Лидия Викторовна Рубайлова
Семинар-практикум для родителей «Адаптируемся вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для родителей
Играем с пальчиками – развиваем речь и эмоции
В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее недоразвитие речи, одновременно моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц и молнии.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Адаптируемся вместе“» размещена в разделах
Следствием слабого развития общей моторики, и в частности - руки, является то, что большинство современных детей не готовы к письму или имеют проблемы с речевым развитием.
Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось совершать больше действий руками, например, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не заставлять ребенка застегивать ее, завязывать шнурки.
Движение мелких мышц кистей рук формируют мелкую моторику рук ребенка. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность и подготовить ребенка к школе. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Поэтому стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. Таким образом, чем выше уровень развития тонких движений пальцев рук ребенка, тем лучше развивается его речь. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Для детей дошкольного возраста эти вещи взаимосвязаны.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом - сложнейшим психомоторным навыком, и успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.
Таким образом, развитие мышц рук имеет очень большое значение в синхронизации работы полушарий головного мозга, развитии способностей, памяти, внимания, речи, мышления. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, ребенку приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш или ручку.
Поэтому начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста через организацию специальных игр и упражнений, способствующие развитию моторики пальцев рук.
Грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки является важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Учитывая важность проблемы развития мелкой моторики, одна из задач детского сада задолго до поступления детей в школу организовать эффективное взаимодействие педагогов и специалистов детского сада с семьями воспитанников по данному направлению.
Цель сегодняшней нашей встречи познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики руки.
Правила проведения пальчиковых игр
Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фраз. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;
Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре;
Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;
Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Пальчиковые игры для раннего возраста 1.5-2 лет
Цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовать движения и речь.
Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки.
Лисичке сестричке, (загибаем по одному пальчику)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в кузовк.
(Ручки сделать лодочкой)
Пальчик мальчик
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Ладушки, ладушки, где были?
– Ладушки, ладушки, где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
Что пили?
– Молочко.
– Попили, поели,
– Шу-у-у – полетели,
– На головку сели!
Сорока, сорока
– Сорока, сорока,
Где была?
Далёко.
Кашу варила,
Деток кормила…
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Ты каши не варил,
Воды не носил,
Дров не рубил – тебе нет ничего!
Игра со шнуровками
Игры со шнурованием развивают глазомер, пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева", развивают внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Предлагаю Вам поиграть…
Эту игру нужно усложнять с возрастом: если для малышей важно вдеть шнурок в отверстие, то для детей постарше можно придумывать узоры.
Пальчиковые игры для 2-3 лет
Игры с прищепками.
Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. И через некоторое время вы заметите, что ребенок пытается конструировать сложные модели, рисовать объемные элементы, объединять и скреплять то, что скрепить нельзя по определению. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка.
С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные игры на ходу.
Нужно показать ребенку, как держать прищепку тремя пальцами, сжать и разжать ее несколько раз своими руками. Потом вложить прищепку в руку ребенку, придерживая своими пальцами, помочь научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.
Пожалуй, самой популярной игрой с прищепками можно по праву назвать «Солнышко». В этой игре малыш должен прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко ярко светило. Вариантов у этой игры множество. Это и колючки для ёжика, и веточки для ёлочки, и ушки для зайчика, и крылышки для бабочки, и травка и всё-всё, на что только способна Ваша фантазия. Эта игра учит малыша открывать прищепку, отлично тренируя ловкость пальчиков и, разумеется, развивая мелкую моторику в целом.
Предложить родителям сделать ежика и солнышко из прищепок
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Для развития мелкой моторики рук можно использовать различные предметы. В своей работе с детьми я применяю пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала. Это может быть выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, цветных шнурков; перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе; игры с пробками и горохом; нанизывание бус.
Игровая ситуация «Кукла с бусами»
Маша в гости собиралась,
Маша в платье наряжалась,
Туфли новые надела,
Долго в зеркало глядела.
Причесалась не спеша,
До чего же хороша!
Бусы новые надела,
Застегнула неумело,
Разбежались бусы вскачь,
Тише, Машенька, не плачь!
Далее родителям предлагается помочь собрать бусы (кто быстрее)
Пальчиковые игры для 3-4 лет
В этом возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Подводный мир
Посмотри скорей вокруг!
Делают ладошку у лба «козырьком».
Что ты видишь, милый друг?
Приставляют пальцы колечками у глаз.
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
Методика Железновых
Характерной особенностью методики «Музыка с мамой» является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки с ребенком в весёлую обучающую игру.
Во время пальчиковых игр садитесь, друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребёнка были на одной высоте и малыш видел, как вы поёте, а вы видели его лицо.
На первоначальном этапе нужно активно помогать ребенку выполнять движения правильно, сначала разучивать игру без музыки (подпевая или проговаривая нараспев). Когда ребёнок усвоит упражнение - сократить свою непосредственную помощь, но продолжать выполнять все действия вместе с ним (сидя напротив).
Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
1. Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит.
2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.
3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.
Музыкально - ритмические игры (и в условиях семьи и группах) являются эффективным средством для социальной адаптации ребёнка, укрепления положительного эмоционального контакта между взрослым и малышом, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.