Оксана Литвинова
Семинар-практикум для родителей «Психологические аспекты адаптации ребенка к условиям детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
-Добрый вечер, уважаемые родители!
Когда мы работаем на занятиях с детьми раннего возраста, то используем следующий прием: приветствуем друг друга хлопками, вот так (пример).
Предлагаю нам всем вместе поздороваться также (упр. "Приветствие")
Сегодня мы поговорим о психологической помощи ребенку в период адаптации к условиям детского сада. Что такое социальная адаптация?
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Психологические аспекты адаптации ребенка к условиям детского сада“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Любая адаптация – это сложный процесс приспособления организма к новым условиям существования.
Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: новые стены, обстановка, чужие люди- взрослые и дети.
Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.
Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением познавательной, речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.
Адаптацию трехлетнего малыша к детскому саду можно разделить на три вида:
Тяжелая адаптация может длиться до 6 месяцев. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение дневного и ночного сна, резкие перепады настроения, частые срывы и капризы, нарушения стула и мочеиспускания. Кроме того, малыш очень часто болеет - более 3х раз, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.
Ребенок пребывает в крайне негативном эмоциональном состоянии (либо агрессивно-разрушительное поведение и сильный негодующий плач; либо уход в себя, состояние сильной подавленности и напряжения – отказ от всего).
Может возникнуть задержка речевого и психического развития.
Второй вид адаптации - средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически "всплакнуть", но ненадолго.
Отношение к сверстникам безразличное, речевая активность замедляется, избирательность в отношениях со взрослыми, общение только в определенных условиях. Болеет не более 2х раз.
Этот период может длиться до 3 месяцев.
Последний вид адаптации – легкая. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад.
Быстро восстанавливается аппетит, налаживается дневной и ночной сон (глубокий, спокойный, преобладает спокойное эмоциональное состояние, адекватное и активное поведение, свободно контактирует со взрослыми и детьми.
Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации физиологические "срывы" все же возможны. Длительность легкой адаптации до 2х недель.
От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?
Рассмотрим следующие факторы:
Возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту дети становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
От степени развития интеллектуальной сферы, а именно познавательных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
Рассмотрим нормативы раннего возраста 2-3 года (демонстрация игр и упражнений):
• Ведущий психический процесс данного возраста - восприятие. Ребенок воспринимает окружающие предметы через соотнесение их по цвету, форме и величине. Знает и называет понятия «большой-маленький», собирает с учетом величины пирамидку из 5 колец, 3-х составную матрешку, соотносит и называет 4 основных цвета (красный, зеленый, желтый, синий, 3-4 формы (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
• Процессы внимания, в основном, носят непроизвольный характер. Ребенок обращает внимание на яркие предметы, звуки. Занимаясь увлекательным делом, ребенок способен удерживать внимание в течение 10-15 мин. В игре «Что изменилось? Сделай, как было!» способен с первого раза расставить заданные игрушки на свои места.
• Различают слуховую и зрительную память. Ребенок может запомнить 3-4 картинки с первого предъявления. Определяет недостающую игрушку из 4х в игре «Чего не стало?». Быстро запоминает небольшие песенки-потешки, простые четверостишия (Стихи А. Барто).
• В раннем возрасте формируется наглядно-действенное мышление. Ребенок зрительно соотносит и вставляет фигурки в пазлы без силовых проб: «Вкладыши», «Почтовый ящик»; собирает разрезную картинку из 3 частей, определяет «Парную картинку». Может конструировать по образцу из 5 палочек.
Характер адаптации также зависит от сформированности эмоционально-волевой и социально-психологической сферы.
А именно, выбор благоприятного для ребенка стиля семейного воспитания.
Если ваш стиль воспитания гиперопека и выполняете любой каприз вашего ребенка, то у него не формируется самостоятельность, ответственность и навыки самообслуживания.
Если ваш стиль попустительский, и ребенок привык к тому, что в течение дня предоставлен самому себе, то в дальнейшем могут возникнуть сложности с умением подчиняться требованиям взрослых.
Поэтому в рамках демократического стиля воспитания, на собственном положительном примере, взрослые должны систематически обучать ребенка, играть, общаться, трудиться. Быть рядом с ребенком и активно участвовать в его жизни.
Наличие опыта общения со сверстниками и взрослыми - важный фактор успешной адаптации.
Для приобретения навыков общения необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения.
Например, посещение детских игровых площадок, посещение родственников, знакомых, театральных представлений, участвовать в праздничных мероприятиях.
Когда у ребенка ограничен опыт общения со сверстниками, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех.
Чем более узок круг общения со взрослыми до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем.
Сформированность предметной и игровой деятельности.
Для успешной адаптации у ребенка должны быть сформированы навыки игровой деятельности. У ребенка в период 2-3 лет происходит переход от предметной деятельности к игровой, когда игрушки становятся частью игры, а не предметами для перекладывания с места на место. Для мальчиков характерны игры- «Стройка», «Технопарк», для девочек – «Чаепитие у Куклы Маши», «Дочки-матери», «Больница» и т. д. В данном возрасте появляется- "игра рядом", "игры в паре".
Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, различными игровыми заданиями, игрой. Привлечь к продуктивным видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации.
Но если ребенок не умеет занять себя игрушкой, игрой. Не умеет держать карандаш, не умеет пользоваться красками, пластилином – все это может осложнить процессы адаптации.
Поэтому больше уделяйте в свободное, вечернее время совместной игровой деятельности с ребенком.
Чтобы избежать подобных осложнений, чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно необходимо соблюдать следующие правила- техники «Позитивного расставания» (рассмотреть на примерах из жизни, из опыта родителей и педагога):
Обеспечьте малышу эмоциональную стабильность утром и вечером - собственным примером: хорошим настроением, доброжелательностью.
Выберите в семье гаранта позитивного расставания. Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка.
Позвольте малышу взять в детский сад эмоциональный якорь. Приготовьте вместе с ребёнком "Радостную коробочку" – «Волшебный мешочек» - «Чудо сундучок» - «Мини-фотоальбом», с которым он отправится в детский сад: положите туда небольшие игрушки, вырезки из журналов, мини-открытки, - пусть это будет частичка дома и тепла рук мамы.
С ребенком обязательно надо попрощаться, но помните о золотой середине. Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро.
Разработайте ритуал прощания. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, ритуалов и малышу будет проще отпускать Вас.
"Ритуал" - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, «уходя, мама всегда»:
- на три минутки берет малыша на руки;
- целует и говорит, куда уходит и когда придет;
- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
- уходит.
Найдите «прощальное окошко», откуда можно выглянуть и помахать рукой.
Запаситесь терпением, и детский сад будет привычным и уютным миром для малыша!