Приложение МААМ

Семинар-практикум для педагогов по теме «Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями»

Юлия Цветкова
Семинар-практикум для педагогов по теме «Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитаннтков.

Задачи:

- повысить компетентность педагогов в вопросе преодоления психологических барьеров;

- расширить представления педагогов о правилах делового общения в социальных сетях;

- закрепить положительные эмоции и сплотить педагогический коллектив.

1 Работа с притчей «Страшный сон».

Темочки:

Социальный педагог: Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных».

Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ. «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Вопросы для обсуждения:

1. Какое отношение имеет эта притча к теме нашего семинара-практикума?

2. В чем разница в толковании первого и второго мудрецов?

3. Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка – как первый или как второй толкователь?

Прежде, чем выстроить эффективное общение с родителями, необходимо установить контакт.

Приемы установления хорошего контакта с родителями.

1. В разговоре с родителями одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!

2 Основы построения беседы с «трудным родителем».

Педагог-психог: Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями. Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются)

«Трудные» родители:

•Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

•Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

Начинающему, неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю.

Фазы общения с трудными родителями

1. На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут гаснуть.

Упражнение «Резервуар».

Инструкция: «Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш конфликтный собеседник «вливает», свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, оставаетесь холодным и нейтральным.

Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

2. Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог.

Чтобы избежать противостояния с родителями:

• Необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

• Подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

• Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

• Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.

• Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

Игра «А причем тут Дон Кихот?»

Цель: преодоление психологических барьеров в общении, сплочение коллектива, тренировка находчивости.

Иногда мы попадаем в ситуации, когда приходится быстро и толково отвечать на неожиданные вопросы: например, когда вы проводите презентацию. Константин Сергеевич Станиславский предлагал тренировать находчивость следующим способом. Вам необходимо отвечать на неожиданные, совсем не относящиеся к делу вопросы. Например: «А при чем тут Дон Кихот?» Он ни при чем, и вам придется что-то сочинять. В этой игре нельзя отвечать «не знаю». Ваша готовность участника должна быть такой, чтобы на любой вопрос вы дали немедленный ответ – и так, как если бы говорили чистую правду.

Примеры вопросов:

Почему вы ввязались вчера в эту драку?

Это правда, что вы мечтаете принять участие в конкурсе «Воспитатель года»?

Вы почему сегодня опоздали на работу?

Как вам мой подарок?

Что вы думаете по поводу вчерашнего происшествия в детском саду?

Психологические барьеры в общении

В общении психологические барьеры возникают, когда человек сталкивается с мнением, которое не согласуется с его точкой зрения. Когда люди не могут прийти к общему пониманию, возникает пассивность, которая не позволяет совершить необходимые действия. Все это основывается на установках и отрицательных эмоциях, темпераменте личностей, манерах поведения и эмоциональных состояниях. Вот почему барьер в общении часто приводит к конфликтам и ссорам между участниками.

Выделяют следующие виды психологических барьеров:

1. Барьер общения. Он в свою очередь делится на:

• Барьер коммуникации, когда человек не может организовать связь с другими людьми.

• Смысловой барьер, когда собеседники вкладывают в одно событие различные смыслы. Такой барьер часто возникает между детьми и родителями, супругами, подчиненными и руководителями.

2. Индивидуальный психологический барьер. Он является следствием неуверенности в себе, страхов, зажатости, комплексов, тревожности.

3. Социальный психологический барьер личности. Возникает в конкретной ситуации. Например, под действием эмоций человек неправильно интерпретирует ситуацию, что не позволяет ему действовать эффективно.

Придерживайтесь следующих полезных правил для улучшения взаимоотношений с людьми и для преодоления психологических барьеров:

• Помните, что человек в стрессовой ситуации действует на эмоциях. Замолчите, если собеседник раздражен или агрессивен

• Отстаивайте свою точку зрения, но и не игнорируйте мнение собеседника. Старайтесь найти альтернативные решения.

• Представьте, что будет, если проблема не разрешится. Что лучше – заняться решением ситуации или развитием конфликта?

• Ориентируйтесь на положительные собственные и собеседника качества. Ищите им применение в решении проблемы.

• Ставьте себя на место собеседника, чтобы понимать его.

• Никого не обвиняйте в случившемся.

• Не возвышайтесь и не принижайте себя за счет собеседника.

3 Социальная сеть как одна из современных форм взаимодействия педагога с родителями.

Социальный педагог: В настоящее время реализуется Стратегия развития информационного общества. Поэтому одним из актуальных вопросов остается использование информационных технологий (социальные сети) в различных сферах жизнедеятельности человека, в первую очередь, в сфере образования.

Существуют две линии поведения педагога.

Первая, когда педагог ценит свое внутреннее пространство, а потому не выходит в социальные сети, или если он и имеет свой аккаунт, но не добавляет родителей в «друзья».

Вторая линия — педагог включает в круг интернет-«друзей» родителей своих воспитанников и контактирует с ними.

Вторая линия поведения однозначно более приоритетная, хотя она и требует от педагога высокого уровня информационной культуры. Невозможно забывать, что вы педагог, даже если вы заходите на свою собственную страницу, делаете в интернете какие-то публикации, — вы все равно остаетесь педагогом. И так теперь будет всегда!

Заходя в социальные сети, берегите свою репутацию. Для педагога недопустимо использование ненормативной лексики, сомнительных фотографий и текстов. Случается, что человек в эмоционально подавленном состоянии или, наоборот, во время сильного потрясения пишет странные тексты, что педагогу категорически запрещено делать. Сильная эмоция — не повод поделиться ей со всем миром.

В интернет-переписке нужно руководствоваться принципом «Сказал бы я то же самое человеку в лицо?». Впрочем, принципы информационной этики общие для всех, а не только для педагогов. Это сохранение права на частную переписку. Выкладывать переписку с другим человеком в общий доступ или пересылать ее другому «другу» по социальной сети недопустимо.

Признаком дурного тона считается и чрезмерное увлечение селфи. Более того, психиатры уже относят эту вроде бы безобидную «забаву» к психическим расстройствам. Также не рекомендуется часто выкладывать фото с мест, которые вы посетили, потому что таким образом вы транслируете в сетях онлайн свою частную жизнь.

Педагогам ни в коем случае нельзя вмешиваться в публичные конфликты. Все написанное остается в сети, поэтому через некоторое время слова и комментарии могут вырвать из контекста и направить против вас. Помните, что вы можете неправильно понять через экран эмоции и интонации других людей, как и другие люди могут ошибиться в ваших.

Писать в сетях педагог должен правильно и без сокращений, потому что всему, что он делает, уделяется особое внимание. Педагог всегда находится «под прицелом».

Среди преимуществ социальных сетей можно выделить следующие: родители выступают не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов, которые делятся опытом воспитания, дают советы, принимают участие в групповых обсуждениях, выстраивают общение не только с педагогом, но и между собой; размещение фотографий с событиями группы, с детьми в различных видах деятельности; размещение видеозаписей с утренников, досугов и т. д. ; публикация результатов творческой и интеллектуальной деятельности детей (поделки, презентации, проекты); размещение рекомендаций по воспитанию и развитию детей в виде ссылок на психолого – педагогическую литературу и педагогические сайты.

Эти и другие формы будут мотивировать родителей на участие в совместных обсуждениях вопросов, комментировать различный материал. А это уже новый уровень работы с родителями, которые заинтересованы в содержании воспитательного и образовательного процессов своего ребенка.

Есть и недостатки: осознание зря потраченного времени на общение, спам, наличие лживых сведений в самом процессе общения, стойкое желание большинства родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах.

Правила делового общения в социальных сетях

(рекомендации педагогам)

1. Организуя группы в WhatsApp, Viber необходимо сразу оговорить с участниками общения правила чата (с какой целью организована группа, время общения в чате (например, до 21:00 ч, «не засорять» группу рекламой, видеороликами и т. д., об уважительном отношении к участникам чата).

2. В общем чате лучше принимать решения с однозначным ответом. Для решения личных вопросов лучше выделять время и встречаться. Письменная речь чревата множеством толкований и надуманными интерпретациями. А это – благодатная почва для возникновения недопонимания и даже взаимных обид и конфликтов.

