Елена Коваленко
Семинар-практикум для педагогов «Профилактика стресса»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для педагогов
Профилактика стресса
Педагог-психолог МБДОУ «Ручеек»
Е. В. Коваленко
Задачи:
• Заинтересовать участников семинара в обсуждении темы «Стресс», выявить их запросы.
• Познакомить с новым теоретическим материалом.
• Познакомить педагогов с некоторыми способами проявления заботы о себе.
Упражнение «Аукцион»
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Профилактика стресса“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Стресс, стессоустойчивость. Профилактика, тренинги
- Темочки
Цель: Заинтересовать участников тренинга в обсуждении темы «Стресс», выявить их запросы.
Все участники делятся на группы, каждая группа по очереди называет одну причину, вызывающую стресс педагога в детском саду (высказывания должны быть краткими, не более 3—4 слов). После очередного высказывания тренер считает до 3, и если команда, которая должна была называть причину, молчит, вместо нее за секунду до того, как ведущий произнесет «3», выступает любая другая тройка. Побеждает команда, последней назвавшая причину стресса в детском саду.
Тренер просит участников вспомнить о причинах, не названных во время «аукциона», и задает вопрос: могло ли данное упражнение спровоцировать стрессовую ситуацию у участников семинара? Почему?
Мини-лекция «Что такое стресс»
Как вы и сказали, профессия педагога сопряжена с большим количеством стрессов. Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, родителями, представителями различных организаций. Так что же такое стресс?
Стресс – это, прежде всего, реакция человеческого тела на изменения в окружающей среде, которые возникают независимо от нашего к ним отношения и заставляют считаться с их присутствием.
Стресс влияет на нас и физически, и эмоционально, поэтому нельзя говорить только о негативном эффекте стресса. Стресс может вызвать не только негативные, но и позитивные чувства, тем самым побудить нас на созидательные, креативные действия. Благодаря стрессу мы добиваемся новых результатов, достигаем вершин и испытываем эмоции, которые обогащают нашу жизнь. Иногда именно тяжелая ситуация вынуждает человека принять решительные меры и круто изменить свою жизнь, и в этом случае именно стресс является тем побудительным мотивом для созидания и процветания. Но стресс может подействовать и негативно, вызвать депрессию и гнев, побуждая нас к разрушительному поведению. Именно под воздействием стресса могут возникнуть такие проблемы, как головная боль, бессонница, расстройство и даже язва желудка, гипертония и сердечнососудистые заболевания.
И так, стрессы это неотъемлемая часть нашей жизни, и их не всегда удается избежать. И для этого нам необходимо научиться регулировать свое состояние, успокаиваться, снимать избыточное напряжение, то есть научиться навыкам саморегуляции.
У каждого есть свои способы профилактики и преодоления стресса, снятия напряжения и расслабления. Я приведу список наиболее эффективных дестрессоров (того, что снимает стресс) – попробуйте разные способы и подберите наиболее подходящий для себя вариант снятия напряжения (или несколько вариантов).
Итак, что поможет снятию стресса?
1. Аутогенная тренировка
Формула для расслабления, успокоения, снятия утомления, эмоционального напряжения, депрессивности, улучшения настроения.
Я прекрасно отдыхаю
Все мое тело расслабленно
Я освобождаюсь от всякого напряжения
Я все глубже и глубже ощущаю состояние покоя
Мне хорошо и приятно
Я ощущаю душевный комфорт и покой
С каждой секундой мое самочувствие улучшается
Я бодра и жизнерадостна
У меня всегда отличное, приподнятое настроение
Я чувствую радость и оптимизм
Я уверена в себе
Раздражительность, мнительность исчезают
Я спокойна и доброжелательна
Спокойствие и уверенность наполняют меня
Я освобождаюсь от всего отрицательного в моей жизни
2. Ведение личного дневника
3. Медитация (это, пожалуй, лучшее для снятия стресса)
Освобождение от тревоги.
Садитесь удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в чудном девственном лесу. Вы медленно идете по тропинке, выходите на живописную поляну и садитесь на траву. Вдруг из леса появляются разные звери и тесным кольцом окружают Вас. Это все – ваши личные проблемы. Чем крупнее зверь, тем серьезнее тревога. Например, быстроногий олень – это крайний срок, к которому нужно сдать работу, рычащий лев – размолвка с близким человеком. Невдалеке находится улей, вокруг которого роятся пчелы. До вас явственно доносится их мерное жужжание. Это те самые мелкие заботы, которые ежечасно вас преследуют, мешая полностью расслабиться. Протяните руку! Смелее! Смотрите! Каждое животное, как только вы до него дотронулись, тотчас же успокаивается и медленно отходит обратно в лес. Остается только жужжание пчел. Смотрите! А теперь и пчелы одна за другой прячутся в улье. Все звуки стихают. Кругом царит полная тишина. Вы освободились от ваших тревог и забот. По крайней мере, на сегодня.
4. Йога – она способствует не только снятию стресса, но и гармонизации организма в целом.
5. Дыхательные упражнения.
Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участие мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность. Во время вдоха происходит активация психического состояния, а во время выдоха наступает успокоение и расслабление всего организма.
И так, медленно выполняйте глубокий, спокойный вдох через нос, при этом передняя брюшная стенка «выступает вперед», и воздух, как бы «набирается животом»; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после сделайте выдох плавный, медленный через рот, брюшная стенка «втягивается». Дышать в течение 5 минут.
6. Игры (только настольные или спокойные компьютерные – азартные игры не только не способствуют снятию стресса, но мешают ему).
7. Смех
8. Музыкальная терапия – прослушивание классической музыки.
Программы классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния.
1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности:
• Шопен "Мазурка, "Прелюдии",
• Штраус "Вальсы",
• Рубинштейн "Мелодии".
2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы:
• Бах "Контата 2";
• Бетховен "Лунная соната";
• "Симфония ля-минор;
3. Для общего успокоения, удовлетворения:
• Бетховен "Симфония 6", часть 2,
• Брамс "Колыбельная",
• Шуберт "Аве Мария",
• Шопен "Ноктюрн соль-минор",
• Дебюсси "Свет луны".
4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми:
• Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".
• Барток "Соната для фортепиано, ’’Квартет 5,
• Брукнер "Месса ля-минор".
5. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.
• Моцарт "Дон Жуан"
9. Ароматерапия- Эфирные масла обладают способностью гармонизировать психоэмоциональное состояние человека.
Выводит из депрессии: базилик, гвоздика, герань, жасмин, иссоп, липпия лимонная, мандарин, нероли, тимьян, цитронелла, шалфей.
Умственное переутомление: анис, амирис, корица, лавандин, лайм, мята, петрушка, перец душистый, тимьян, тмин.
Снимает стресс и нервное напряжение: бархатцы, бензоин, бергамот, ветиверия, дудник, иланг-иланг, кедр, мелисса, морковь, нероли, петрушка, роза.
Успокаивает, уравновешивает нервную систему: лаванда, ладан, майоран, розовое дерево, сельдерей, фиалка.
Снимает тревогу, беспокойство: ромашка, сандал.
10. Пешая прогулка
11. Прослушивание любимой музыки
12. Сбалансированное питание
13. Просмотр телевизионных передач и фильмов
14. Просмотр видеофильма «Настроение улучшилось
15. АРТТЕРАПИЯ.
Один из интереснейших направлений арт-терапии - коллаж.
Само слово происходит от французского «collage» – «наклеивание».
КОЛЛАЖ – это инструмент, который помогает Вам настроиться на волну успеха, правильно ставить задачи. Делая коллаж Вы размышляете о жизни, целях которые хотите достичь, понимая что важно для Вас. Во время работы Вы приводите в порядок свои мысли, настраиваясь на лучшее в Вашей жизни.
• Описание: коллективное выполнение участниками тренинга творческой композиции по совместно выбранной теме на ватмане. На период выполнения коллажа вводится запрет на обсуждение содержательной стороны создаваемой композиции.
•Обсуждение каждый участник представляет свои фрагменты композиции и делится общими впечатлениями от процессам работы и восприятия её результата.
Подведение итога, рефлексия
1. Что полезного Вы для себя узнали?
2. Как изменилось Ваше самочувствие в процессе общения?
3. Какое впечатление у Вас осталось от сегодняшнего семинара?
Педагог-психолог : Мне было приятно с вами общаться. Спасибо за работу.
Литература:
1. Юлия Марьина «Школа флористики: Коллажи и панно», Издательство: Ниола 21 век, 2005,
2. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб. : Питер, 2005.