Виктория Нечаева
Семинар — практикум для педагогов «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Цель: раскрытие и развитие творческого потенциала педагогов, способствующего активизации творческих способностей у детей.
Задачи:1) повышать компетентность педагогов в вопросах развития творчества детей;
2) оказать помощь в раскрытии творческого потенциала педагогов;
3) мотивировать педагогов на творческую деятельность;
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
4) формировать чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений.
Форма проведения: семинар - практикум.
Оборудование: материалы для проведения игр.
Участники: старший воспитатель, педагоги.
Ход семинара.
Наш семинар-практикум мне хотелось бы начать с цитаты К. Паустовского. «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необходимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в уже дошкольном детстве.
Творчество детей в играх направлено на создание игровых ситуаций, учит обдумывать замысел, развивает такие качества как активность, самостоятельность, инициативность.
Нередко мы замечаем, что, взрослея, наши сообразительные дети становится более заурядным. Конечно, они становятся все умнее, получают все больше знаний, но теряют живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, наша задача - «не позволить» ребенку потерять способность фантазировать, творить, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!
Таким образом, успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию.
Такими условиями являются:
1. Большое поле деятельности по привитию детям вкуса к творчеству имеют занятия музыкой, изобразительной деятельности, продуктивными видами труда, ознакомление с художественной литературой, познавательная деятельность, театрализованная деятельность.
2. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
3. Создание необходимой обстановки.
4. Предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности.
5. Доброжелательная помощь взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребёнка к творчеству.
7. Проведение детального анализа.
8. Мотивация.
9. Сам педагог – творческая личность.
Итак, мы с вами осознали, насколько важно развивать творческие способности дошкольников. Осталось ответить на вопрос: как их развивать?
Мышление характеризует следующие качества:
1. Беглость – способность быстро выбрать нужную идею.
2. Гибкость – способность применять разнообразные подходы при решении проблем.
3. Оригинальность – способность создавать умные, уникальные и необычные идеи
4. Способность к детальной разработке – способность развивать, расширять и подробно разрабатывать какие-то идеи.
Формирование многогранной и целостной личности невозможно без развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Творческие способности - это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх – драматизациях.
Ребёнок берёт палку и садится на неё верхом.
- Как вы думаете, что он себе воображает? «Что едет на лошади».
- А девочка, играющая с куклой? «Представляет себе её мамой».
Это примеры самого настоящего творчества.
На самом деле существует очень много методов развития творческих способностей детей. Это и беседы об окружающем мире, обо всём, что происходит вокруг. и многое другое.
Для успешного развития творческих способностей необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей.
Эти качества мышления мы сейчас попробуем развить у вас, уважаемые педагоги, с помощью несложных игр.
- А сейчас мы с вами будем играть!
И, как известно, любое мероприятие начинается с организационного момента.
1. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КВАДРАТ».
Цель: создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации между педагогами.
Инструкция участникам. Встаньте, пожалуйста, в круг и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз вам нужно перестроиться в квадрат.
- Не открывая глаз, ответьте мне на вопрос: «Вы уверены, что стоите в квадрате»? (Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены.)
И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предлагаю педагогам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. - Молодцы!
(Раздать выборочно карточки нескольким педагогам, остальные садятся.)
2. Упражнение «Идеальное общение» (пары названий животных)
- Я раздам карточки, на которых написано название животных.
(Кошка,собака, лошадь, корова, зайчик).
Никому их не показывайте. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано «тигр», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «тигр». Прочитайте название так, чтобы надпись видели только вы, карточку можно убрать. Задача каждого найти свою пару, при этом можно использовать любые выразительные средства, нельзя только говорить и издавать звуки характерные для вашего животного. Когда вы найдете пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда у нас будут все пары образованы, мы посмотрим, что у нас получилось.
3. Дидактическая игра «Волшебная клякса».
Участникам предлагается карточки с нарисованными на них кляксами различных форм,размеров и цветов. Необходимо «превратить обычную кляксу в фантастическое, сказочное существо и рассказать о нё м по плану: Как меня зовут, какой я, где я живу, что я умею делать.
Игра помогает дошкольникам раскрепоститься, развивает воображение и творческое мышление, связную речь, умение соединять различные свойства и качества предметов.
А сейчас уважаемые коллеги я вас попрошу стать парами и мы поиграем в интересную игру, в которую вы сможете поиграть в группах со своими детьми.
4. Упражнение «Рисунок на спине».
Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.
Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).
5. Упражнение «УЗОР».
Цель: показать, что каждый человек индивидуален, интересен и неповторим.
Материал: лист А4 на каждого участника.
Инструкция участникам:
Возьмите по листу бумаги, сверните его пополам и оторвите кусочек из центра, ещё раз пополам и оторвите правый угол, ещё раз пополам и оторвите из центра, ёще раз пополам и оторвать левый угол. Развернём наш лист и посмотрим на результат работы. У каждого получился свой узор, хотя все выполняли одинаковые команды.
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее
забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил
внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые! Бытует мнение, уважаемые педагоги, что только у творческих педагогов бывают творческие дети. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее. Подводя итоги, хочется отметить заниматься своим развитием необходимо систематически.