Гулинар Серверовна Муждабаева
«Спаси заколдованную принцессу». Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать умение проявлять чудеса находчивости, сообразительности, нестандартного мышления, основанные на Теории Решения Изобретательских Задач.
Задачи:
Обучающие:
Активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; уточнять и расширять знаний об объектах окружающего мира, находить оригинальные решения.
Развивающие:
тренировать аналитическое мышление, внимание, умение выделять отличительные признаки путем сравнения, учить выявлять функции объекта, называть антонимическую пару свойств объект, находить оригинальные решения, развивать творческое воображение и умение находить нестандартные подходы к решению задач.
Воспитательные:
воспитывать интерес к художественной литературе.
Материал: Большой игрушечный домик с окнами, кукла, кусок ткани, которой накрыт домик, сундучок, игрушка-заяц, одеяльце, домик-теремок, кубики-признаки, предметы из различного материала по количеству детей, предметные картинки на каждого ребенка, конфеты.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.
В. : Дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Да-нетка». Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет.
Игра «Да-нетка»
Цель игры: учить находить загаданную картинку, с помощью наименьшего количества вопросов,закреплять умение детей сужать поле поиска с помощью уточнения признаков и их значений загаданного на картинке объекта.
Д: Этот объект находится в середине?
В. : Нет
Д: Это находится выше телефона?
В. : Да
Д. : Это съедобное?
В. : Нет.
Д: Это живой объект?
В: Нет
Д: У этого объекта есть крыша?
В: Да
Д: Это домик?
В. : Да
Воспитатель снимает ткань.
В. : В одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса крепким сном и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.
В. : Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу.
Ответы детей. (Пример: «победить злую колдунью», «решить задания»
В. : Чтобы открылись двери и окна и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?
Д. : Да.
II. Основная часть:
В. : Смотрите, все задания у меня спрятаны в волшебном сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:
Кто пугливей всех зверей?
Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку,
и капустную листву,
удирать умеет ловко,
Если встретит вдруг лису.
Сильно глазками косит,
всех боится и дрожит.
Д. : Заяц
В. : Правильно.
Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца.
В. : Здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке.
В. : Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?
Д. : Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.
В. : Как мы можем помочь зайцу?
Д. : Высушить, согреть одеяло, положить на солнышко.
В. : Давайте ее укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока он греется, он попросил, чтобы вы поиграли с его любимой игрушкой мячиком. Давайте расскажет, что может делать мяч.
Игра «Что может делать мяч?»
Цель игры: формировать умение выявлять функции объекта, развивать творческое воображение.
Д: Прыгать, кататься, плавать, сдуваться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.
В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку «Колобок» Как он может помочь Колобку?
Дети рассказывают новую концовку сказки.
В: Наш зайчик уже согрелся, но еще очень грустный. Оказывается, он совершенно забыл, из какой сказки к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где есть герой заяц?
Д. : «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок» и т. д.
В. : Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «ТЕРЕМОК», и предлагает вам рассказать эту сказку, но героями будут различные предметные картинки.
Игра «Теремок»
Цель игры: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Давайте с вами перейдем на коврик, там стоит домик-теремок. Я вам раздам карточки, каждому по одной. Один ребенок будет ведущий – хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я - удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры.
В. : Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.
Д. : Хорошее.
В. : К сожалению, зайчику пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.
В: Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся героем, а также придумали и рассказали новые сказки, посмотрите, что случилось, верхнее окошко у замка открылось.
В. : Что у нас еще осталось в сундучке.
А здесь лежат какие кубики. Ребята, как вы думаете, что это за кубики.
Д: Это кубики-признаки.
Игра «Кубики-признаки»
Цель игры: называть признаки, формировать умение выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей.
В: Правильно, это кубики-признаки и они помогут нам рассказать о предметах, которые лежат на этом столе. Садитесь, выбирайте себе один предмет. Надо подкинуть все три кубика и при помощи тех признаков, которые окажутся сверху, рассказать о своем предмете.
После игры воспитатель обращает внимание на замок и говорит:
В: Посмотрите на замок. Окошки не открылись. Значит надо еще поиграть и описать объекты природного и рукотворного мира по его признакам, свойствам и качеству. А в этом нам поможет наш любимый капитан.
Игра «Капитан»
Цель игры: упражнять детей в точном описании нужного объекта природного и рукотворного мира по его признакам, свойствам, качеству. Учить определять по описанию объект.
Дети стоят по кругу, ведущий в середине круга и говорит:
«Капитан загрустил и ребяток попросил:
Поиграть с ним вместе в отгадки,
Отгадать об объекте загадки».
Дети: «Капитан, не зевай, и объекты загадай. Об объекте мы все знаем, и какой он отгадаем»
Например, мой объект жидкий, из него делают масло, сметану, кефир (молоко).
В. : Еще одно окошко открылось.
Физминутка
Игра «Противоположности»
Цель игры: Учить называть антонимическую пару свойств объекта.
Детям раздаются карточки с изображением слов-антонимов.
Дети двигаются врассыпную по помещению и произносят слова:
Мы ходили, мы гуляли.
Себе парочку искали.
Будешь – лето, я – зима,
Мы с тобой дружны всегда.
По окончанию слов дети находят свою пару и называют себя. Например, Длинный - короткий, холодный – горячий и т. д.
В. : Вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить сказку «Спящая красавица». Но по-моему что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.
«Спящая красавица» наоборот.
Цель игры: обучение детей одновременно операции декомпозиции и композиции.
- Жили-были старик со старухой (Король с королевой).
- И было у них много детей (Нет, у них не было детей).
- Но однажды у королевы родился сын (Дочь).
- Закатил король пир, в честь рождения дочери. И почетными гостями были колдуньи (Нет, феи).
- К концу пира феи стали преподносить девочке дары.
1 фея одарила её злым холодным сердцем (нежным и добрым сердцем).
2 фея пожелала, чтобы она была страшнее всех на свете (Красивее всех на свете).
3 фея сказала, что принцесса будет глупая-приглупая (Умницей).
4 фея обещала, что принцесса будет петь, как ворона (Как соловей)
Когда дошла очередь до 11 феи, то та пожелала горя и несчастья. (Счастья и любви)
Вдруг в зал ворвалась добрая волшебница (Злая колдунья).
Её забыли пригласить на пир, и за это она пожелала, что когда принцессе исполнится 16 лет, она выпьет эликсир и умрет (Уколется веретеном и уснет).
Когда колдунья исчезла, появилась 12 фея и предсказала, что принцесса не умрет, а её похитят (Она заснет).
А разбудит её через 100 лет страшный тролль (Прекрасный принц).
Так и случилось. В 16 лет принцесса укололась веретеном и уснула. Но прекрасный принц разбудил её и стали они жить вместе счастливо.
III. Итог:
В. : Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок, и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней.
Принцесса «благодарит» детей и раздает конфеты.