Чамина Анна
Семинар-практикум для педагогов «Повышение экологической компетенции воспитателей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей
“Повышение экологической компетенции воспитателей”
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их знания в области экологии; повышать профессиональное мастерство воспитателей и эффективность их процессуальной деятельности; установить тесное сотрудничество между педагогическим составом детского сада.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Повышение экологической компетенции воспитателей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
1. Выявить имеющиеся знания у педагогов в области экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные);
2. Умение использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности;
3. Развивать познавательный интерес воспитателей;
4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.
План семинара – практикума :
1. Разделение педагогов на две команды и представление названия команды.
2. Экологическая разминка.
3. Загадки – иллюстрации.
4. Угадай по пантомиме.
5. Предметно-развивающая среда.
6. Народные приметы.
7. Решение педагогических ситуаций.
8. Творческий конкурс.
9. Музыкальный конкурс.
Ход семинара – практикума :
Ведущий: Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня в ходе семинара – практикума пройдет брейн – ринг по теме “Повышение экологической компетенции воспитателей”. Вам необходимо будет выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о природе и продемонстрировать ваши многочисленные таланты. Для начала я предлагаю вам разделиться на две команды.
Итак, начинаем.
Первое задание. Вам необходимо придумать названия своих команд (на выполнение отводится 1 минута).
Конкурс №1 “Экологическая разминка”
Каждой команде предлагаются по 10 вопросов, на которые они должны быстро ответить.
Вопросы для команды № 1:
1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
2. Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)
3. Наука о животных. (Зоология)
4. Кто такой ихтиолог? (Ученый, изучающий рыб)
5. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
6. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
7. Самец кукушки. (Кукух)
8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
9. Какую траву любят кошки? (Валериана)
10. Самая высокая трава? (Бамбук)
Вопросы для команды № 2:
1. Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной)
2. Лесной петух. (Глухарь)
3. Что означает “плач” березы весной? (Сокодвижение)
4. Наука о растениях. (Ботаника)
5. Почему лиственницу называют “добрым деревом”? (Не колется)
6. Трава от 99 болезней. (Зверобой)
7. Пингвин – птица или животное? (Птица)
8. Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)
9. Кто такой орнитолог? (Ученый, изучающий птиц)
10. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Конкурс №2 “Загадки - иллюстрации”.
Что нам помогает воспринимать красоту природы? Конечно же репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (На экране воспитателям предлагаются слайды с изображением репродукций картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения.)
1. И. И. Шишкин “Рожь”;
2. А. К. Саврасов “Грачи прилетели”;
3. И. И. Левитан “Март”;
4. И. И. Шишкин “Утро в сосновом бору”;
5. И. И. Левитан “Березовая роща”;
6. И. И. Шишкин “Корабельная роща”;
7. И. И. Шишкин “Дубовая роща”;
8. А. А. Пластов “Первый снег”.
Конкурс №3 “Предметно – развивающая среда”
Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнить свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
1. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников. ( Участники поочередно называют: уголок природы; модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огород в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т. п.).
2. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? ( Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
3. Что должно быть в уголке природы?
4. Что должно быть на участке детского сада? (Деревья, кустарники, цветники, огород).
5. Какие методы используются для экологического воспитания детей? (Наглядные, практические, словесные.)
6. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей. (Наблюдения, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
7. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников. (Игра, элементарные опыты, моделирование.)
8. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников. (Рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.)
9. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
10. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. (Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые, труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).)
Конкурс №4 “Народные приметы”
Погода всегда интересовала людей. Чем ближе человек был к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.
(Роман Ругин)
Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.
- Кошка свернулась клубочком – к похолоданию.
- Ворона кричит зимой – к метели.
- Лягушки квакают – к дождю.
- Воробьи в пыли купаются – к дождю.
- Около луны звезда народилась – к потеплению.
- Собаки катаются – к пурге.
Конкурс №5 “Решение педагогических ситуаций”.
Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Каждой команде раздается по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.
Педагогические ситуации :
1. Алеша прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Николаевна обращается к малышу: “Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!”. Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступает на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
2. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент “продуктов”? обрывая растения: стручки желтой акации – “бобы”, головки ромашки – “конфеты” и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: “Молодцы! Хорошо придумали!”
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
Конкурс №6 “Творческое задание”.
Профессия воспитателя считается творческой. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”. (Каждой команде выдается по 3 карточки с пословицами, команда рисует ее и показывает рисунок другой команде. Они должны ее “прочитать”).
1. Весна красна цветами, а осень пирогами.
2. Готовь сани летом, а телегу зимой.
3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4. Любишь кататься - люби и саночки возить.
5. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
6. Яблоко от яблони недалеко падает.
Конкурс №7 “Музыкальный конкурс”.
Каждая команда поочередно исполняет отрывок из песен о природе.
Заключение:
Ведущий: На этом наш семинар – практикум завершен, надеюсь что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти все об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией.