МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии для развития речи детей с ОВЗ»

Светлана Пушкина
Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии для развития речи детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи - одна из актуальных проблем дошкольного воспитания. Ведь по тому, как строит ребёнок своё высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития.

Основные задачи развития речи-воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связанности при построении – решаются на протяжении всего дошкольного детства. Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать правильно и своевременно.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Современные технологии для развития речи детей с ОВЗ“» размещена в разделах

К сожалению, в последнее время количество детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличиваются. Особо актуальным становится поиск новых технологий,более эффективного коррекционного воздействия наряду с традиционными методиками.

Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, ему трудно выучить наизусть стихотворение.

Одной из причин является бедный словарный запас, поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников- кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Для себя я отметила, что одним из эффективных и интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения- синквейна.

Синквейн- пятистрочная строфа стихотворения, используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается детьми, как игра, но нужно помнить, что следует составлять с детьми синквейн по хорошо знакомой детям теме и обязательно показать образец.

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки:

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнение, составлять чёткий план умственных действий, речевого высказывания, формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный лексический запас.

Поэтому работу необходимо начать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Основные правила составления синквейна

Первая строка- заголовок, тема синквейна.

Она состоит из одного слова – имени существительного (название предмета, имя героя, произведения)

Вторая строка - два прилагательных, которые раскрывают данную тему (описывают признаки предме6та или его свойства) слова можно соединять союзами и предлогами.

Третья строка – три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме.

Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме, это может быть крылатое выражение, пословица, собственное суждение.

Пятая строка – слово резюме, которое характеризует суть темы, философское обобщение, допускается большое количество слов.

Чем выше уровень речевого развития ребёнка, тем интереснее получаются синквейны, в ходе его составления реализуются практически все личностные способности ребёнка – интеллектуальные, творческие, образные.

Работа по обучению синквейна ведётся поэтапно.

1 этап - подготовительный

Цель: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами- понятиями «слово- предмет», «слово – определение», «слово- действие», «Слово- ассоциация», «предложение».

Формы организации.

Словесные игры и упражнения.

«Кто это?», «Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Подбери признак», «Кто что делает». В эти игры можно играть даже в свободное время.

Дидактические игры (настольно-печатные материалы)

Игры малой подвижности.

Мультимедийные презентации. Сайт «Планета детства»

2 этап – основной

Знакомить детей с алгоритмом составления синквейна, формировать первоначальные умения составлять синквейн.

3 этап – практический

Формировать у детей умение и совершенствование навыка составления синквейна на разные темы- о природе, о литературном герое, о маме и папе и о многом другом.

В чём же эффективность и значимость синквейна?

Во- первых его простота: синквейн могут составить все.

Во- вторых, в составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приёмом.

Составление синквейна используется, как заключительное задание по пройденному материалу.

Дошкольный период – отличное время для того, чтобы при помощи различных игр помочь ребёнку освоить важный навык – развитие речи.

Я хочу предложить вашему вниманию подвижные игры, которые можно использовать не только во время физкультурных занятий с детьми с ТНР.

Эти игры можно использовать на прогулке.

Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, разовьют грамматический строй, внимание, память, закрепят представление об окружающем мире.

«Ворота»

Цели: активизировать словарь, развивать словесную и слуховую память.

Ход игры

Выбирают двоих игроков – «ворота», которые встают друг напротив друга, берутся за руки, поднимая их вверх, и проговаривают слова:

Строим, строим ворота,

Помощь ваша нам нужна!

Тот, кто слово назовёт,

К нам в ворота попадёт!

Остальные игроки встают «цепочкой» (берутся за руки или кладут руки на плечи друг другу) и проходят под «воротами».

На последних словах дети опускают руки («закрывают ворота», а тот, кто оказался внутри, называет слово на заданную тему (транспорт, одежда, посуда и т. д., если ответил правильно встаёт в «ворота»

«Ярмарка»

Цели: активизировать словарь, совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.

Оборудование: 2 корзины с небольшими игрушками или предметными картинками по той или иной лексической теме.

Ход игры

Выбирают двоих «купцов», остальные дети делятся на две команды и строятся в колонны (игра проводится по типу эстафеты). «Купцы» с корзинами располагаются напротив команд, на определённом расстоянии. По сигналу педагога дети- «покупатели» бегут к «купцам», разыгрывается диалог.

Покупатель: «Эй, купец, товар продай!»

Купец: «Всё, что хочешь выбирай!»

Покупатель: «Выбираю пять (любое число)

Если «покупатель» правильно соотнёс числительное с существительным, то «купец» отдаёт ему названную игрушку или картинку, тот возвращается в свою команду, далее бежит следующий «покупатель».

Выиграет та команда, у которой окажется больше всего «покупок».

«Один, два, три!»

Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове, упражнять в построении и перестроении, развивать произвольность внимания.

Оборудование: предметные картинки большого формата.

Ход игры

Дети расходятся по залу. По сигналу педагога «Внимание! смотрят на картинку и строятся парами, тройками или остаются по одному- в зависимости от количества слогов в слове.

Для формирования положительной мотивации и познавательного интереса к занятиям хочу предложить игровые упражнения и приёмы.

1 игровое упражнение «Мяч поймай – слово добавляй»

Цели: развитие фонематического слуха, расширение словаря ребёнка.

РА-РА-РА – вот весёлая (игра)

РУ-РУ-РУ- продолжаем мы (игру)

ЛО-ЛО-ЛО – в группе нам (тепло)

ТА- Та –ТА – хвост пушистый у (кота)

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ- маму с папой я (люблю)

ША-ША-ША – очень вкусная (лапша)

ШУ-ШУ-ШУ – я добавки (попрошу)

ШО-ШО-Шо- мы играем (хорошо)

ЖУ-ЖУ-ЖУ_ я с ребятами (дружу)

ЧУ-ЧУ-ЧУ – молоточком я (стучу)

2 Игровое упражнение «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи»

Цели: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.

Взрослый кидает мяч ребёнку, называет слово, в ответ ребёнок называет слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом, например: нос-носик, зонт-зонтик, самолёт-самолётик.

Далее с усложнением: произносим часть фразы, а ребёнок её заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко (сладенькое)

Чашка синяя,а чашечка (синенькая)

Шуба тёплая, а шубка (тёпленькая)

Лиса хитрая, а лисичка (хитренькая)

Заяц белый, а заинька (беленький)

В заключении нашей сегодняшней встречи я ещё раз хочу напомнить, уважаемые коллеги о том, что ребёнок не может овладеть речью самостоятельно.

Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребёнка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Семинар-практикум по технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»Семинар-практикум по технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» Хочу вам рассказать о семинаре-практикуме, который я посетила в г. Тамбове 18марта. Программа семинара- практикума «Развивающие игры Воскобовича.

Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования» Цель: Знакомство воспитателей с возможностями лего-конструирования в речевом развитии детей. Задачи семинара:• Дать общее представление о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии для развития речи детей с ОВЗ»
Опубликовано: 27 марта 2021 в 20:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии для развития речи детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пушкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД