Оксана Фадеева
Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный педагогический опыт Фадеевой Оксаны Александровны по теме
«Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Публикация «Психологическое здоровье ребенка, Психогимнастика в детском саду» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»,- гласит один из девизов, вписанных в Устав Всемирной организации здравоохранения. Мы живем с вами в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию - как бы вопреки экстренным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Ребенок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.
Данная тема, бесспорно, является актуальной. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели и использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы. В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко — психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического и социального.
Формирование ведущей идеи опыта,условия возникновения,становления опыта.
Проблема психического здоровья дошкольника и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Эту задачу нам взрослым надо решать системно и сообща с ранних лет жизни дошкольника. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Дошкольный период детства формирует у ребенка основы коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. Для того чтобы рассмотреть специфику психического здоровья детей, можно обратиться к взглядам И. В. Дубровиной о соотношении психологического здоровья и развития личности. Она утверждает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, психологическое здоровье ребёнка и взрослого и будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые не получили своего развития у ребёнка, но должны присутствовать у взрослого. В своей работе я опираюсь на следующие принципы: - общность взглядов, средств, методов; - индивидуально-диффиринцированный подход к личности ребенка; - обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей; - уважение к личности каждого ребенка; - ежедневное включение психогимнастики во все формы организации педагогического процесса; - сотрудничество с родителями;
Теоретическая база опыта.
Определить верный путь по использованию психогимнастики в условиях детского сада помогли идеи Е. А. Алябьева,А. А. Осиповой,М. И. Чистяковой,которые придавали огромное значение психогимнастики,способствующей гармоничному развитию ребенка. Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия:
-Пахальян, В. Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей. / В. Э. Пахальян // Прикладная психология. - 2002. - №5 – 6. – С. 23 – 29
-Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду : Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М. : ТЦ Сфера, 2003. - 88 с. -Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2002
-Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990
- Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаева, И. М. Первушина. — М. : Генезис, 2004. —175 с.
- Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков. / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2003. – 256 с.
Приоритетным в работе по формированию психического здоровья дошкольников стало :
-Наличие уголка по психическому развитию детей в котором распологаются:
-Реквизит для занятий по психогимнастики;
-Аудио подборка для релаксации;
-Использование произведений художественной литературы нравственного содержания,что способствует более глубокому воздействию на становление личности ребенка.
Технология опыта.
Система конкретных педагогических действий,содержание,методы,приемы воспитания и обучения.
Термин «Психогимнастика» попал в дошкольную педагогику благодаря И. М. Чистяковой в ее одноименной книге (Психогимнастика в детском саду, М., Просвещение, 1990). Психогимнастика трактуется там, как «курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон личности ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)» По И. М. Чистяковой, это «выразительные движения», которые можно обозначить, как характерные моторные реакции, включающие мимику, жесты, пантомимику. Для чего я привлекаю психогимнастику в свой педагогический арсенал, какие задачи она решает?
— Развитие нравственных представлений;
-развитие познавательных процессов — в частности, формирование сенсорных эталонов; достижение сформированности символической функции и воображения;
-развитие креативности, способности к творчеству;
-развитие эмоциональных реакций и способов их выражения;
-развитие эмпатии;
-эмоциональная децентрация мышления;
-развитие произвольности эмоциональной регуляции;
-развитие коммуникативной сферы.
Уточню, где и как я использую психогимнастику.
1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия. 2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной)
3. В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию (Вводить беседы по нравственной проблеме, после чтения литературного фрагмента, или вместо использования педагогической ситуации.)
4. Как самостоятельный вид под групповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.
Трудности и проблемы при использования опыта.
Все мы хорошо знаем,что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны,являются "индикатором" состояния ребенка, с другой- сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира,логику суждений. Маленькие дети часто находятся в "плену эмоций", поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может привести к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.
Работу начала с создания материальной базы в группе: была собрана библиотека с нравственным содержанием, изготовлены своими руками и куплены атрибуты для этюдов с детьми ; подобрана картотека аудио.
Одновременно с пополнением развивающей среды, шла работа с детьми: решались ситуации нравственного содержания, проводились упражнения и игры на внимание Например: «Что изменилось в этой комнате?» «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый теплый, шероховатый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый (грустный?», «Какие зверюшки есть в этой комнате?».
Проводились досуги с элементами психогимнастики, такие как: «Веселые мартышки», «Волшебные цветы» и другие.
Несомненно, эффективность проводимой работы без поддержки со стороны родителей была бы не столь высокой, поэтому для них также проводился ряд мероприятий:
-Анкетирование с целью выявления знаний о пользе психогимнастики;
-проведение совместного досуга «Мои эмоции» совместно с родителями, на котором они могли порадоваться успехам ребят.
- Проведение родительского собрания на тему: «Психологическое здоровье ребенка».
-Проведение консультации: «Что такое психогимнастика?» .
Таким образом, считаю важным научить ребенка общаться, понимать эмоциональное состояние других людей и свое собственное. в решение этой проблемы предлагаю использовать элементы психогимнастики в образовательном процессе.
Анализ результативности
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 80% детей имеют высокий и средний уровень. Особое внимание заслуживают такие образовательные области как коммуникативно-личностное,познавательное,речевое,художественно-эстетическое. Уровень освоения данных областей повысился благодаря проводимой работе по психогимнаст. Именно психогимнастика дополняет и расширяет кругозор детей,способствует установлению нравственной атмосферы в детском коллективе,раскрывает творческие способности, а также влияет на эмоциональный фон ребенка.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным внимательным родителям. По данного опыту была опубликована статья в районную газету «Знамя» по теме: «О психическом здоровье детей.»