Светлана Кидяйкина
Семинар-практикум для родителей подготовительной группы «Развитие у дошкольников пространственных представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей подготовительной группы
Подготовила учитель-дефектолог Светлана Ивановна Кидяйкина
Демонстрационный материал:
Проектор, интерактивная доска, пособие «зрительный диктант», пособие «ориентировка на плоскости»
Слайд 1
Тема: «Развитие у дошкольников пространственных представлений»
Слайд 2 высказывание великих ученых
Темочки:
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит.
(М. В. Ломоносов)
Слайд 3 на слайде изображены цели и задачи семинара
Цели:
Рассказать о педагогических условиях формирования пространственных представлений у детей.
Задачи:
• Рассмотреть основные аспекты понятия пространственная ориентация.
• Выявить особенности развития пространственной ориентировки у дошкольников.
• Изучить дидактические игры и упражнения для развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста.
Ход семинара:
Учитель-дефектолог: Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на нашу такую необычную встречу.
Слайд 4 демонстрация наречий и предлогов
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом : слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.
Слайд 5 понятие пространственных представлений
Учитель-дефектолог:
Пространственные представления - необходимый элемент познания всей практической деятельности человека. Хорошее развитие пространственных представлений является необходимой предпосылкой любой практической, изобразительно-художественной, спортивной и многих других видов деятельности.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево — направо», «вперед назад» и т п
Слайд 6 осуществление пространственной ориентировки
Учитель-дефектолог:
Что же такое ориентировка в пространстве?
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами. В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ребенка.
Слайд 7 демонстрация упражнения ориентировки на плоскости (три поросенка, картинки расположенные на листе бумаги в разных направлениях)
Учитель-дефектолог:
Для подготовительной группы особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.
Пространственные связи и отношения должны отражаться в речи с помощью предлогов и наречий : в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху, внизу, выше, ниже, рядом, друг за другом, между, напротив, левая, правая, верхняя, нижняя и др.
Большое внимание в работе с детьми 6—7 лет продолжают уделять развитию умения передвигаться в указанном направлении, менять направление движения во время ходьбы и бега.
Слайд 8 указаны некоторые упражнения на развитие пространственной ориентировки
Учитель-дефектолог:
Для развития умения ориентироваться в ближайшем к детскому саду окружении проводятся специальные упражнения:
«Как пройти в магазин (в булочную и пр.)»,
«Дорога на почту (в аптеку)»,
«Дорога в школу».
Ребенок рассказывает, например, где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Педагог оценивает правильность высказываний
Они позволяют развивать у детей пространственное воображение, умение представлять «картину пути».
Слайд 9 изображены геометрические фигуры на плоскости
Учитель-дефектолог:
Либо устроить
«Зрительный диктант» :
Педагог вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры, и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру расположенную посередине, затем — вверху и внизу, слева и справа». После этого педагог поворачивает таблицу обратной стороной к детям.
Выявление особенностей развития пространственной ориентировки у дошкольников имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослыми.
Развитие ориентировки в пространстве начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений.
Итог семинара-практикума, обсуждение темы.