Надежда Саргас
Семинар-практикум для родителей «Формирование навыков словообразования у дошкольников с задержкой психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Наша речь – важнейшее средство человеческого общения, тесно связана с формированием всех психических функций. Её роль в становлении ребёнка как личности невозможно переоценить т. к. она способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека.
К сожалению, в последнее время возросло число детей имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменению в эмоциональной сфере ребёнка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствует усвоению грамотой.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Формирование навыков словообразования у дошкольников с задержкой психического развития“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно - логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
По наблюдениям большинства исследователей, развитие языкового чутья теснейшим образом связано с формированием процессов словообразования, которые приводят к осознанию детьми многих языковых закономерностей (ЛС. Выготский, П. Я. Гальперин, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, С. Н. Цейтлин и др.).
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка». У ребёнка дошкольного возраста, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значение слов, из которых она состоит, надо ещё понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов.
Процесс словообразования у дошкольников с задержкой психического развития сформирован в меньшей степени, чем процесс словоизменения, и находится только на начальной стадии становления. Овладение процессом словообразования у детей сопровождается значительными трудностями. В ходе работы по формированию словообразования отрабатывается относительно небольшой объём словообразовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития.
При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.
А значит, необходимо с раннего возраста обеспечить ребёнку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, знакомства с народным фольклором и художественной литературой.
Для того чтобы в речи ребёнка не закрепились неправильные слова, необходимы специальные грамматические игры.
Цель таких игр – автоматизация правильных (нормативных) вариантов словообразования.
Оборудование:
Силуэтные, предметные и сюжетные картинки с изображением: людей разных профессий, домашних животных, зданий, человека (части тела). Словесный материал : пословицы, поговорки
1. Игра «Знакомство»
Цель: образование существительных с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов –ечк-, -очк-, -еньк- (Олечка, Танечка и т. д.)
2. Игра «Цепочка слов»
Цель: образование новых слов по образцу.
Образец ответа: человек – человечек – человечище.
Примерный речевой материал:
Кулак, нога, нос, рука, плечи, глаза, голос.
3. Игра «Придумай название своей улицы»
Цель: образование прилагательных от существительных.
Почта – почтовая;
Завод – заводская;
Школа – школьная;
Театр – театральная;
Фонтан – фонтанная и т. д.
4. Игра «Назови профессии»
Цель: образование существительных женского рода
Проводник – проводница
Учитель – учительница
Повар – повариха
Художник – художница
Писатель – писательница
Портной – портниха
Ткач - ткачиха и т. д.
5. Игра «Придумай имя»
Цель: Образование существительных от разных частей речи.
Родились у кошки котята все такие красивые, смышленые, игривые… Мы решали, мы гадали, как же нам котят назвать
Серый как дым – Дымок
Белый как снег – Снежок
Шалит – шалун
Рыжий – Рыжик
Маленький – малыш и т. д.
6. Игра «Договорите похожие слова»
Цель: образование глаголов от разных частей речи.
Хватит тебе молодцу, горе… горевать.
Скоро сказка… сказывается, да не скоро дело…делается.
Не в первой волку зиму … зимовать.
Молодое растёт, а старое…старится.
Всё живое хочет…жить.
В игровой форме, ребёнок будет учиться, проводить свои первые наблюдения за родным словом, у него разовьются чуткость и интерес к форме своей речи.
В результате проведённой подобной работы дети научаться обобщать значение морфологических элементов слов, сформируются умения их соединения в рамках целого слова в соответствии как с формально - семантическими, так и с фонетическими правилами русского языка.
Доказано, что несформированность словообразовательной компетенции оказывает негативное влияние на овладение детьми с общим недоразвитием речи устной и письменной речью, существенно снижает успешность в усвоении учебных знаний, умений и навыков процессе школьного обучения, препятствует полноценному развитию языковой способности и речевой коммуникации в целом.
Литература:
1. Арефьева Л. Н. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» – М. : Сфера, 2004.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб: Детство-Пресс, 2003.
3. Крупенчук. О. И. «Научите меня говорить правильно!» – СПб: Литера, 2001.
4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2001.
5. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб. Изд-во «СОЮЗ» 2004.
6. Нищева Н. В. Программа коррекционной развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР. (с 4до7лет). «Детство-Пресс» 2006.
7. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. «Детство-Пресс» 2003.
8. О словообразовательной компетенции детей с общим недоразвитием речи. Научно – методический журнал. Логопед в детском саду. 4\2006.
9. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. «СФЕРА». Москва. 2003.
10. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М., 2004.