Ольга Андреевна Московцева
Перспективное планирование по профилактике плоскостопия и укрепления мышц спины
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование по профилактике плоскостопия и укрепления мышц спины
Цель - содействие правильному физическому развитию детей, укрепление их здоровья, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, формирование мотивации к здоровому образу жизни и стремления к соблюдению правильных навыков осанки.
Задачи:
1. Формирование и закрепление навыков правильной осанки;
2. Укрепление мышц и связок, участвующих в формировании свода стопы;
Публикация «Перспективное планирование по профилактике плоскостопия и укрепления мышц спины» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
3. Укрепление опорно-двигательного аппарата торса, рук и ног;
4. Формирование мышечного корсета;
5. Выработка силовой и общей выносливости мышц туловища;
6. Воспитание потребности самостоятельно заниматься упражнениями и развитие желания физического самосовершенствования.
Перспективное планирование по профилактике плоскостопия и укреплению мышц спины
Сентябрь
2-я неделя - Комплекс №1
3-я неделя - Комплекс №2
4-я неделя - Комплекс №3
Октябрь
1-я неделя - Комплекс №4
2-я неделя - Комплекс №5
3-я неделя - Комплекс №6
4-я неделя - Комплекс №7
Ноябрь
1-я неделя - Комплекс №8
2-я неделя - Комплекс №9
3-я неделя - Комплекс №10
4-я неделя - Комплекс №11
5-я неделя - Комплекс №12
Декабрь
1-я неделя - Комплекс №1
2-я неделя - Комплекс №2
3-я неделя - Комплекс №3
4-я неделя - Комплекс №4
Январь
2-я неделя - Комплекс №5
3-я неделя - Комплекс №6
4-я неделя - Комплекс №7
5-я неделя - Комплекс №8
Февраль
1-я неделя - Комплекс №9
2-я неделя - Комплекс №10
3-я неделя - Комплекс №11
4-я неделя - Комплекс №12
Март
1-я неделя - Комплекс №1
2-я неделя - Комплекс №2
3-я неделя - Комплекс №3
4-я неделя - Комплекс №4
Апрель
1-я неделя - Комплекс №5
2-я неделя - Комплекс №6
3-я неделя - Комплекс №7
4-я неделя - Комплекс №8
Май
1-я неделя - Комплекс №9
2-я неделя - Комплекс №10
3-я неделя - Комплекс №11
4-я неделя - Комплекс №12
Комплекс №1
1. Упражнение "Маляр": сидя на полу с вытянутыми ногами, ребенок проводит большим пальцем одной ноги по подъему другой от большого пальца к колену. Повторить 3-4 раза. Поменять ноги.
2. И. п. – сидя, прямые руки подняты над головой. На выдохе руками и макушкой потянуться вверх, разминая позвоночник по вертикальной оси. Вдох – вернуть в и. п. Повторить 3 – 4 раза.
3. Упражнение "Художник": сидя на полу с согнутыми ногами, рисовать на листе бумаги карандашом, зажатым пальцами ноги. Поменять ноги.
4. ИМП В лесу
В роще вырос можжевельник, Переступают с ноги на ногу И в тени его ветвей Появился муравейник, Поселился муравей. Поднимаются на носки и опускаются на всю стопу.
Он из дома спозаранку
Выбегает с веником,
Подметает он полянку
Перед муравейником, Сводят и разводят носки ног.
Замечает все соринки,
Начищает все травинки, Соединяют носки вместе, сводят и разводят пятки.
Каждый куст,
Каждый месяц,
Каждый день.
А однажды муравьишка Поднимаются на носки и опускаются на пятки.
Подметал дорожку.
Вдруг упала с елки шишка,
Отдавила ножку.
Комплекс №2
1. Поочередное поднимание носков и пяток.
2. И. п. – сидя, на выдохе поднять прямые ноги, руки развести в стороны. На выдохе вернуться в и. п. Повторить 5 – 7 раз.
3. Упражнение "Каток": поочередно ногами катать вперед-назад мяч, скакалку или бутылку.
4. ИМП Медведь
Ой-ее-ее-ечки! Поднимаются то на носки, то на пятки
Спал медведь на коечке!
Свесились в кроватки Поднимаются на носки и на пятки,
Две босые пятки. расположив стопы на одной линии носками внутрь.
Две босые, две смешные, Поднимаются на носки и на пятки, расположив
Ой, смешные пятки! стопы носками наружу
Увидала Мышка, Переминаются с ноги на ногу.
Мышка – шалунишка,
Влезла на кроватку, Делают выпад ногой вперед. Затем разворачиваются
Хвать его за пятку, поменяв опорную ногу
Комплекс №3
1. Упражнение "Разбойник": ребенок сидит на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
2. И. п. – сидя, руки опущены вдоль туловища – вдох. На выдохе поднять прямую руку и потянуться за нею вверх и немного в противоположную этой руке сторону (например, правой рукой тянуться вверх и влево, головой и всем корпусом. Вторую руку свободно держать вдоль туловища, но не на поясе, чтобы не фиксировать плечевой пояс. Выполнить упражнение попеременно каждой рукой. Повторить 20 – 30 раз.
