Лариса Новикова
Психологическое здоровье ребенка в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое здоровье ребенка в семье
Речь пойдет о важности сохранения, укрепления психологического здоровья ребенка в семье. Уделим внимание общению родителей с детьми, сотрудничеству и сотворчеству, участию родителей в значимых для ребенка видах деятельности.
В данном случае – этим видом деятельности будет ИГРА.
Публикация «Психологическое здоровье ребенка в семье» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Термин «психологическое здоровье» возник недавно, но уже достаточно широко используется в психолого-педагогической практике. В чем же специфика психологического здоровья?
Психологическое здоровье как целостное состояние личности нередко выражается такими понятиями как:
• Эмоциональное самочувствие
• Эмоциональное благополучие
• Внутренний душевный комфорт
К числу необходимых условий психологического здоровья относят и доминирование позитивных эмоций над отрицательными.
Сегодня психологическое здоровье рассматривают как необходимое условие полноценного проявления, функционирования, развития человека в процессе жизнедеятельности. И не только в зрелые годы, а и на первых этапах жизни – в раннем и дошкольном детстве.
В силу своих возрастных особенностей дети порой еще не владеют всеми составляющими психологического здоровья. Однако основы эти закладываются уже сейчас. И нам с вами важно это время не упустить!
Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Период игр с прятаньем, убеганием и др. связан с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней. Можно без преувеличения сказать, что почти все самые основные и коренные наши реакции вырабатываются и создаются в процессе детской игры.
Такое же значение имеет элемент подражательности в детских играх: ребенок активно воспроизводит и усваивает увиденное им у взрослых, учится тем же отношениям и развивает в себе первоначальные инстинкты, которые
Хочется обратить особое внимание родителей на детскую игру. И не просто обратить внимание, а принять в игре со своими детьми непосредственное участие.
Сегодня игра рассматривается как наиболее адекватная деятельность для восстановления чувства единения с другими людьми, чувства близости, контакта, излечения эмоциональных ран.
Мы живем в такое время, когда очень много детей, испытывающих депривацию (ущемление) потребности в общении с родителями. Увеличивается число семей, которые нуждаются в возрождении, установлении взаимопонимания, теплых, близких взаимоотношений, так значимых для психологического здоровья ребенка.
«Игра – это нечто наиболее подходящее из всего, что было изобретено человечеством с целью установления тесного контакта» (Коэн Лоренс). И он, как свидетельствует жизненный опыт и специальные исследования, прав. А все ли родители участвуют в детских играх? Готовы ли современные папы и мамы стать партнерами ребенку в так значимой для него деятельности? Что важно, необходимо, чтобы быть принятым в детскую игру? Родители в разной степени участвуют в детских играх:
от
С удовольствием
Всегда стараюсь принять участие в его играх
Никогда не отказываю
до
Если есть время
Когда как
Чаще отказываю
Иногда
Взаимодействуя с детьми в игре, родители преследуют разные цели. Наиболее часто свое участие в играх родители обосновывают стремлением поддержать игровой замысел ребенка, расширить, уточнить представления ребенка об отражаемой им сфере действительности, содействовать его интеллектуальному развитию, социализации, готовности к школе.
К сожалению, такие функции игры, как средство установления близости, доверия, единения, терапевтическая – «лекарства от эмоциональных ран» редко осознаются и используются родителями.
Как же тогда взаимодействовать с ребенком в игре?
Как хочется малышу принять участие в жизни папы и мамы, в жизни взролсых людей. Пусть не по-настоящему. Пусть «понарошку». А что если в это … поиграть?
Включаясь в детские игры, родители занимают в ней разную позицию. С особой легкостью, естественностью удается, как правило, установить доверительные контакты с играющими детьми родителям, способным занять в ней «игровую позицию». Готовность к такой позиции делает их обычно желанными соучастниками детской игры.
Под «игровой позицией» чаще всего понимается особое отношение взрослого к детям, выражаемое при помощи игровых приемов. Такая позиция основывается на общих принципах игры (прежде всего самоценности, внеутилитарности, добровольности, игровом пространстве и др.) и предполагает овладение внутриигровым языком, выражены в слове, жесте, мимике, пластике.
ПРИМЕР:
«Дочке так нравится играть с папой. Она им руководит, предлагает разные роли: и мишкой побыть просит и зайчиком, который лапку поранил, и капитаном на корабле. А он в игре ей подыгрывает, забавляет».
Большинство родителей испытывают затруднения в игровом взаимодействии с детьми. Им представляется сложным занять «игровую позицию», войти в мир детской игры, оказать воздействие на ее развитие, личность, эмоциональное состояние своего сына (дочери) в процессе игры.
Играть с детьми надо пробовать, учиться!
Учимся общаться с ребенком, играть с ним. Успех в работе будет если происходит обогащение психологической культуры воспитывающих ребенка взрослых. Повышение их чувствительности к эмоционально-значимым переживаниям ребенка; освоение, понимание ими основных закономерностей и факторов психического развития ребенка; овладение способами сопричастного, игрового взаимодействия со своим сыном (дочкой); оказание содействия в активизации форм и средств эмоционального и телесного контакта взрослого и ребенка.
Научившись играть с ребенком, мы обогатим свои реальные возможности охраны и укрепления психологического здоровья детей в условиях семьи.
В процессе совместных игр родители начинают лучше понимать своих детей, осознавать, что игра – не такая уж пустая трата времени, приобретают умения игрового взаимодействия. Ребенок же ощущает свою важность, нужность для родителей, их заинтересованность в значимой для него деятельности. Снижается тревожность детей, возрастает эмоциональная близость родителей и ребенка, что так значимо для психологического здоровья членов семьи, полноценного развития малыша.
Родители – не жалейте времени на игру. Пусть ваше отношение к игре своего ребенка будет проникнуто сознанием глубокой ценности игровой деятельности – как орудия самовоспитания ребенка.