Светлана Пушкина
Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии для развития речи детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи - одна из актуальных проблем дошкольного воспитания. Ведь по тому, как строит ребёнок своё высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития.
Основные задачи развития речи-воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связанности при построении – решаются на протяжении всего дошкольного детства. Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать правильно и своевременно.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
К сожалению, в последнее время количество детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличиваются. Особо актуальным становится поиск новых технологий,более эффективного коррекционного воздействия наряду с традиционными методиками.
Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, ему трудно выучить наизусть стихотворение.
Одной из причин является бедный словарный запас, поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников- кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Для себя я отметила, что одним из эффективных и интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения- синквейна.
Синквейн- пятистрочная строфа стихотворения, используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается детьми, как игра, но нужно помнить, что следует составлять с детьми синквейн по хорошо знакомой детям теме и обязательно показать образец.
Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки:
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнение, составлять чёткий план умственных действий, речевого высказывания, формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный лексический запас.
Поэтому работу необходимо начать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Основные правила составления синквейна
Первая строка- заголовок, тема синквейна.
Она состоит из одного слова – имени существительного (название предмета, имя героя, произведения)
Вторая строка - два прилагательных, которые раскрывают данную тему (описывают признаки предме6та или его свойства) слова можно соединять союзами и предлогами.
Третья строка – три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме.
Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме, это может быть крылатое выражение, пословица, собственное суждение.
Пятая строка – слово резюме, которое характеризует суть темы, философское обобщение, допускается большое количество слов.
Чем выше уровень речевого развития ребёнка, тем интереснее получаются синквейны, в ходе его составления реализуются практически все личностные способности ребёнка – интеллектуальные, творческие, образные.
Работа по обучению синквейна ведётся поэтапно.
1 этап - подготовительный
Цель: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами- понятиями «слово- предмет», «слово – определение», «слово- действие», «Слово- ассоциация», «предложение».
Формы организации.
Словесные игры и упражнения.
«Кто это?», «Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Подбери признак», «Кто что делает». В эти игры можно играть даже в свободное время.
Дидактические игры (настольно-печатные материалы)
Игры малой подвижности.
Мультимедийные презентации. Сайт «Планета детства»
2 этап – основной
Знакомить детей с алгоритмом составления синквейна, формировать первоначальные умения составлять синквейн.
3 этап – практический
Формировать у детей умение и совершенствование навыка составления синквейна на разные темы- о природе, о литературном герое, о маме и папе и о многом другом.
В чём же эффективность и значимость синквейна?
Во- первых его простота: синквейн могут составить все.
Во- вторых, в составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приёмом.
Составление синквейна используется, как заключительное задание по пройденному материалу.
Дошкольный период – отличное время для того, чтобы при помощи различных игр помочь ребёнку освоить важный навык – развитие речи.
Я хочу предложить вашему вниманию подвижные игры, которые можно использовать не только во время физкультурных занятий с детьми с ТНР.
Эти игры можно использовать на прогулке.
Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, разовьют грамматический строй, внимание, память, закрепят представление об окружающем мире.
«Ворота»
Цели: активизировать словарь, развивать словесную и слуховую память.
Ход игры
Выбирают двоих игроков – «ворота», которые встают друг напротив друга, берутся за руки, поднимая их вверх, и проговаривают слова:
Строим, строим ворота,
Помощь ваша нам нужна!
Тот, кто слово назовёт,
К нам в ворота попадёт!
Остальные игроки встают «цепочкой» (берутся за руки или кладут руки на плечи друг другу) и проходят под «воротами».
На последних словах дети опускают руки («закрывают ворота», а тот, кто оказался внутри, называет слово на заданную тему (транспорт, одежда, посуда и т. д., если ответил правильно встаёт в «ворота»
«Ярмарка»
Цели: активизировать словарь, совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
Оборудование: 2 корзины с небольшими игрушками или предметными картинками по той или иной лексической теме.
Ход игры
Выбирают двоих «купцов», остальные дети делятся на две команды и строятся в колонны (игра проводится по типу эстафеты). «Купцы» с корзинами располагаются напротив команд, на определённом расстоянии. По сигналу педагога дети- «покупатели» бегут к «купцам», разыгрывается диалог.
Покупатель: «Эй, купец, товар продай!»
Купец: «Всё, что хочешь выбирай!»
Покупатель: «Выбираю пять (любое число)
Если «покупатель» правильно соотнёс числительное с существительным, то «купец» отдаёт ему названную игрушку или картинку, тот возвращается в свою команду, далее бежит следующий «покупатель».
Выиграет та команда, у которой окажется больше всего «покупок».
«Один, два, три!»
Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове, упражнять в построении и перестроении, развивать произвольность внимания.
Оборудование: предметные картинки большого формата.
Ход игры
Дети расходятся по залу. По сигналу педагога «Внимание! смотрят на картинку и строятся парами, тройками или остаются по одному- в зависимости от количества слогов в слове.
Для формирования положительной мотивации и познавательного интереса к занятиям хочу предложить игровые упражнения и приёмы.
1 игровое упражнение «Мяч поймай – слово добавляй»
Цели: развитие фонематического слуха, расширение словаря ребёнка.
РА-РА-РА – вот весёлая (игра)
РУ-РУ-РУ- продолжаем мы (игру)
ЛО-ЛО-ЛО – в группе нам (тепло)
ТА- Та –ТА – хвост пушистый у (кота)
ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ- маму с папой я (люблю)
ША-ША-ША – очень вкусная (лапша)
ШУ-ШУ-ШУ – я добавки (попрошу)
ШО-ШО-Шо- мы играем (хорошо)
ЖУ-ЖУ-ЖУ_ я с ребятами (дружу)
ЧУ-ЧУ-ЧУ – молоточком я (стучу)
2 Игровое упражнение «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи»
Цели: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.
Взрослый кидает мяч ребёнку, называет слово, в ответ ребёнок называет слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом, например: нос-носик, зонт-зонтик, самолёт-самолётик.
Далее с усложнением: произносим часть фразы, а ребёнок её заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко (сладенькое)
Чашка синяя,а чашечка (синенькая)
Шуба тёплая, а шубка (тёпленькая)
Лиса хитрая, а лисичка (хитренькая)
Заяц белый, а заинька (беленький)
В заключении нашей сегодняшней встречи я ещё раз хочу напомнить, уважаемые коллеги о том, что ребёнок не может овладеть речью самостоятельно.
Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребёнка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.