3. Участие в горячих дискуссиях ни к чему не приводит. Это бессмысленная трата времени: шансов решить сложный вопрос в переписке просто не существует.

4. Всегда следите за своей письменной речью и не позволяйте себе переходить на оскорбления. Имейте в виду, что некоторые родители используют «нецензурные высказывания» как улику и основание для обращения в правоохранительные органы, если конфликт достигает максимума.

5. Никогда не берите на себя труд переубеждать своих оппонентов. А чтобы поставить точку в бесполезном споре, достаточно сказать: «Я услышала ваше мнение».

6. Если вы недовольны поведением родителя или его ребенка, обсуждайте проблему с ним лично, а не с родителями других детей.

4 Различные социальные сети имеют разный социальный статус.

Педагог-психолог: Если ваша основная персональная страница находится в «Одноклассниках», то вы, скорее всего, в глазах молодых родителей принадлежите к более низкому классу.

«ВКонтакте». Если вы молодой педагог и родители воспитанников вас считают за своего, можете завести аккаунт там.

«Фейсбук» принято считать интеллектуальным, он «заселен» интеллигенцией и условным средним классом. Там, в отличие от «Одноклассников», не принято ежедневно делиться рецептами пирогов, графоманскими стихами, чудодейственными иконами, букетами и ностальгировать по напрасно прожитой молодости. Хотя при переселении из «Одноклассников» их «жители» иногда переносят в «Фейсбук» и старые привычки. К тому же в «Фейсбуке» действует много площадок для профессиональных отношений педагогов, можно присоединиться к группам по интересам, подписаться на страницу любых изданий из любой страны.

Если вы имеете страницу на Google+, то сразу попадаете в число «продвинутых профессионалов». Ваши родители будут знать, что вы пользуетесь всеми современными google-сервисами для обучения, хранения информации, обмена профессиональными (и не только) материалами, в том числе и собственным каналом YouTube.

Если вы любите фотографировать, то вам подходит «Инстаграм». Присутствие в этой сети (как и наличие хобби) добавит много бонусов. «Инстаграм», пожалуй, самая престижная сеть у молодого поколения.

5 Завершение (релаксация).

Упражнение «Очень я собой горжусь!»

Цель: овладение приемами релаксации и концентрации, которые способствуют повышению энергетического потенциала, закрепление положительных эмоций.

Социальный педагог: Уважаемые педагоги, встаньте, пожалуйста, сведите лопатки и улыбаясь повторите:

Очень я собой горжусь,

Я на многое гожусь.

Положите обе ладони на лоб, затем на грудь и повторяйте:

Я решаю любые задачи,

Со мною всегда любовь и удача.

Потрите ладони друг об друга, приговаривая:

Я принимаю удачу,

С каждым днем становлюсь богаче.

Сложите руки в замок, сделайте глубокий вдох и повторяйте:

Вселенная мне улыбается.

И все у меня получается.

Теперь разведите руки широко в стороны и повторите:

Ситуация любая мне подвластна,

Мир прекрасен!

Молодцы, если вы будете регулярно выполнять это упражнение, вы сможите контролировать свои эмоции без ущерба для здоровья своего и окружающих.

Публикации по теме:

«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики»«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики» «Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию» писал В. М. Бехтерев. Ещё в прошлом веке было установлено,.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум по работе с родителями «Знатоки природы» Тема: «Знатоки природы». Форма проведения: семинар- практикум. Аудитория: родители старшей возрастной группы. Количество участников: 16.

Семинар-практикум с родителями «О детских капризах и упрямстве»Семинар-практикум с родителями «О детских капризах и упрямстве» Тема «О ДЕТСКИХ КАПРИЗАХ И УПРЯМСТВЕ» 2014-2015 уч. год Подготовила и провела: воспитатель Людмила Федоровна Сучкова Подготовительный этап:.

Семинар-практикум с родителями «Организация двигательной активности дошкольников дома» Цель: Способствовать формированию у родителей потребности в приобретении теоретических знаний и практических навыков в организации двигательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов по теме «Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями»
Опубликовано: 19 октября 2020 в 09:23
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов по теме «Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Цветкова (УИ 1756451) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД