Антонина Тетерина
Семинар-практикум для родителей «Дома не скучаем — звуки закрепляем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование педагогической культуры родителей.
Задачи:
1. Расширить область правовых знаний у родителей.
2. Оказать практическую помощь родителям детей с речевыми расстройствами в организации игровых занятий по автоматизации звуков в домашних условиях;
3. Формировать положительную мотивацию к мероприятиям, проводимым логопедом по коррекции речи.
Участники: родители, учитель-логопед.
Форма проведения: семинар-практикум.
Темочки:
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Оборудование: презентация,9 картинок в названии которых есть [Ш], памятка для родителей «Игры в кругу семьи», выставка литературы, Федеральный закон об образовании в Российской Федерации Ст. 44, Семейный кодекс РФ Ст. 63, Конвенция о правах ребенка Ст. 18., «Волшебный сундучок» с предметами.
План:
1. Вступительное слово учителя-логопеда.
2. Проведение игр с родителями на автоматизацию звуков в речи.
3. Подведение итогов.
Ход практикума:
Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понятна правильно, а значит – служить средством общения.
Т. А. Ткаченко
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на семинаре-практикуме - «Дома не скучаем - звуки закрепляем».
В начале нашей встречи предлагаем поиграть в игру «Знакомство». Назовите свое имя и скажите какой вы родитель по отношению к своему ребенку, но постарайтесь не повторяться. (Участники передают мяч друг другу и характеризуют себя, одним словом. Пример: Марина-заботливая.).
Как здорово, что у нас собралось так много неравнодушных пап и мам, которые интересуются жизнью своих детей. Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным, его здоровье и будущее целиком зависит от родителей. Вы все знаете свои обязанности и права. Давайте вспомним некоторые из них.
Родители знакомятся с правовыми документами.
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации Статья 44.
1. Родители несовершеннолетних имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти оказывают помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Родители обязаны:
1. Обеспечить получение детьми общего образования;
За неисполнение обязанностей, родители несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Семейный кодекс РФСт. 63 СК РФ.
1. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Конвенция о правах ребенка Ст. 18
1. Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка.
Мы с вами вспомнили о правах и обязанностях взрослых, а знаете ли вы, уважаемые родители, какие права есть у вашего ребенка?
Приглашаем вас к волшебному сундучку. Вы будете доставать предметы, символизирующие права ребенка. Ваша задача - определить, о каком праве идет речь.
- Свидетельство о рождении. О каком праве этот документ напоминает? Ответ родителей. (Право на имя).
-Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
- Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает?
(О праве на дом).
-Конверт. О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).
-Букварь. О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование).
-Настольная игра «В мире звуков» - О каком праве вам напомнил этот предмет? (О праве на игру).
ПРАВО РЕБЕНКА НА ИГРУ
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра».
А. С. Макаренко
Часто ли вы анализируете свое поведение на предмет соблюдения прав ребенка?
«Игра – ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью.
Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса, позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.
Сегодня, мы познакомим вас с играми, по автоматизации звуков в домашних условиях. Но сначала выясним для чего необходимо правильное произношение звуков. Ведь логопедические занятия трудны и утомительны для ребенка.
Для чего необходимо правильное произношение звуков (ответы родителей)
Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития.
Как влияют недостатки речевого развития на ребенка (ответы родителей)
Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.
Многие родители ошибочно думают, что все пройдет, само собой. Практика показывает, что справиться с этой проблемой можно только, объединив усилия сторон: родитель и педагог.
При устранении недостатков в произношении звуков нужно придерживаться строгой последовательности этапов: (т. к. у большинства детей нарушен звук [Ш], поэтому мы будем ставить и автоматизировать звук Ш).
Многие родители делают серьезную ошибку, когда требуют от ребенка произносить отсутствующие звуки, отсюда появляется искаженное произношение звуков.
1 этап подготовительный:выполнение артикуляционной гимнастики – мы подготавливаем органы артикуляции к постановке звуков, родители пренебрегают этим этапом и делают серьезную ошибку;
• На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
• Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз.
• Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
2 этап: постановка звука (работа логопеда – по подражанию, механическая помощь);
3 этап: автоматизация звука.
Зачастую самым трудным и длительным является третий этап. Как правило, гораздо быстрее и легче можно поставить звук, чем ввести его в речь.
Многие родители делают серьезную ошибку, когда требуют от ребенка произносить отсутствующие звуки, отсюда появляется искаженное произношение звуков.
К автоматизации поставленного звука нужно переходить тогда, когда ребенок произносит звук изолированно правильно и четко при продолжительном или многократном его повторении. Важно, чтобы ребенок сам называл слово, а не повторял за вами.
Автоматизировать звук нужно в строгой последовательности – от простого к сложному:
1. автоматизировать звук в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
2. автоматизировать звук в словах (в начале слова, середине, конце);
3. автоматизировать звук в предложениях;
4. автоматизировать звук в чистоговорках, скороговорках и стихах;
5. автоматизировать звук в коротких, а затем длинных рассказах;
6. автоматизировать звук в разговорной речи.
Основная трудность родителей - нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать ребенка. Ребенок должен чувствовать, что занятия – не скучная, неизбежная повинность, а интересное увлекательное дело. Превратите все в игру и играйте всей семьей.
Сейчас предлагаю поиграть в некоторые игры.
В домашних условиях автоматизировать звук можно в таких играх:
В слогах:Совместное выполнение с родителями.
«Намотаем нитку на клубок», «Прищепни пальчик», «Пальчики шагают», «Собери пирамидку».
В словах:
1. Игра «Поймай звук».
Инструкция: Слушай внимательно и скажи «ОЙ» (хлопнуть в ладоши, если в слове услышишь звук [ш](другой автоматизируемый звук, о котором договариваются заранее). Игра развиваетфонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.
2. Игра «Найди картинки со звуком [Ш]».
Инструкция: Найти и назови 9 картинок со звуком [Ш].
3. Игра «Лабиринт».
Инструкция: Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * (слон, иголка, акула, футболка, белка, метелка, лошадь, платье, правильно проговаривая звук [л]. Если ребенок неправильно назвал звук, взрослый звенит в колокольчик.
4. Игра «Ходилки».
Инструкция: Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала фразу «Я встаЛ (а)»: (Прыг –Р, шмыг – Ш)
Я встаЛ (а) на сЛона
Я встаЛ (а) на игоЛку
Я встаЛ (а) на акуЛу и т. д.
5. Игра «Что я загадал?».
Инструкция: Отгадай, какое слово загадала, по словам-подсказкам.
Например: «Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль». Ребенок с радостью отгадывает, что это машина.
6. Игра «Чего не стало?»
Инструкция: Запомни картинки. Закрой глаза, отгадай какой картинки не стало. Взрослый закрывает (убирает) одну из картинок, а ребенок отгадывает какой картинки не стало.
7. Игра «Живое - неживое?»
Инструкция: Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у сЛона –игоЛка, у акуЛы – футбоЛка и т. д.
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
8. «Посчитай-ка».
Инструкция: давай мыпосчитаем все машины, которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т. д.
Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком.
9. Игра «Кубик с цифра
ми»[/b]
Инструкция: Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.
Планируя занятия, помните, что:
• они должны быть систематическими, так как навык формируется в результате постоянного повторения; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время;
• правильно выбирайте время для занятий-шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи, иначе у него ещё до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему;
• старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут;
• ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты - «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»;
Помните!
• главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность;
• не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».
• Обязательно начинайте с простых, посильных даже для ребёнка заданий, усложняйте постепенно.
• Не торопите его, дайте время подумать. Если ребёнок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы ему предоставите выбор, например: «яблоко, фрукт или овощ?»
• обязательно поправьте ребенка, если звук назван неправильно.
Заключение.
От того, насколько качественно построена работа по автоматизации звуков в речи будут зависеть навыки грамотного письма в школьном периоде, скорость овладения навыками чтения, а значит успешностью адаптации ребенка в школе.
Мы благодарим вас за то, что вы пришли на эту встречу. Надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, у вас появилось желаниепоиграть с детьми в такие игры, которые помогут овладеть правильным звукопроизношением.
Рефлексия «Волшебный сундучок»
Учитель-логопед предлагает участникам мероприятия ответить, что онихотели бы положить в чудесный сундучок и взять с собой домой из знаний,умений и навыков, приобретенных на данном семинаре.
В какую игру я поиграю сегодня дома с ребенком?