Папки-передвижки

Учёт индивидуальных особенностей ребенка при адаптации к условиям детского сада

Оксана Пистова
Учёт индивидуальных особенностей ребенка при адаптации к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптация ребёнка к условиям детского учреждения

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Что же такое адаптация? Адаптация или приспособление – это процесс активного взаимодействия организма с внешней средой. Кроме биологической адаптации (приспособление к существованию в определённых климатогеографических условиях) нужно уметь приспосабливаться и к социальным условиям. Способность людей менять своё поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация. Для ребёнка детский сад – это новая социальная среда, в которой нужны будут соответствующие формы поведения.

Публикация «Учёт индивидуальных особенностей ребенка при адаптации к условиям детского сада» размещена в разделах

Малыши, которые только что поступили в детский сад, особенно подвержены заболеваниям. Родители должны особое внимание уделять закаливанию своего малыша. Воспитатель, в свою очередь, должен соблюдать все правила гигиены, следить за одеждой малыша (вовремя менять мокрую, грязную одежду, не допускать, чтобы малыш брал в рот игрушки.

Процесс становления взаимоотношений ребёнка со сверстниками длителен и непрост. Начинается он с кратковременных действий рядом с другими детьми.

Дети первых лет жизни быстро утомляются. Обязательным условием предупреждения утомляемости является организация режима дня. Переутомление может способствовать возникновению невроза: может повысится температура, появиться сыпь, «гусиная» кожа; дети начинают чаще мочиться, бледнеют или краснеют.

Важно учесть и склонность детей к подражанию. Ребёнок, окружённый добротой, лаской, становится более общительным. Малейшие изменения в тоне взрослого ребёнок чувствует и видит. Очень важно, чтобы воспитатель был спокоен и доброжелателен.

В период адаптации очень важно обратить внимание на уровень речевого развития ребёнка. Воспитатель должен развивать и закреплять потребность и желание ребёнка говорить. Для этого нужно расширять поводы для его обращения к взрослым, расширять все стороны речи ребёнка – понимание, активную речь, способность подражать и использовать речь.

Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации

Не менее важно знать и индивидуальные особенности детей. В возрасте 2 – 3 лет ребёнок уже имеет свой опыт поведения, общения, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки. Всё это необходимо принимать во внимание в процессе воспитания, особенно в период адаптации.

Чтобы узнать индивидуальные особенности ребёнка, воспитатель должен беседовать с родителями, наблюдать за новеньким в разные отрезки дня и в разных ситуациях. Это поможет воспитателю правильно оценить индивидуальные особенности ребёнка и направить его поведение в нужное русло.

Одни дети подвижны, другие - медлительны, третьи – боязливы. Каковы же причины индивидуальных различий детей? Условия жизни и воспитания определяют развитие ребёнка и являются его движущими силами. Так же накладывает отпечаток состояние его здоровья. Ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям.

На поведение детей влияют и особенности нервной системы, её тип: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Уравновешенные дети отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Легковозбудимые дети бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят из одного состояния в другое. Общаться с ними нужно спокойно, ровно, не допуская перевозбуждения их нервной системы.

Есть дети очень спокойные, даже несколько медлительные. Они предпочитают играть подальше от других детей, боятся их приближения. Воспитатель должен помочь этим детям освоиться в новой обстановке. В первые дни не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками. Нужно терпеливо учить их действиям с предметами, закреплять навыки и формировать новые. Нетерпеливость воспитателя может привести к осложнениям и затруднениям адаптации.

Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Они болезненно переносят любые изменения, всё новое их пугает, они неуверенны. Таких детей следует приучать к ДУ постепенно.

Игнорирование воспитателем типологических особенностей нервной системы ребёнка в период адаптации к детскому саду может привести к осложнениям в его поведении.

Важно знать и привычки ребёнка, считаться с ними. Незнание привычек ребёнка значительно осложняет работу воспитателя. Ребёнок раннего возраста не всегда может перенести свои привычки и навыки в новую обстановку, ему необходима помощь. Образование привычек затрудняется при отрицательном эмоциональном состоянии, которое овладевает ребёнком при расставании с близкими.

Особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Одни дети легко общаются с взрослыми, другие – сторонятся, даже пугаются взрослых. Опыт общения ребёнка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет его характер к условиям детского сада. Дети, имеющие опыт общения с посторонними взрослыми, легко идут на контакт с воспитателем. Воспитатель, в свою очередь, обязан так встретить новенького, чтобы не разочаровать его ожидания: проявить к нему внимание, заменить ему на время близких, не дать почувствовать себя чужим и беспомощным.

. Группы адаптаций

При поступлении в ДУ привычные условия жизни в семье меняются. Это требует от ребёнка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является трудной задачей и часто приводит к стрессу. В чём это выражается? У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых детей наблюдается потеря уже сложившихся привычек и навыков. Понижение аппетита, сна эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, к потере веса и заболеванию.

Учёные Р. В. Тонкова – Ямпольская, Т. Я. Черток выделяют легкую адаптацию, при которой отрицательное эмоциональное состояние ребёнка длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течении первого месяца после поступления в детский сад всё нормализуется по мере привыкания. При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно, на протяжении первого месяца он болеет ОРВИ. Заболевание длится 7 – 10 дней и завершается без осложнений.

Самой нежелательной является тяжелая адаптация – эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (может и несколько месяцев). В этот период ребёнок тяжело болеет. Тяжёлая адаптация отрицательно влияет на состояние здоровья и на развитие ребёнка.

Исследования педагогов, медиков (Н. М. Аксарина, Н. П. Жукова, Р. В. Тонкова – Ямпольская и др.) показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:

- возраста ребёнка. До 2 лет дети труднее адаптируются. После 2 лет дети легче приспосабливаются к новы условиям. Они становятся любознательнее, хорошо понимают речь взрослого, опыт общения с взрослыми богаче;

- состояния здоровья и уровня развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации;

- индивидуальных особенностей. Дети по – разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются, есть, спать. Но через несколько дней всё нормализуется. Другие, наоборот, в первые дни спокойны, а в последующие дни плачут, плохо едят и спят. Такое поведение может продолжаться несколько недель;

Важно, чтобы в семье у ребёнка сложились доверительные отношения с взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослого. На характер адаптации оказывает влияние степень сформированности умений и навыков самообслуживания. Это обеспечивает ребёнку самостоятельность и, в какой – то степени, независимость от взрослого.

. Совместные усилия семьи и детского сада в период адаптации

Итак, факторы, влияющие на характер и длительность адаптации известны. Но решить эту проблему, обеспечить более безболезненное привыкание ребёнка к условиям ДУ можно только совместными усилиями ДУ и семьи.

Задача родителей – сделать всё необходимое, чтобы малыш как можно меньше страдал в отрыве от родных, чтобы у него было как можно меньше поводов для ломки устоявшихся стереотипов. Для этого родителям необходимо:

• Привести домашний режим в соответствии с режимом ДУ;

• Научить малыша разнообразно играть самостоятельно, занимать себя интересным делом;

• Научить ребёнка необходимым навыкам самообслуживания, чтобы он не чувствовал себя беспомощным, мог обслужить себя с незначительной помощью взрослых.

Необходимо так же заранее познакомиться с условиями ДУ и приблизить к ним условия воспитания в семье. Важно научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей игрушкой и т. п.) необходимо заранее познакомить малыша с детским садом, положительно настроить малыша. Познакомить ребёнка с группой, с воспитателем.

Родителям необходимо продумать, на какое время они будут оставлять малыша в детском саду. Первое время лучше оставлять малыша не на полный день, а на несколько часов. Постепенно время пребывания ребёнка в ДУ по мере нормализации его поведения можно увеличить.

Период адаптации будет значительно облегчён, если рядом с малышом будет находиться близкий человек. Это поможет ребёнку войти в контакт с воспитателем, сформирует приемлемый для него стиль общения. Совместно с педагогом мама сможет поэтапно ввести малыша в новую для него социальную среду, познакомить с имеющимся игровым материалом, с расположением групповых помещений и их целевым назначением. Малыш постепенно войдёт в ритм и уклад жизни группы (присутствие на прогулке, затем участие в занятии, обед вместе со всеми и в последнюю очередь – сон в детском саду).