3. Поймай рыбку
Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки, камешки.
Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).
4. ИМП Зайка
Зайка серый скачет ловко, Идут поскоками.
В лапке у него морковка.
Мы ходили по грибы, Идут на носках.
Зайца испугались.
Схоронились за дубы, Идут с перекатом с пятки на носок.
Растеряли все грибы.
А потом смеялись – Стоят на месте, поднимаются на носки
Зайца испугались и опускаются на всю ступню
Комплекс №4
1. Упражнение "Сборщик":
сидя на полу с согнутыми ногами, собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки, и складывать их в кучку. Поменять ноги. Можно перекладывать предметы из кучки в кучку.
2. И. п. – сидя, руки в «замке» на затылке – вдох. Выдох – потянуться одним локтем в сторону и вверх, а за ним и всем корпусом; вдох – вернуться в и. п., затем в другую сторону. Повторить 5 – 6 раз.
3. Упражнение "Кораблик": сидя на полу, согнуть ноги, чтобы подошвы прижались друг к другу. Выпрямлять колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу.
4. ИМП Зоопарк
Слон шагает по дороге. Идут с перекатом с пятки на носок.
Отчего он босоног?
На свои большие ноги
Он сапог найти не мог.
Посмотри, как медленно Идут по лежащему на полу канату прямо
Ходят черепашки!
Как будто переносят
Они большие чашки! С места на место, Идут по канату боком.
Чашки и блюдца
Носят осторожно:
Вдруг разобьются?
В путь берет с собой верблюд Идут на пятках, руки за спиной в «замке».
Полный горб готовых блюд.
Комплекс №5
1. Упражнение "Гусеница": сидя на полу с согнутыми ногами, согнуть пальцы ног и подтягивать пятку вперед, затем снова расправить пальцы и повторить движение. Можно одновременно обеими ногами до тех пор, пока пальцы касаются пола.
2. Упражнение «Не урони»: И. п. : стоя на четвереньках, с опорой на колени и кисти рук, на спине лежит мешочек с песком. Спину прогнуть, голову приподнять. Ползать по площадке, не уронив мешочка с песком.
3. Упражнение "Барабанщик": сидя на полу с согнутыми коленями, стучать по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
4. Игра «Канатоходцы»: На полу раскладывается веревка - это цирковой кант. Дети - канатоходцы. От них требуется пройти по канату и не упасть. Для этого они должны принять правильную осанку - расправить плечи, подтянуть живот, голову слегка приподнять, для равновесия развести руки в стороны. Ведущий при этом может читать стихи:
Мы ребята - акробаты,
Смело ходим по канату,
Прямо, боком, с поворотом,
И, закрыв глаза, с подскоком.
Чтобы делать это ловко,
Нам нужна всем тренировка.
Дети ходят по веревке прямо, потом боком, приставным шагом. Можно усложнить игру, если ребята будут дополнительно носить на голове груз в виде мешочка с песком
Комплекс №6
1. Игра-имитация «Перейди в брод» Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).
Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом
2. Футбол
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу
3. Упражнение "Мельница": сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в разных направлениях.
4. ИМП «Передай мяч»: Одновременно в игре могут участвовать от 3 до 10 человек. Дети садятся на скамейку и принимают исходное положение: спина прямая, плечи разведены, руки согнуты в локтях. Сохраняя такое положение рук и прямую спину, дети передают мяч из одного конца ряда в другой. Проигравшим становится тот, кто либо уронит мяч, либо изменит исходное положение.
Комплекс №7
1. Эстафета с машиной: Оборудование: машина с веревочкой.
Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.
2. Рыбки и акулы Выбирают водящего — "акулу", остальные дети — "рыбки". По сигналу "Раз, два, три — лови!" они разбегаются по залу, а водящий их "салит" — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони "акулы", игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки. (Пойманные "рыбки" отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
3. Упражнение «Ножницы»: И. п. : лежа на животе, поднимать поочередно прямые ноги вверх-вниз. Чтобы «ножницы» хорошо резали, ноги должны быть прямые. Лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза. (Второй вариант: и. п. — лежа на спине.)
4. ИМП «Цапля»: Цапля важно так шагает,
Выше ноги поднимает. Ходьба с высоким подниманием колена
Ну а ласточка стрелой
Полетела за другой. Легкий бег
Утка с боку на бок переваливается, Ходьба на наружных краях стоп
Ей ходить так очень нравится.
А веселые галки Ходьба по гимнастической палке
Ходят по палке – прямо и боком
Туда, сюда, обратно,
Очень им приятно!
Комплекс №8
1. Упражнение "Окно":
сидя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.
2. Кораблики
Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.
3. Найди клад: Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.
4. Лягушки («Лягушата»)
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Ква-ква-ква!
Скачут, вытянувши ножки!
И. п. : встать на четвереньки, присесть, пальцами рук касаться пола. Колени развести, руки между коленями. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и. п. (Второй вариант: с продвижением вперед).
Комплекс №9
1. Стирка. Оборудование: платочки (салфетки).
На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.
2. Смотрим прямо, дышим ровно,
Дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Делать это нам легко!
Спинка ровная у нас,
А осанка высший класс!
3. Муравейник
Передача палки ногами от одного ребенка другому (1 мин.)
Муравейник строить нужно,
За работу взялись дружно
Палочки передаем,
От работ не устаем.
4. Репка Ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются в течении всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной затем другой ногой.
Тянем, потянем Усилье приложим, Правой и левой Друг другу поможем.
Комплекс №10
1. Часики
И. п. — о. с: поднять левую (потом правую) ногу. Поворот стопы наружу, затем поворот стопы внутрь (4—6 раз).
2. Упражнение «Лисичка»: И. п. – сидя на пятках, руки за спиной, ладони на локтях. Сесть справа от пяток, вернуться в и. п. Сесть слева от пяток, вернуться в и. п.
3. Упражнение «Малые качели»
И. п. — о. с: стоя на носках. Опуститься на пятки, снова подняться (8—10 раз).
4. Веселые спортсмены
Собираемся в поход,
Много нас открытий ждет: Ходьба по гимнастической палке Дружно ножки разминаем
И по палкам мы шагаем. Ходьба крадучись с постановкой
Пробираемся вперед, ноги с носка на всю ступню.
Может, там нас кто-то ждет. Легкий бег.
На поляну мы попали
И кого там увидали?
Важно цапля прошагала, Ходьба на месте, высоко поднимая
Ноги высоко держала. бедро с «подошвенным сгибанием» стопы
А павлин, увидев нас,
Поднял шею восемь раз.
Здесь лисичка пробегала Ходьба по дорожке с
И следы хвостом сметала. нарисованными на ней следами
Паучок на пне сидит
И ногами шевелит. Активное сгибание и разгибание стоп
Под кустом кузнечик спал, Повороты голени внутрь и наружу
Ноги вывернув держал.
Белки весело играли,
Шишки зайчикам бросали. Катание мяча внутренними сводами стоп
Испугался воробей Прыжки на месте и с небольшим
И запрыгал от зверей. продвижением вперед
Комплекс №11
1. «Танец жука, лежащего на спине»: И. п. – лежа. Ноги согнуты в коленях и тазобедренных суставах, руки в локтях. Попеременно сгибать и разгибать кисти и стопы с произнесением на выдохе «ж-ж-ж». Повторить 3 -4 раза. Темп средний.
2. Упражнение «Кузнечики»
Спина прямая, руки на поясе.
Поднимаем плечики,
Прыгаем, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Быстрые кузнечики!
Сядем и покушаем,
Тишину послушаем.
И подпрыгнем высоко,
Дружно, весело, легко!
3. «Я на солнышке лежу»: Лежа на животе, ноги согнуты в коленях, руки сложить под подбородком. Попеременно сгибать и разгибать стопы. Повторить 8 -10 раз. Темп средний.
4. ИМП «Паровоз» Положив мешочки с песком на голову, дети становятся друг за другом и идут по ковру со словами:
Загудел паровоз
И вагончики повёз.
Весёлые вагончики
По рельсам идут,
Весёлых ребяток
Путешествовать везут.
Комплекс №12
1. «Строим башню»: Лежа на спине. Ноги прямые, мяч между голеностопными суставами. Поставить правую ногу на мяч, носок на себя, на нее поставить левую ногу и спокойно вернуться в и. п. Повторить 6 раз. Темп средний.
2. «Ежик»: И. п. – сидя на полу, ноги согнуть в коленях, пятки прижать к ягодицам. Обхватить колени руками и нагнуть к ним голову. Перекатиться на спину.
3. Самомассаж стоп массажными мячиками.
4. ПИ «Лягушки и цапля»
Дети («лягушки», со словами «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки» передвигаются в полуприседе с прямой спиной, развернув плечи, голова приподнята. По сигналу воспитателя выходит «цапля», и дети замирают с сохранением правильной осанки.
«Цапля» читает стихотворение:
За болотом травушка растёт,
По воде цапля идёт.
Ой, как крылья широко распускает,
Непослушных лягушат за плечики хватает!
Затем «цапля» выполняет движения в соответствии с текстом стихотворения, обходит детей и тех, кто не зафиксировал правильную осанку (непослушных лягушат, мягкими движениями кистей «щипает» в область шеи (воротниковой зоны, тем самым выполняя простейшие массажные движения и стимулируя детей разворачивать плечи.