Россамахина Людмила
Консультация для воспитателей «Развивающие технологии в логопедии»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Развивающие технологии в логопедии»
Развивающие технологии в логопедии
Технологии:
- развития мелкой моторики;
- развития артикуляционного аппарата;
- развития фонематического слуха;
- развития лексико-грамматических компонентов речи;
- развития связной речи
Технологии развития мелкой моторики
1. Кинезитерапия
От греч. Kinesis – движение, terapia – лечение. Движение как сложная, многослойная система, является как бы «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, - с другой.
1. «Колечко»
2. «Кулак – ребро - ладонь»
3. «Кулак - ладонь»
4. «Домик»
5. «Лезгинка»
6. «Подъемный кран»
7. «Волшебный мешочек»
8. «Ухо - нос»
2. Гидрогимнастика
Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мячика, бусинок, массажеров, фигурок и т. д.
3. Су-джок терапия
На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма.
Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. неправильное применение никогда не наносит человеку вреда – оно просто неэффективно.
4. Японская методика пальцевого массажа
Данная методика применяется во всех ДОУ Японии, начиная с 2-летнего возраста.
Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
массаж большого пальца повышает активность мозга;
массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;
массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;
массаж безымянного пальца стимулирует печень;
массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа.
Массаж пальцев,начиная с большого и до мизинца. растирают сначала подушечку, а затем медленно поднимаются к основанию.
Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», грецкими орехами, шестигранными карандашами, «четками».
5. Игровые упражнения
Игры с различными предметами: пуговицы, разноцветные скрепки, использованная фотопленка, вата, нитки, шнурки, тесьма, катушки, винтики и гайки, семена фасоли, гороха, стопоры, тесто, глина, песок, манка, сухие бассейны.
Технологии развития артикуляционной моторики
Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. Работа по развитию подвижности артикуляционных органов проходит по следующим направлениям:
проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры;
проведение работы по борьбе с салевацией;
проведение артикуляционной гимнастики.
Массаж –это совокупность приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную и другую среду.
Виды массажа:
- лицевой (лобной доли, области глазниц, носа, рта и подбородка, щек);
- языка;
- ушных раковин (аурикулотерапия,
- подъязычной уздечки;
Технологии развития фонематических процессов
У детей, имеющих нарушения речи, развитию фонематических процессов уделяется большое внимание.
На фонетическом уровне:
1) восприятие устной речи на сенсомоторном уровне, т. е. развитие распознавания звуков речи;
2) развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука);
3) формирование слухового контроля за качеством собственного произношения;
4) создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических функций.
На фонологическом уровне:
1) развитие дифференциации (различения) фонем;
2) развитие фонематического анализа и синтеза.
Таким образом, можно выделить следующие этапы работы по развитию фонематических процессов:
1. Развитие распознавания неречевых звуков.
2. Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.
3. Формирование фонематического восприятия.
Можно предложить следующие упражнения:
«Где позвонили?»
«Кто это?»
«Жмурки с голосом»
«Улавливай шепот»
«Тихо-громко»
«Кто что слышит?»
Я использую компьютерные игры для развития фонематических процессов «Составь слово из первых звуков», «Замени в слове звук», «Какой звук изменил слово?»
Технология развития лексико-грамматических компонентов речи
«Семантический круг» - придумать стартовое слово, имя существительное в ед. ч. Им. п. подобрать ассоциирующиеся с этим словом слова. Чем больше этих слов, чем больше частей речи, тем шире словарный запас и выше интеллект.
«Построение цепочки противоречий»
Формируется какой-нибудь факт, процесс, явление, а затем формируется цепочка противоречий.
Пример:
= За окном идет снег.
- Это хорошо, можно кататься на лыжах.
- Кататься на лыжах вредно – можно сломать ногу.
- Сломать ногу хорошо, можно много книг прочитать.
- Книги читать вредно – можно испортить глаза. И т. д.
Технология развития связной речи
В связи с широким освещением достижений в области нейропедагогики появляются новые методы развития как творческих, так и речевых способностей детей.
1. «Синквейн» - в переводе с французского «пять строк». Эта технология не требует особых условий его применения. В настоящее время синквейн активно используется в психологии и в работе учителей-предметников. Человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейна.
К основным правилам синквейна относятся следующие:
• первая строка включает одно слово, слово-предмет;
• вторая строка два слова, слова-признаки, характеризующие предмет;
• третья строка – три слова, слова-действия;
• четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая ваше отношение к предмету;
• пятая строка – слова, связанные с первым. Это может быть одно слово.
Пример составления синквейна
1. Кукла.
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
Составлять синквейн, дети, безусловно не могут, здесь должна проявиться ваша направляющая сила. Это, в своем роде, небольшой описательный рассказ о том или ином предмете.
2. Метод фокальных объектов
Упражнение №1. По исходным данным отстраненных предметов придумать новую машину (дом, животное и т. д.)
Упражнение №2. Перенесение на растение свойства любых отстраненных предметов.
Пример: ЦВЕТОК СУМКА
кожаная
с ручками
вместительная
Кожаный цветок – пришит к кофте для украшения. Цветок с листьями, они у него, как ручки, тянутся к солнышку. Вместительный цветок – в чашечке собирается много пчел для сбора пыльцы.
«Сам себе сказочник» -
- перевирание сказки;
- сказка в заданном ключе;
- что было потом;
- «Карты Проппа»
Главное – следовать сюжетной линии и придумать веселый конец!