Родители должны знать, что ребёнок в период адаптации может быть капризным, раздражительным. У него может ухудшиться сон, аппетит. Надо проявить особое внимание и чуткость к ребёнку. Режим в семье должен быть щадящим. Необходимо в семье компенсировать возможное недосыпание и недоедание ДУ.

Как можно узнать, что адаптационный период закончился? По данным Н. М. Аксариной, Р. В. Тонковой – Ямпольской, объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются : глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение и соответствующая возрасту прибавка в весе.

. Педагогические правила введения детей в условиях общественного воспитания

В период адаптации детей необходимо учитывать органические потребности ребёнка в еде, питье, туалете и сне;

1. необходимо приучать ребёнка ко всему новому постепенно;

2. необходимо единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребёнка;

3. требования, предъявляемые к ребёнку, должны быть посильны и выполнимы;

4. необходимо создавать установку у ребёнка на все режимные процессы;

5. все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребёнку неприятных ощущений;

6. нельзя заставлять ребёнка длительно ждать чего - либо;

7. со дня поступления в ДУ важно приучать ребёнка к активному участию в режимных процессах;

8. в формировании культурно – гигиенических навыков необходимо учитывать уровень развития ребёнка и в зависимости от этого дифференцировать приёмы и методы педагогического воздействия;

9. при формировании режима и культурно – гигиенических навыков важно соблюдение таких принципов, как преемственность, последовательность, постепенность в усложнении требований, предъявляемых к ребёнку, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.

Заключение

В заключении хочется еще раз отметить, что длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть, раздеваться то делает это медленно, отстает от всех. Все это откладывает свой отпечаток на его отношения с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации. Важным фактором, влияющим на поведение ребёнка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь ребёнка, организовать его внимание.

Список литературы

1. Ватутина, Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Н. Д. Ватутина. – М. : Просвещение, 1983. – 80 с.

2. Костина, В. П. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста [Текст] / В. П. Костина // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 1. – С. 34 – 36.

3. Педагогика раннего возраста [Текст] : учеб. Пособие для студентов средних пед. учеб. Заведений / под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Котовой, Д. В. Сергеевой. – М. : Академия, 1998. – 336 с.

Публикации по теме:

Использование режимных моментов в целях лучшей адаптации детей первой младшей группы к условиям детского сада Актуальность проблемы адаптации. Дети - очаровательные существа. Наблюдать за ними одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут.

Проблемы адаптации дошкольников к условиям детского сада Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка» поселка Мостовского муниципального образования.

Адаптация ребенка к условиям детского садаАдаптация ребенка к условиям детского сада Адаптация – это привыкание к новой обстановке. У маленьких детишек такой процесс протекает довольно болезненно, потому что они пока не умеют.

Анализ адаптации детей групп раннего возраста к условиям детского сада 2017–2018 учебного года Течение адаптации у детей первых младших групп проходило по-разному. Некоторые дети переживали стрессовое состояние бурно и тяжело, но недолго.

Картотека игр первой младшей группы для успешной адаптации к условиям детского сада Картотека игр для детей первой младшей группы (для успешной адаптации к условиям детского сада) “Доброе утро” Задачи: • создание положительного.

Консультация для родителей первой младшей группы «Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада» Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада. С самого начала существования детских дошкольных учреждений стоит проблема адаптации.

Консультация для родителей «Особенности адаптации детей с ОВЗ к условиям детского сада». Цель: развитие психологической компетентности родителей детей с ОВЗ в вопросах успешной адаптации ребенка в ДОУ. Ход: Воспитывать и обучать.

План-конспект занятия в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада План-конспект открытого развивающего занятия в период адаптации детей младшего дошкольного возраста (3-4 г.) к условиям детского сада с.

Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Пояснительная записка Дошкольный возраст – важный этап в развитии.

Программа оказания социально-педагогической помощи воспитанникам в социальной адаптации к условиям детского сада Принята на педсовете Утверждена №___ от ___г. Приказ №___ от «___» 2017г. Программа оказания социально-педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учёт индивидуальных особенностей ребенка при адаптации к условиям детского сада
Опубликовано: 12 апреля 2018 в 21:28
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Учёт индивидуальных особенностей ребенка при адаптации к условиям детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Пистова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД