым;
в) свой вариант.
12. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы:
а) по правой;
б) по левой;
в) свой вариант
13. Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара:
а) спереди;
б) сзади;
в) свой вариант
14. Что обозначает желтый сигнал светофора для пешехода:
а) разрешает движение;
б) запрещает движение;
в) свой вариант
15. Обучение детей правилам безопасности на дороге - это задача:
а) ГИБДД и родителей;
б) ГИБДД и детского сада;
в) свой вариант
Психолог:
Дети любят играть. А что если по пути поиграть с ним в "больших и маленьких"? Пусть он будет "большой", ведет через улицу «маленького» и учит, как надо идти, объясняет, почему нужно делать так, а не иначе. Дома тоже найдите время, чтобы вернуться к разговору о правилах дорожного движения.
Прежде, чем спросить малыша знает ли он правила дорожного движения, задайте этот вопрос себе, помня, что дети в первую очередь учатся у своих родителей, подражают им.