Елена Стрельцова
Семинар-практикум для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
▼ Скачать
Семинар-практикум для педагогов
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья, профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Задачи:
1. Передача психологических знаний о проблеме эмоционального выгорания, его факторах, признаках и способах предупреждения.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Профилактика синдрома эмоционального выгорания“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
2. Самодиагностика степени подверженности эмоциональному выгоранию.
3. Снижение эмоционального напряжения педагогов, обучение техникам и приемам саморегуляции.
4. Содействие формированию позитивное мышление учителей (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).
Ход ВСТРЕЧИ:
Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится).
Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
Упражнение «Хаотичный опрос»
1. На своей работе я похожа на животное …
2. Цвет моего настроения на работе…
3. Когда иду на работу, я думаю о…
4. О своей работе в двух словах…
5. Я люблю свою работу, но …
6. Мои коллеги…
7. Мои ученики ….
8. Если я потеряю работу…
9. Если мне предложат новую работу…
10. Когда меня загружают на работе…
11. Я получаю удовольствие на работе, когда…
12. Я не получаю удовольствие на работе, когда…
14. Чтобы не испытывать дискомфорт на работе я …
15. Мои коллеги воспринимают меня как…
Вводная часть. Актуализация.
«Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на занятии. Сегодня мы с вами поговорим о причинах возникновения стрессовых ситуаций в педагогической практике, обсудим методы психопрофилактики и преодоления стресса, также попрактикуем некоторые из них. Научимся преодолевать негативные эмоции и применять методы релаксации. Проведем экспресс-диагностику «на выявление синдрома эмоционального выгорания и стрессоустойчивости». Порисуем, и просто отдохнем.
В настоящее время одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов. У учителей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.
Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений учителя и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу учебы детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс.
Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями учителей. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога.
Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.
Упражнение «Ассоциации»
Цель: выявление отношения к работе.
Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа?”
Упражнение «Портрет педагога» 2 группы.
Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему профессионального выгорания педагога.
Инструкция: «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить портрет эмоционально выгоревшего педагога». «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить портрет эмоционально благополучного педагога».
Ведущий предлагает каждой подгруппе рассказать о том образе, который у них получился.
Арт-терапия. Коллажи: «Нет-негативу!», «Да-позитиву!». Ход упражнения:
Участники делятся на 2 группы. Одна группа делает коллаж (из вырезанных иллюстраций из журналов, газет, на котором изображены факторы, которые негативно влияют на психологическое здоровье педагогов (затем после завершения работы, перечеркиваем красным маркером эти изображения). Другая группа делает коллаж, на котором изображены факторы способствующие укреплению и сохранению физического и психологического здоровья. А также позитивно влияют на хорошее настроение!
Упражнение «Герб моей души».
Цель:
- способствовать самоанализу, самораскрытию участников семинара-практикума;
- развивать позитивное самовосприятие, повышать самооценку, развивать уверенное поведение;
- создавать позитивный рабочий микроклимат в группе.
Ход упражнения: Участникам предлагается заполнить свободные поля «герба души», ответив на вопросы. Психологу заранее нужно подготовить небольшие листочки с таблицей и вопросами.
Три вещи, которые я делаю хорошо Место отдыха для моей души Моя мечта
Три человека, которые больше всего влияют на меня Три слова, которые я хотел бы услышать о себе Место, где я хотел бы отдохнуть?
ТРЕНИНГОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «… ЗАТО ТЫ»
Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе.
Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).
В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.
Упражнение - медитация «Сад моей души»
Цель: снятие напряжение, восстановление гармоничного состояния.
Инструкция: «Сейчас я вам зачитаю текст – медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу». После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.
Далее участникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается сделать рисунок того, что они представили – цветок, или сад.
Текст медитации:
Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло, и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам. Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой. Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему то, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает. А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.
Рефлексия.
Цель: фиксируем достижения.
Ход упражнения:
Все участники становятся в круг. И каждый заканчивает предложение:
Сегодня я получил…
Научился…
Ощутил…
- Понял… и делаем шаг вперёд.
Игра «Волшебный мешочек».
Участникам семинара-практикума предлагается достать по одной бумажки из волшебного мешочка, послание, которое написано на ней подскажет что их ждет сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время. Желательно приготовить таких посланий как можно больше и доставать каждое утро по одному. Такие пожелания волшебным образом позитивно влияют на настроение людей, подбадривают их, придают уверенности в себе и своих силах.
Тебе сегодня особенно повезёт! Позаботься о состоянии здоровья своего тела!
Жизнь приготовила для тебя приятный сюрприз! Сделай себе подарок, ты его заслужила!
Все складывается для тебя самым лучшим образом! Высшие силы оберегают тебя!
Настало время сделать то, что ты постоянно откладываешь! У тебя есть всё, что б наслаждаться жизнью!
Сегодня твой день, удачи тебе! Все, что нужно тебе, легко приходит!
Сегодня Фортуна с тобой! Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
Ты готова сделать самый важный шаг в своей жизни! Сегодня с тобой радость и спокойствие!
Помни: ты родилась, что-бы быть счастливой! Сегодня счастливый день!
Сегодня жди прибыль! Позаботься о состоянии здоровья своего тела!
Высшие силы оберегают тебя!
Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой! Сделай себе подарок, ты его заслужила!
У тебя есть всё, что б наслаждаться жизнью!
Помни, что ты любима! Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
Тебе сегодня особенно повезёт! Все, что нужно тебе, легко приходит!
Жизнь приготовила для тебя
приятный сюрприз! Сегодня с тобой радость и спокойствие!
Все складывается для тебя самым лучшим образом! Настало время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
Настало время сделать то, что ты постоянно откладываешь! Сегодня твой день, удачи тебе!
Сегодня Фортуна с тобой! Ты готова сделать самый важный шаг в своей жизни!
Помни: ты родилась, что-бы быть счастливой! Сегодня счастливый день!
Заключение:
Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами провели семинар-практикум, цель которого заключалась в психопрофилактике стрессовых явлений в педагогическом коллективе. Он был направлен на то, чтоб вы научились противостоять синдрому эмоционального выгорания, преодолевать стресс и возникшее нервное напряжения. Во время занятия вам были выданы рекомендации, а также Памятки, которые вы можете использовать в дальнейшей работе. Я хочу пожелать вам успехов в работе, и искренне верю в то, что сегодняшнее занятие будет полезно в перспективе практической работе, а наша встреча пополнила ваш багаж знаний о стрессе и способах его преодоления, а также научила методам релаксации.
В конце занятия раздаем Памятки «По преодолению стресса и сохранению психологического здоровья педработников».
ПАМЯТКА РАБОТНИКУ ШКОЛЫ
как избавиться от любого стресса
1. Окружающий мир это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение. Поэтому основные причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.
2. Стресс — часто следствие информационной перегруженности психики. Уменьшение количества и ответственности принимаемых решений, сокращение сфер жизнедеятельности, в которых мы проявляем активность, неизбежно приводит к снижению информационного стресса.
3. На дистанции жизни основным должно быть соревнование с самим собой, а не с окружающими. Смысл жизни человека и человечества в альтруистическом самосовершенствовании.
4. Уменьшение уровня притязаний неизбежно снижает вероятность возникновения стресса и наоборот. Периодически вспоминать о том, что без многого из того, чего я добиваюсь, вполне можно жить. Жить нужно по способностям и средствам. Однако, чем ниже уровень притязаний, тем меньше у меня стимулов к саморазвитию.
5. Научиться без каких-либо условий понимать, а лучше уважать или любить всех, начиная с себя.
6. Если я не могу изменить трудную для меня ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить мое отношение к ней.
7. На Земле сейчас живут сотни миллионов людей, которые попав в мое нынешнее положение посчитали бы себя на вершине счастья. Надо всегда помнить об этом.
8. Чем выше степень моей ответственности за те проблемы и трудности, которые у меня возникают, тем чаше я могу попадать в стресс и наоборот. Все будет так, как надо, даже если будет по-другому. * Однако, чем ниже степень моей ответственности, тем меньше на меня могут положиться окружающие.
9. Необходимо уменьшать свою зависимость от внешних оценок. Жить по совести — значит реже попадать в стресс.
10. Свою жизнь нужно оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что у нас есть.
11. Сама по себе жизнь в целом ни хороша, ни плоха. Она объективна. Хорошей или плохой нашу жизнь во многом делает наше восприятие к ней. Жизнь такова, какова она есть. Если хочешь быть счастливым — будь им.
12. Приятно надеяться на лучшее. Однако, всегда необходимо прогнозировать не только лучший, но и худший вариант развития событий. Желательно психологически и даже материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс.
13. Трудно переоценить роль здорового чувства юмора в профилактике стресса. Люди, обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те, кто лишен этого чувства.
14. Не слишком увязать в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет и в нем ничего не изменишь. Не погружаться слишком в мечты о будущем. Его еще нет. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни здесь и сейчас.
15. Постоянно расширяйте пространственные границы того мира, в котором вы живете и ощущаете себя. Живите не в квартире или на рабочем месте, а в Солнечной системе. В ее масштабах все наши проблемы вызывают не стресс, а любопытство.
16. Расширяйте временные границы своего мировосприятия. Знайте историю своего рода, России, человечества, развития жизни на Земле, Галактики. Абсолютно все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как-то преодолели. Значит преодолеем и мы!
17. Мир вероятностен и в нем все может произойти. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Чем шире они у человека, чем больше он видел, знает, допускает, тем реже он попадает в стресс, гак как оказывается готов к любому варианту развития событий.
18. Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Чем глубже человек понимает, что происходит с ним, его семьей, страной, человечеством, тем реже он испытывает серьезный стресс.
19. Эволюция за 15 млрд. лет «отшлифовала» Мир до зеркального блеска. Мир совершенен и поэтому прекрасен. Учитесь видеть это совершенство и красоту, а также радоваться им.
20. Главные причины моих неудач во мне. Но себе-то я могу многое простить. В целом ведь я — хороший и делал все, что мог!
21. «Есть упоение в бою.» Испытания, которые нам посылает судьба, могут вызвать стресс. Но они могут быть и мощным источником нашего саморазвития, обогащения жизненного опыта, радости трудной победы. Нужно научиться использовать конструктивное начало в любой проблеме, с которой мы сталкиваемся. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые.
22. Укрепление физического здоровья — важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле — здоровый стресс.
Запасная рекомендация.
Все мои беды и печали носят временный характер. Все они пройдут!