Свистункова Елена
Семинар-практикум для родителей «В стране Рукоделия»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для родителей «В стране Рукоделия».
Воспитатель. Свистункова Е. П.
Цель: раскрыть значение Художественной деятельности в развитии ребёнка- дошкольника; способствовать организации семейного досуга и совместной деятельности родителей с детьми; формировать эстетическое отношение к действительности.
Задачи:
- обобщить представления родителей об искусстве и культуре России;
Публикация «Семинар-практикум для родителей „В стране Рукоделия“» размещена в разделах
- показать уровень развития художественных умений и навыков, которого достигли дети за период посещения дополнительной общеобразовательной деятельности художественной направленности «Рукоделие»;
- продемонстрировать самостоятельность дошкольников, умение работать с тканью и иголкой, умение рассуждать, проявлять интерес к рукоделию;
- представить опыт работы воспитателя;
- способствовать формированию у родителей навыков по изготовлению мягких игрушек из лоскутков;
- создать условия для развития творческих способностей и творческой атмосферы.
Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, родители и дети (участвуют в практической части собрания).
Ход мероприятия
1. Подготовительный этап
- За 2-3 недели до проведения семинара – практикума предложить родителям вместе с ребёнком узнать всё самое интересное и запоминающее о культурных традициях России.
- Провести конкурс поделок «Рукоделие в нашей семье» и оформить выставку.
- Оформить цитаты:
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(Василий Александрович Сухомлинский).
2. Организационный этап.
- Семинар – практикум проходит в помещении группы или музыкальном зале.
- столы и стулья приготовлены для работы по 2 -4; поставлены стулья для детей около родителей (на практическую часть собрания).
- На мольберте расположен плакат с названием семинара – практикума «В стране Рукоделия»;
- оформлена тематическая выставка (методическая литература; дидактические игры, детские работы, выполненные в течение учебного года на занятиях «Рукоделие», разные виды материала для изготовления поделок, пооперационные карты, схемы).
3. Вступительное слово
Звучит русская народная мелодия.
Ведущий. Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы вам предлагаем отправиться в страну «Рукоделие». Мы надеемся, что всё, что вы сегодня узнаете и чему научитесь, вам пригодится в воспитании ваших детей.
4. Теоретический этап семинара - практикума
В зал входят воспитанники группы и воспитатель в русских народных костюмах.
Русский народный танец «Сударушка».
Уважаемые родители! Хотелось бы узнать. А что вы знаете о культуре и традициях русского народа.
Интервьюирование «Что вы знаете о России?»
Недаром народная мудрость гласит:
«Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит»
Существует ещё один вид рукоделия – лоскутное шитьё.
На протяжении нескольких лет в нашем детском саду наработан положительный опыт по использованию рукоделия в развитии у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики и творческих способностей.
Входят воспитанники группы со своими игрушками, сшитыми из лоскутков.
Дети читают стихотворение Зинаиды Александровой «Игрушки».
Из цветной пушистой байки
Малышам игрушки шьём —
Куклы, мячики и зайки.
Их всё больше с каждым днём.
Здесь игрушек целый угол:
Белый выводок зайчат,
И косички толстых кукол
Кверху бантами торчат….
Вот тигрёнок полосатый.
У тигрёнка добрый вид,
Потому что только ватой
У него живот набит…
Дети дарят родителям игрушки и уходят.
5. Выступление воспитателя «Роль занятий по рукоделию с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческих способностей».
Воспитатель.
Одеяло. Василий Завьялов
То, что любится нежно и пламенно.
Не застелет забвенья туман.
Одеяло лоскутное мамино
Сохраняю, как талисман.
Жизнь её не щедра на подарки
И с любовью на это шитьё,
Подбирали лоскутики яркие
Хлопотливые руки её.
Уж какими не веяло ветрами,
Сколько дней с той поры унесло,
Но хранит одеяльце заветное
Материнского сердца тепло.
Я под ним себя девочкой чувствую,
Хоть самой побелило виски,
И в минуты нелёгкие трудные,
Укрываюсь от зол и тоски.
Это вещь, что в России нередкая,
Словно жизнь из строченных дней,
И лоскутиков с грустной расцветкой
Явно больше заметно на ней.
Народное декоративно – прикладное искусство – неиссякаемый источник творчества. На его традициях множество поколений народных мастеров, творивших, окружающую людей, предметную среду по законам добра, красоты и пользы. В каждом уголке России развивались свои, присущие данной местности, ремёсла. Одним из традиционных ремёсел Пензенского края стало лоскутное шитьё. Оно не требовало сложных приспособлений. А материал для него можно было найти в любом доме. У всякой хозяйки после кроя одежды оставались разноцветные лоскутики ткани. Их не выбрасывали, складывали до тех пор, пока не наберётся нужное количество.
Потом каждому из этих лоскутков находили определённое место в традиционном геометрическом орнаменте на одежде, коврике, наволочке, игрушке и других не только полезных, но и красивых вещах, создающих радостную, добрую атмосферу в доме.
Я начала увлекаться шитьём давно. У моей бабушки, Анисьи Никитичны, было много вещей, сшитых, связанных её руками. Я всегда любовалась ими и очень хотела научиться шить, вязать и вышивать.
Прошли годы…
Перебирая старые вещи, я нашла куклу, сшитую бабушкой из лоскутков, и в душе моей шевельнулось тёплое и доверчивое ощущение детства.
Уважаемые родители! Работая с детьми, замечала: дети любят, чтобы игрушки были как живые – всамделишные. Это и понятно: играя, они учатся, растут, познают мир.
Вы представьте себе, незамысловатое, радующее глаз и душу, народное художественное ремесло, эмоционально близко детям, что создаёт благоприятные условия для формирования у них творческих способностей.
Лоскутное шитьё представляет ребёнку широкие возможности: для вариации и импровизации на основе разнообразия формы деталей, их колорита, ритма.
Вы, знаете, поиск вариантов шитья организую с помощью игр. Широко использую такие дидактические игры, как «Геометрическое лото», «Лоскутное одеяло». По аналогии с ними изготовила карточки, позволяющие детям создавать варианты орнамента.
Самое интересное, что в работе с детьми больше узнала личностные качества: у одних хорошая память, другие старательны и усидчивы, а некоторые – торопливы. Главное – никого не принуждать.
Положительно сказалась работа на формирование взаимоотношений между детьми. Они стали помогать друг другу, делиться с товарищем, дарить подарки, сделанные своими руками.
Подкрепляем свои достижения крылатыми выражениями:
- «Каков мастер, такова и работа»;
- «Поспешишь – людей насмешишь»;
- «Кто шьёт и вышивает, тому скучно не бывает»;
- «Маленький труд лучше большого безделья»;
- «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»;
- «Где труд, там и радость»;
«Не учись безделью, а учись рукоделью».
В процессе работы дошколята советуются, обсуждают: подходит ли деталь, радуются, если у них получается задуманное. Так создаются условия для формирования детского коллектива, диалогического взаимодействия, дружеского речевого общения.
Дети шьют разные игрушки. Они трогательны, забавны, доставляют истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.
Лоскутное шитьё – традиционный русский вид рукоделия.
В процессе выступления воспитатель знакомит родителей с основными понятиями лоскутного шитья, рассказывает о его значении в развитии ребёнка – дошкольника, показывает дидактические пособия, которые можно использовать для формирования у ребёнка умений и навыков; методическую литературу, приёмы обучения детей и т. д.
Родителям предлагается задать интересующие их вопросы.
Воспитатель отвечает.
5. Практический этап семинара – практикума
Заходят дети и садятся рядом со своими родителями.
Дорогие ребята, уважаемые взрослые!
Здесь приготовлено всё необходимое для изготовления игрушки из лоскутков. Альбомы с вариантами изготовления игрушки перед вами.
Как вы думаете, в каком случае проще сшить игрушку?
Какие знания необходимо иметь дошкольнику, чтобы читать пооперационную карту?
Рукоделие поможет вам наладить общение с вашими детьми, подарить незабываемые минуты душевной близости.
6. Заключительный этап семинара – практикума.
- Обмен мнениями о собрании.
Родителям предлагается написать небольшой отзыв (пожелание) о собрании на специально подготовленных листочках.
Существует ещё одна знаменитая русская традиция – чаепитие. Приглашаем вас испробовать чашечку полезного травяного чая.
- Принятие решения собрания.
- Родителям раздаются памятки «Советы для родителей»
Прикладное творчество.
Выделите ребёнку определённое место, где бы он мог в любое свободное время мастерить. Приобретите клей, кисточку, ножницы с тупыми концами, линейку, ластик. Приспособьте какую – нибудь коробку и наполните её разным бросовым материалом кусочками ткани, тесьмы, фантиками, коробочками, капсулами от киндер – сюрпризов и др.). Осенью всей семьёй соберите природный материал (шишки, веточки, ракушки и пр.). Для работы детям понадобиться цветная альбомная бумага, обёрточная, тонкий картон, лоскутки ткани, набивочный материал. Шить и вышивать нужно только в присутствии взрослых. Мастерите с детьми поздравительные открытки и игрушки для родственников, подарки для малышей и друзей, приобщайте их к оформлению семейных праздников.