Вера Савишина
Семинар-практикум для педагогов «Умение слушать и слышать»
▼ Скачать
«Слушание один из самых приятных элементов внимания,
которое оказывает один человек другому»
Маделин Баркли Ален
Цель: развитие способности слышать.
Задачи семинара :
1. Познакомить с типами слушателей и техниками активного слушания.
2. Продемонстрировать важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.
3. Сплочение группы.
4. Отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми.
5. Повышение заинтересованности педагогов в посещении занятий.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Умение слушать и слышать“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Структура семинара :
Вводная часть.
1. Приветствие.
2. Разминка.
Основная часть.
1. Упражнение «Стеклянная дверь»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2. «Испорченный телефон»
3. Упражнение «Мудрый слушатель»
Заключительная часть.
1. Рефлексия.
Организация пространства: до начала семинара, пока участники собираются, тихо играет спокойная музыка позволяющая, отвлечься от проблем и настроиться, участники рассаживаются в произвольном порядке в круг.
Ход семинара:
Вводная часть.
Ведущий: - Добрый день уважаемые коллеги! Мы рады встрече с Вами. Тема нашего семинара – практикума «Умение слушать».
Ведущий: - Дорогие друзья, мы живем в мире звуков, которые окружают нас повсюду каждую секунду и влияют на нас намного больше, чем мы можем себе представить. В мире современных технологий: компьютеров, сотовых телефонов и множества другой техники мы становимся все менее чувствительными к звуковым раздражителям, что очень часто приводит к проблемам мышления, взаимопонимания и не способности слышать друг друга.
Ведущий: - Мы часто говорим: «Да, я слышу тебя», – и не задумываемся о том, что существует большая разница между понятиями «слышать» и «слушать». Ведь бывает так, что человек слушает, но не слышит.
Ведущий: - Сегодня мы постараемся овладеть несколькими упражнениями, которые помогут увеличить нашу способность активно слышать. Для начала я предлагаю поприветствовать друг друга.
1. Упражнения-приветствия «Повторение ритма» (на стульях в кругу)
Ведущий: - А сейчас мы будем приветствовать друг друга одной и той же фразой «Здравствуйте, коллеги». Но вслух произносить ее мы не будем. Вместо этого мы будем отстукивать её в виде ритмичного рисунка разными способами, например, так… (отхлопывать в ладоши данную фразу в любом ритме).
Эту же фразу можно изобразить в другом ритме, например, отстучать по коленкам, отщелкать пальцами. Можно скомбинировать начать с хлопков, закончить щелканьем. Приветствовать друг друга будем следующим образом – каждый участник отстукивает фразу, как ему нравится, а мы должны повторить за ним.
Вывод: Это упражнения помогает нам более внимательно прислушиваться к сказанному друг другом, особенно к ритму и темпу говорящего.
2. Разминка.
Цель: создание положительного эмоционального настроя, снятие напряжения, сплочение группы.
Ведущий: - Теперь мы предлагаем вам небольшую разминку.
(«Пересядьте те, кто…» Все сидят в кругу, в центре один водящий. Лишний стул убирается, а стоящий в центре говорит: «А сейчас пересядут все те, кто…» и задается условие, относящиеся к большинству сидящих. Например: пили кофе сегодня, завтракали, ехали в машине, шли пешком, в черной обуви, не выспались, спешили на работу, чистили зубы, надели маску, в желтой форме и т. п. Все участники, к которым подходит этот признак, должны быстро встать и пересесть на другое освободившееся место. Нельзя оставаться на месте, тот, кто остался без места, становится водящим – и он задает следующее условие и т. д.
Обсуждение: - Что помогало группе справиться с поставленной задачей? Что помешало выполнить задачу быстрее? («Что могло бы помочь выполнить задачу быстрее?») и т. п. – дают возможность выявить моменты в поведении, имеющие значение в ситуации, когда группа вырабатывает совместное решение, должна о чем-то договориться и т. д. Обычно при этом выявляется необходимость ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других, вникать в логику, позицию других; обнаруживается, что не стоит оказывать давления в ситуациях, которые предполагают сотрудничество как наиболее эффективный способ поведения).
Ведущий: - Вот мы с вами поприветствовали друг друга, сделали разминку. Теперь нам надо разделиться на 2 команды.
Основная часть.
Ведущий: - Сегодня тема нашей встречи «Умение слушать». Давайте посмотрим: умеем ли мы с вами слушать и слышать друг друга.
Ведущий: - Продолжаем с вами играть.
1. Упражнение «Стеклянная дверь»
Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй - нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно видите собеседника. Тот, кто остался на перроне, хочет сообщить другому о времени и месте следующей встречи. На это есть 15 секунд - потом поезд уйдет». Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5 – 2 метра, ведущий дает команду: «Двери закрываются», участники «разговаривают» сквозь них, через 15- 17 секунд ведущий говорит «Поезд уехал!» - общение заканчивается. «Уехавший» говорит, какой он сделал вывод о времени и месте встречи, а оставшийся на перроне» либо соглашается, либо уточняет, что он все – таки имел в виду. Потом участники меняются ролями.
Следует так же обратить внимание участников на то, что встреча должна произойти не на следующей станции через несколько минут (тогда упражнение будет слишком простым и неинтересным, а где-то в другой части города, в другое время или день. Естественно, можно менять и темы сообщения.
