Получи документы

Инновационный педагогический опыт «Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду»

Оксана Фадеева
Инновационный педагогический опыт «Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду

«Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения»

Антон Павлович Чехов.

Актуальность.

«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»,- гласит один из девизов, вписанных в Устав Всемирной организации здравоохранения.

Публикация «Инновационный педагогический опыт „Психологическое здоровье ребенка, Психогимнастика в детском саду“» размещена в разделах

Мы живем с вами в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию - как бы вопреки экстренным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях?

Ребенок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Данная тема, бесспорно, является актуальной. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели и использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы.

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко — психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического и социального.

Концептуальность

Проблема психического здоровья дошкольника и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Эту задачу нам взрослым надо решать системно и сообща с ранних лет жизни дошкольника. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Дошкольный период детства формирует у ребенка основы коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

Для того чтобы рассмотреть специфику психического здоровья детей, можно обратиться к взглядам И. В. Дубровиной о соотношении психологического здоровья и развития личности. Она утверждает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, психологическое здоровье ребёнка и взрослого и будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые не получили своего развития у ребёнка, но должны присутствовать у взрослого.

В своей работе я опираюсь на следующие принципы:

- общность взглядов, средств, методов;

- индивидуально-диффиринцированный подход к личности ребенка;

- обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей;

- уважение к личности каждого ребенка;

- ежедневное включение психогимнастики во все формы организации педагогического процесса;

- сотрудничество с родителями;

Теоретическая база опыта.

Определить верный путь по использованию психогимнастики в условиях детского сада помогли идеи Е. А. Алябьева,А. А. Осиповой,М. И. Чистяковой,которые придавали огромное значение психогимнастике,способствующей гармоничному развитию ребенка.

Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия:

-Пахальян, В. Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей. / В. Э. Пахальян // Прикладная психология. - 2002. - №5 – 6. – С. 23 – 29

-Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду : Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М. : ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.

- Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2002

- Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990

- Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаева, И. М. Первушина. — М. : Генезис, 2004. —175 с.

- Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков. / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2003. – 256 с.

Приоритетным в работе по формированию психического здоровья дошкольников стало :

-Наличие уголка по психическому развитию детей в котором распологаются:

-Реквизит для занятий по психогимнастике;

-Аудио подборка для релаксации;

-Использование произведений художественной литературы нравственного содержания,что способствует более глубокому воздействию на становление личности ребенка.

Педагогическая идея.

Термин «Психогимнастика» попал в дошкольную педагогику благодаря И. М. Чистяковой в ее одноименной книге (Психогимнастика в детском саду, М., Просвещение, 1990). Психогимнастика трактуется там, как «курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон личности ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)» По И. М. Чистяковой, это «выразительные движения», которые можно обозначить, как характерные моторные реакции, включающие мимику, жесты, пантомимику.

какие задачи решает психогимнастика :

— Развитие нравственных представлений;

-развитие познавательных процессов — в частности, формирование сенсорных эталонов; достижение сформированности символической функции и воображения;

-развитие креативности, способности к творчеству; развитие эмоциональных реакций и способов их выражения;

-развитие эмпатии;

-эмоциональная децентрация мышления;

-развитие произвольности эмоциональной регуляции;

-развитие коммуникативной сферы.

Уточню, где и как я использую психогимнастику.

1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия.

2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной)

3. В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию (Вводить беседы по нравственной проблеме, после чтения литературного фрагмента, или вместо использования педагогической ситуации.)

4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.

Единицы психогимнастики — ЭТЮДЫ.

Оптимальность и эффективность средств.

Работу по психогимнастике начала с создания материальной базы в группе: была собрана библиотека с нравственным содержанием, изготовлены своими руками и куплены атрибуты для этюдов с детьми по психогимнастике; подобрана картотека аудио (Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка.).

Так, педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей, центре «Песок-вода», уголке ИЗО-деятельности.

Одновременно с пополнением развивающей среды, шла работа с детьми: решались ситуации нравственного содержания, проводились упражнения и игры на внимание Например: «Что изменилось в этой комнате?» «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый теплый, шероховатый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый (грустный?», «Какие зверюшки есть в этой комнате?».

Проводились досуги с элементами психогимнастики, такие как: «Веселые мартышки», «Волшебные цветы» и другие.

Несомненно, эффективность проводимой работы без поддержки со стороны родителей была бы не столь высокой, поэтому для них также проводился ряд мероприятий:

-Анкетирование с целью выявления знаний о пользе психогимнастики;

-проведение совместного досуга «Мои эмоции» совместно с родителями, на котором они могли порадоваться успехам ребят.

- Проведение родительского собрания на тему: «Психологическое здоровье ребенка».

-Проведение консультации: «Что такое психогимнастика .

Анализ результативности

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 85% детей имеют высокий и средний уровень. Особое внимание заслуживают такие образовательные области как коммуникативно-личностное,познавательное,речевое,художественно-эстетическое. Уровень освоения данных областей повысился благодаря проводимой работе по психогимнастике. Именно психогимнастика дополняет и расширяет кругозор детей,способствует установлению нравственной атмосферы в детском коллективе,раскрывает творческие способности, а также влияет на эмоциональный фон ребенка.

Возможность тиражирования.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтерисованным внимателным родителям. По данного опыту была опубликована статья в районную газету «Знамя» по теме: «О психическом здоровье детей

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт «Развитие логики и мышления у старших дошкольников посредством математических игр» Тема: «Развитие логики и мышления у старших дошкольников через математические игры». Источник изменений Использование игрового метода.

Инновационный педагогический опыт «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора» (часть I) Информация об опыте, условия возникновения, становления опыта. Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей.

Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр»Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр» . Актуальность и перспективность опыта. Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном.

Инновационный педагогический опыт «Пожар тушить — героем быть» Мною, Кудакаевой Анной Николаевной, разработан педагогический проект: «Пожар тушить героем быть». Дети – наше будущее, и забота об их здоровье,.

Инновационный проект «Классическая музыка в детском саду» Инновационный проект Классическая музыка в детском садуАвтор проекта: Пышнова Наталья Викторовна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР.

Опыт работы «Адаптация ребёнка в детском саду» Первый раз в детский сад Ну вот кажется всё ужен позади – детский сад выбран, документы собраны, все врачи пройдены, анализы собраны,.

Психологическое здоровье ребенка О здоровье человека можно говорить бесконечно, но мы обратим свое внимание на одну из важнейших составляющих здоровья человека – это психическое.

Психологическое здоровье ребенка в семье Психологическое здоровье ребенка в семье Речь пойдет о важности сохранения, укрепления психологического здоровья ребенка в семье. Уделим.

Эссе: «Мой инновационный педагогический опыт» Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Реализация.

Здоровье сберегающие технологии в детском саду — залог успешного развития ребенка Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный педагогический опыт «Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду»
Опубликовано: 30 сентября 2015 в 14:48
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный педагогический опыт «Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Фадеева (УИ 326216) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД