Екатерина Новикова
Семинар-практикум для родителей «Формирование ЗОЖ детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи»
▼ Скачать
Тема: «Формирование ЗОЖ детей дошкольного возраста в условиях
детского сада и семьи»
Цель: повышение компетенции педагогов ДОУ в вопросах формирования здорового образа жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи.
Задачи:
- Расширить знания педагогов с учетом современных требований по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Формирование ЗОЖ детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи“» размещена в разделах
- Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и семье.
- Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.
Материалы и оборудование: магнитная доска, листочки на клеящейся основе, кроссворд, карточки с изображением чемодана и корзинки, «Волшебный мешочек», предметные карточки для игры, карточки с пословицами.
Ход проведения семинара – практикума.
Участники семинара стоят в кругу,
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Крикните громко и хором, друзья,
Помочь вы откажетесь мне? (Нет или да)
Деток вы любите? (Да или нет)
Пришли вы на семинар - пактикум,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю.
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (Нет или да)
- Я предлагаю вам разделиться на три команды и занять свои места. Участники семинара делятся на команды, проходят за столы.
- Наш семинар хотелось бы начать с одной очень известной «Легенды о человеке»
«На горе Олимп давным - давно жили боги и стало им скучно. Тогда решили они создать человека и поселить его на планете Земля. Стали боги решать, каким человек должен быть.
«Человек должен быть сильным», - сказал один из богов.
«Человек должен быть умным», - добавил второй.
«Человек должен быть здоровым», - высказался третий бог.
«Но если человек будет обладать всем этим, он будет подобен нам»,- возразил один из богов. И решили они спрятать главную ценность человека - здоровье.
Долго они решали, куда бы спрятать здоровье?
«Глубоко в синем море»,- предлагали одни.
«На самой высокой горе»,- вносили предложение другие.
«Здоровье нужно спрятать в самого человека»,- предложил один из богов.
И все с ним согласились. С тех давних времен так и живет человек, пытаясь найти свое здоровье. Только далеко не каждый человек может найти и уберечь
бесценный дар богов - ЗДОРОВЬЕ!
- Здоровье для человека – это самая главная ценность, но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем. Сегодня, мы говорим о здоровье наших детей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются основные движения, осанка, а также необходимые привычки, приобретаются физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни. Вот мы часто говорим – «Дети – цветы жизни», а чтобы эти цветы росли здоровыми и счастливыми, нам необходимо создать и поддерживать благоприятные условия.
- Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни у детей таков : от удовольствия к привычке, от привычки к потребности. Как вы думаете, какие задачи необходимо решать при формировании у дошкольников привычки к здоровому образу жизни? Отвечать может любой участник из каждой команды.
- развивать у детей дошкольного возраста навыки личной гигиены и навыки оказания первой помощи;
- формировать у дошкольников элементарные представления: о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращать внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывать дошкольникам о ее влиянии на состояние кожи, зубов и т. д.);
- формировать представление о способах сбережения психического здоровья (позитивный эмоциональный настрой, развитие умения контактировать с другими людьми, умения расслабляться и др.);
- поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства “мышечной радости”;
- привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.
- Давайте вспомним и дадим точную формулировку понятию «здоровье». Что мы подразумеваем, когда говорим о здоровье?
- Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов органов или систем органов.
- У вас на столе лежит карточка со слагаемым благополучия здоровья человека. Вам предлагается рассказать, что вы понимаете под этим словом. Участники каждой команды высказывают свое мнение о том, что значит «физическое благополучие», «социальное благополучие», «духовное благополучие»
- А сейчас я предлагаю вам решить кроссворд «Здоровье». Я приглашаю к себе по одному участнику из каждой команды.
Решение кроссворда
Один из природных закаливающих факторов (вода).
Лекарственное растение, название которого происходит от имени древнегреческого бога (адонис).
Бегун на короткие дистанции (спринтер).
Точно размеренный распорядок действий на день (режим).
Продукт питания, полезный для здоровья ребёнка (молоко).
Крупнейшие международные спортивные соревнования (олимпиада).
Вид спорта (альпинизм).
Предмет для игры в спортивные и подвижные игры (мяч).
Растение, обладающее фитонцидными свойствами (чеснок).
Спортивный инвентарь (коньки).
Способность организма противостоять различным болезнетворным микроорганизмам (иммунитет).
Вид активного отдыха (туризм).
Витаминный напиток (морс).
Физиологический процесс, во время которого происходит отдых организма (сон).
- В работе с детьми дошкольного возраста мы часто используем различные жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки – это не только ознакомление детей с устным народным творчеством. Это – установление определенных жизненных принципов, которыми потом руководствуется человек во взрослой жизни. Сейчас я предлагаю вам из набора слов составить пословицы, которые возможно использовать с детьми дошкольного возраста при формировании бережного отношения к своему здоровью.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Коли болен — лечись, а здоров — берегись.
Здоровье приходит днями, а уходит часами.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
В здоровом теле — здоровый дух.
Здоров будешь — все добудешь.
- Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чемодан и корзинка». На доске я разместила картинку с изображением чемодана и корзинки. Вот на этих маленьких листочках вы должны написать, что полезно для здоровья и положить в чемодан, что вредно для здоровья – положить в корзину. Задание участники выполняют по очереди, чтобы не повторяться.
- Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня являются обязательными и необходимыми условием для детей дошкольного возраста. Давайте перечислим все мероприятия, направленные на укрепление и сохранение здоровья детей, которые вы используете в работе. Участники команд называют мероприятия, используемые в работе: физкультурные занятия, подвижные игры на свежем воздухе, утренняя гимнастики и гимнастика после сна, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, коррегирующая гимнастика, гимнастка для глаз, физминутки, физкультурные праздники и досуги.
- Сейчас я предлагаю каждой команде выбрать карточку. Участник от каждой команды выбирает карточку, на обратной стороне написано мероприятие, которое должны продемонстрировать участники команды.
-А теперь я предлагаю каждой команде обсудить выбранное мероприятие и продемонстрировать его. Участники команды проводят со всеми участниками семинара : физкультурную минутку, пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения, гимнастику для глаз.
- Сейчас мы свами поиграем в игру «Волшебный мешочек» и вспомним технологии здоровьесбережения, которые используются в детском саду. У меня есть карточки, на которых изображены различные предметы. Для игры я приглашаю 10 участников.
Выходят участники, становятся в круг.
- Теперь каждый из вас будет по очереди брать карточку, называть предмет и отвечать на вопрос: «Какой вид оздоровления он отражает?»
1) шарик – сухой бассейн
2) подушечка с травой – фитотерапия
3) диск – музыкотерапия
4) апельсин – ароматерапия
5) мыльные пузыри - игры на дыхание
6) краски – арт-терапия
7) перчатка – пальчиковая гимнастика
8) цветок – цветотерапия
9)песок – песочная терапия
10)маска – психотерапия
- Современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений. Для решения этой проблемы широко используется технология ритмопластка. Занятия ритмопластикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом. Мы, как воспитатели может использовать в работе с детьми отдельные ее элементы игры и упражнения, которые обеспечивают активную двигательную деятельность детей, создают положительный психоэмоциональный комфорт у ребёнка, способствуют становлению осознанного отношения к выполнению двигательных действий, дают возможность закрепить правильное выполнение движений у дошкольников.
Сейчас я предлагаю вам познакомиться с такой игрой. Называется она «Семь сыновей» Для игры выходят участники команды.
Цель. Развивать умение детей произвольно реагировать на команду, снимать зажатость, скованность, согласовывать свои действия с другими детьми.
Дети выбирают водящего, ставят в средину круга. Все играющие двигаются по кругу, взявшись за руки, и поют:
У одной бедной старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей,
С большими ногами,
С длинными ушами,
Ничего не ели,
А все только пели,
Скакали да играли!
Как?
Все останавливаются и опускают руки на слова: «Делали все вместе так!» Водящий, изображающий старушку, быстро делает какое-нибудь движение или принимает смешную позу. Все играющие должны повторить это движение или позу, какую принял водящий.
Того, кто зазевался или делает что-то не так, как следует, старушка наказывает: заставляет обежать круг или поскакать на одной ноге. Затем выбирается новый водящий на роль старушки, игра продолжается.
- Вы правильно назвали технологии здоровьесбережения. С какой целью они используются в ДОУ?
- Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании :
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно ко взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
- Как подтверждает практика, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество "дети – родители – педагоги". Именно дошкольное учреждение является местом педагогического просвещения родителей. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи осуществляется по-разному. В настоящее время существует много форм взаимодействия дошкольного учреждения и родителей.
- Назовите формы работы с родителями, которые вы используете в работе с родителями по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
Участники команд перечисляют формы работы с родителями по ЗОЖ.
- К традиционным формам взаимодействия относят:
Информационно - наглядные (материалы на стендах; папки-передвижки; рекомендации; выставки детских работ; фотовыставки,
- индивидуальные (беседа, консультация, посещение семьи,
- коллективные (родительские собрания; конференции, «круглые столы», тематические консультации).
Нетрадиционные формы включают в себя :
познавательные (семинар-практикум; родительский клуб; педагогическая гостиная; устный педагогический журнал; педагогический брифинг и др.)
информационно-аналитические (анкетирование; социологические опросы; «телефон доверия»; «горячая линия»; «почтовый ящик» и др.)
досуговые (совместные досуги, праздники; участие в выставках, экскурсиях т. д.)
наглядно-информационные (информационные проспекты; дни открытых дверей; открытые просмотры занятий, режимных моментов; выпуск газеты; мини-библиотека и др.)
- А теперь мы поиграем с вами в игру. Называется она «Реклама». Каждая команда должна выбрать спортивный инвентарь или любое другое оборудование, обсудить с участниками и рассказать, как бы вы разрекламировали его родителям, чтобы они смогли использовать его с детьми.
- Применение в работе дошкольном образовательном учреждении здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные
ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Здоровье – неоценимое богатство в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, как можно дольше сохранять подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Не зря говорят: «Здоров будешь – всё добудешь».
«Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, прикроем глаза и
прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его
разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас.
Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и за работу.
Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы. Я желаю здоровья вашим воспитанникам и детям!
Спасибо за внимание!