Психологический смысл упражнения: Упражнение развивает экспрессивность и способствует улучшению взаимопонимания в группе. Участники в ходе выполнения этого упражнения убеждаются, как много возможностей для общения существует и без использования речи.
Обсуждение: с помощью чего осуществлялось общение, когда использовать речь было нельзя? Легко ли понимать такой «разговор»? А легко ли самому передавать таким образом информацию?
Ведущий: - Человек сегодня испытывает огромное влияние информационного поля. Человеку трудно выделить в этом большом поле что-то важное и нужное для себя, для тех людей, которые рядом с ним.
Ведущий: - Вот мы с вами занимались, а сейчас предлагаю вам сделать самомассаж, массаж в парах шейно — воротниковой зоны и ушей, чтобы достичь эффекта расслабления, а так же посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы нашего организма.
Коммуникативный массаж «Шла купаться черепаха»
Шла купаться черепаха легкое постукивание пальцами по спине, плечам и шее
И кусала всех от страха. пощипывание
Кусь, кусь, кусь, кусь! щипки по спине
- Никого я не боюсь! поглаживание руками
Черепаха Рура в озеро нырнула круговые движения по спине
И пропала. Эй! Выгляни скорей! быстрое растирание вверх-вниз
Ведущий: - А сейчас мы вспомним игру из детства «Испорченный телефон»
Цель: демонстрация участникам тренинга приёмов слушания.
Т. к. у нас 2 команды и текста у нас тоже два. Сначала выходит одна команда, а вторая говорит текст одному из участнику другой команды, а тот передает следующему участнику своей команды и т. д, и наоборот.
Инструкция для тех, кто выходит: - Я буду приглашать по одному, и предлагать вам задание после того, как Вы войдете в зал. Попрошу выйти участников из зала. (Участники выходят).
Инструкция для остальных участников: фиксируйте ошибки, искажения смысла, появляющиеся у каждого передающего.
Ведущий: - Прошу войти первого (входит первый участник). Послушайте меня, пожалуйста. Я сейчас зачитаю Вам текст, а Вы должны будете пересказать тому, кто войдет следующий.
2. Упражнение «Испорченный телефон»
Текст передачи: «В марте в детском саду № 3, который находится на перекрестке улиц Мира и Ленина, произошло необычное событие: из раковины в помещении старшей группы вылез крокодил. Вася Сидоров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Петров стал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Она этого не видела, и пробыла в школе еще два урока. Домой дети вернулись все вовремя».
«Папа Нины Коркиной, который пришел в это время за своей дочкой от 2-го брака, с перепугу забыл взять ее домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 3 жена оказалась без мужа, без прописки, а 1-я жена – без алиментов. На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто-то успел позвонить по телефону 911. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай».
Входит второй участник. Первый сообщает ему тот текст, который слышал и т. д.
Задание: передать услышанную информацию своему партнеру по общению.
Ведущий: - Спасибо! Вы все выполнили, что от вас требовалось. А теперь послушайте, что было сказано первому. (Читается текст).
Обсуждение и вопросы:
– Какое впечатление произвело это упражнение?
– Что мешало слушать более внимательно?
– Какие моменты запомнились лучше и почему?
– Вы обратили внимание на то, что мало того, что эта история видоизменилась, так еще и был утерян смысл. Как вы думаете почему? (большое внимание к деталям, неспособность структурировать информацию).
Вывод: потому, что у каждого из нас информация перерабатывается по разному, каждый что-то «додумывает», дополняет, исходя из своего опыта из своих ощущений, из своего восприятия и взглядов на некоторые вещи, так как мы считаем, что будто хорошо понимаем, что именно имеет в виду, о чем думает наш собеседник, когда говорит ту или иную фразу.
Поэтому, очень важно придерживаться правил активного слушания.
Ведущий: - Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться педагогу, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни.
Различают несколько видов слушания : активное, пассивное, эмпатическое.
Сегодня мы более подробно остановимся на одном из них. Так что же такое активное слушание? Активное слушание – вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации.
3. Упражнение «Мудрый слушатель»
Цель: развитие навыков активного слушания.
Упражнение выполняется по кругу. Каждый участник получает карточку (приложение №1) с каким либо высказыванием, которое громко читает своему соседу слева. Сосед слева отвечает ему, используя техники активного слушания. Если кто- то из участников затрудняется ответить, группа помогает ему.
Обсуждение: проводится в свободной форме. Желающие участники могут высказаться по поводу своих ощущений, которые они получили как в роли говорящего, так и в роли слушателя.
4. Рефлексия.
Ведущий: Сегодня на семинаре вы узнали, как вы слушаете, слышите, познакомились с приемами активного слушания и использовали их на практике.
– Чем полезен для вас семинар?
– Что нового узнали?
– Что чувствовали?
Ведущий: - Метафора общения.
Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.
Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.
Ведущий: - Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим, и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.
Ведущий: - В своё время автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное общение не возможно. Мы постаралась сегодня сделать вас «активными слушателями» и это вам поможет в формировании доверительных отношений с ребенком.
Ведущий: – А для того, чтобы вы и дальше использовали эти правила, мы дарим вам памятки (Приложение № 2)
Ведущий: – Спасибо за общение, за сотрудничество. Желаем вам всегда понимать себя и других. Удачи всем! Всем, всем, до свидания!