Юлия Кулаковская
Семинар — практикум «Социальная адаптация детей третьего года жизни» для родителей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум для родителей первой младшей группы
Цель нашего семинара – это обратить внимание родителей на актуальность социальной адаптации детей третьего года жизни в современных условиях. Благодаря совместным согласованным действиям воспитателей и родителей можно значительно сократить процесс привыкания ребенка к своему пребыванию в д\с и сделать его менее болезненным.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
1. Упражнение «Знакомство»
Цель: Способствовать повышению психоэмоционального тонуса группы и сплочение участников семинара.
Задание: родителям предлагается передавать шарик по кругу и при этом называть друг другу свое имя и имя своего ребенка, которого привели в наш детский сад, в нашу группу.
2. Упражнение «Непослушные шарики»
Цель: Снять напряжение, показать важность игры с ребенком.
Задание: участники игры должны поддерживать шарики без помощи рук. Ведущий бросает сначала один шарик, а через некоторое время добавляет еще шарики.
3. Выступление медсестры ДОУ №2 «Рябинушка» Никиктиной Ю. В. «Рациональное питание детей раннего возраста в ДОУ»
4. Выступление воспитателя первой младшей группы «Колобок» : Кулаковской Ю. А.
- Проблема детского сада – хорошо или плохо, отдавать или подождать – такой вопрос рано или поздно возникает в каждой семье. Принятие решения родителями определяется личным опытом. Но, вне всякого сомнения, посещение дошкольного учреждения имеет свои плюсы и минусы.
А определиться нужно с точки зрения науки – педагогики, медицины, психологии. С научной точки зрения посещения детского сада – фактор положительный во всех вопросах, необходимый для полноценного воспитания и развития малыша. Искусство общения с другими членами общества играет важную роль в жизни каждого, поэтому общаться нужно учить с детства. Воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения – самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, также способность находиться в коллективе.
Оформляя ребенка в группу, родители переживают : Как встретят ребенка? Как будут кормить? Будут ли его любить? Ход адаптации. Как именно происходит адаптация и что это такое?
Адаптация - это врожденная реакция организма приспосабливаться к новым условиям жизни. Процесс адаптации ребенка к детскому саду довольно часто оказывается для нее драматичным событием, которое затрагивает все сферы жизнедеятельности. Причины этому понятны: она оказалась в новых социальных условиях, сталкивается с изменением привычного образа жизни.
Социальную адаптацию мы связываем с тем, насколько комфортно чувствует себя ребенок в социуме, насколько адекватным является субъективное восприятие им себя самого – собственных социальных связей с окружающей действительностью.
Изменены привычные условия жизни требуют от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения. Как известно формируется с первых дней жизни ребенка в семье и в 2-3 года становится достаточно устоявшимся. Такая резкая смена привычных форм жизни вызывает, прежде всего, нервно – психические напряжения, не всегда проходит без осложнений, а у некоторых детей сопровождается тяжелым эмоциональным переживанием. У детей в период адаптации могут нарушаться сон, аппетит, настроение, иногда повышается температура тела. У некоторых может наблюдаться временная потеря речи, нарушаться ранее приобретенные положительные навыки. Как показывают педагогические и медицинские исследования, характер и длительность адаптационного периода зависит от таких факторов, как:
- возраст ребенка;
- состояние здоровья и уровень развития ребенка;
- индивидуальные особенности ребенка;
- опыт общения со взрослыми и ровесниками.
Учитывая вышесказанное, можно выделить три группы детей по характеру приспособления к новым условиям жизни.
- Первая группа - те, для кого процесс адаптации проходит легко и безболезненно. Эти дети интересуются игрушками и деятельностью, коммуникабельны, самостоятельны, уравновешены.
- Вторая группа – малыши, которые адаптируются медленнее и тяжелее. Их поведение характеризуется нестабильностью, периоды интереса игрой сменяются периодами безразличия, капризы. Им не хватает доверия в отношении к воспитателям, другим детям. Навыки игры и общения у таких малышей развиты недостаточно.
- Третья группа – дети, которые трудно приспосабливаются к новой среде. Как правило, они не самостоятельные, неконтактные, привычные к нестабильности в режиме дня, быстро устают.
Причинами «тяжелой адаптации» детей к условиям детского заведения могут быть:
1. Несформированность у ребенка положительной установки на посещение детского учреждения;
2. Несформированность навыков самообслуживания;
3. Несформированность предметно – практической деятельности у ребенка;
4. Несформированность продуктивных форм общения со сверстниками;
5. Значительное несоответствие домашнего режима режиму д\с;
6. Задержка формирования эмоциональных связей между ребенком и воспитателем.
Процесс адаптации ребенка к условиям детского сада, кроме определенной длительности во времени, что является различным для каждого ребенка, имеет несколько основных этапов (фаз) :
1. «Шторм» - в ответ на комплекс новых воздействий все системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением.
2. «Шторм утихает» - период нестабильного приспособления, когда детский организм ищет оптимальные варианты, реакции на внешнее воздействие.
3. «Штиль» - период относительно устойчивого приспособления.
5. Упражнение с родителями " Скажи наоборот»
Цель: Формировать у родителей навыки позитивных высказываний с детьми
Задача: На представленные образцы негативных высказываний детей родители должны предложить положительные.
1. «Я не хочу идти в садик»
2. «В садике плохо»
3. «Я не буду спать в д\с»
4. «Со мной там никто не дружит»
5. «мне не с кем там играться»
6. Игровое упражнение " Выбери игрушку»
Цель: установление партнерского общения между родителями и воспитателем.
Родителям предлагают на выбор сюжетно – образные игрушки: Куклу, Буратино, Работа, Карлсона, и т. д.
Задача: выбрать игрушку, которая условно характеризует ребенка, который впервые идет в д\с. Наделить ее чертами, которые будут помогать или мешать ее адаптации в коллективе. Сравнить созданный образ с собственным ребенком. После беседы надо поставить выбранную игрушку на одну из трех цветных тропинок, которые ведут к д\ с (макет). Цвет тропы должно означать, в какой мере родители волнуются, когда ребенок начал посещать д\с. (Черная тропа – большое беспокойство; Зеленая – умеренное; Оранжевая – беспокойство отсутствует).
Родителям предлагается также сказать, от кого или от чего зависит их спокойствие, самочувствие.
Адекватное поведение, заинтересованность в общении с взрослыми и детьми, активное участие в занятиях и играх, бодрое настроение и является основным показателям социально – психологической адаптации ребенка к условиям д\с.
7. Упражнение: «Модель созданных условий для легкой адаптации детей к д\с»
Цель: подвести родителей к осознанию и влияние позитивных и негативных факторов влияния на протекание адаптации ребенка в детском саду.
Задача: у участников семинара на столах варианты ответов. Нужно определить положительные и отрицательные факторы влияния на адаптацию ребенка к условиям детского учреждения.
8. Упражнение «Листопад»
Цель: создание хорошего настроения, диагностика результативности занятия.
Задание: родителям предлагается создать собственный ноябрь. Без помощи ножниц «вырезать» листочки и на одной стороне написать свои впечатления от занятия, а на второй свои пожелания участникам. Участники становятся в круг и подбрасывают листочки вверх.
9. Пожелания родителям :
Помните! Ребенок – это зеркало жизни своих родителей. Как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается духовное богатство мамы и папы. Делайте все, чтобы детство и будущее ваших детей было прекрасным. Любви и взаимопонимания, успехов и счастья вам и вашим детям!