Юлия Цветкова
Семинар-практикум для педагогов по теме «Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитаннтков.
Задачи:
- повысить компетентность педагогов в вопросе преодоления психологических барьеров;
- расширить представления педагогов о правилах делового общения в социальных сетях;
- закрепить положительные эмоции и сплотить педагогический коллектив.
1 Работа с притчей «Страшный сон».
Публикация «Семинар-практикум для педагогов по теме „Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями“» размещена в разделах
Социальный педагог: Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных».
Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ. «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Вопросы для обсуждения:
1. Какое отношение имеет эта притча к теме нашего семинара-практикума?
2. В чем разница в толковании первого и второго мудрецов?
3. Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка – как первый или как второй толкователь?
Прежде, чем выстроить эффективное общение с родителями, необходимо установить контакт.
Приемы установления хорошего контакта с родителями.
1. В разговоре с родителями одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!
2 Основы построения беседы с «трудным родителем».
Педагог-психог: Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями. Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются)
«Трудные» родители:
•Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».
•Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».
Начинающему, неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю.
Фазы общения с трудными родителями
1. На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».
Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут гаснуть.
Упражнение «Резервуар».
Инструкция: «Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш конфликтный собеседник «вливает», свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, оставаетесь холодным и нейтральным.
Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.
2. Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог.
Чтобы избежать противостояния с родителями:
• Необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;
• Подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;
• Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).
• Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.
• Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
Игра «А причем тут Дон Кихот?»
Цель: преодоление психологических барьеров в общении, сплочение коллектива, тренировка находчивости.
Иногда мы попадаем в ситуации, когда приходится быстро и толково отвечать на неожиданные вопросы: например, когда вы проводите презентацию. Константин Сергеевич Станиславский предлагал тренировать находчивость следующим способом. Вам необходимо отвечать на неожиданные, совсем не относящиеся к делу вопросы. Например: «А при чем тут Дон Кихот?» Он ни при чем, и вам придется что-то сочинять. В этой игре нельзя отвечать «не знаю». Ваша готовность участника должна быть такой, чтобы на любой вопрос вы дали немедленный ответ – и так, как если бы говорили чистую правду.
Примеры вопросов:
Почему вы ввязались вчера в эту драку?
Это правда, что вы мечтаете принять участие в конкурсе «Воспитатель года»?
Вы почему сегодня опоздали на работу?
Как вам мой подарок?
Что вы думаете по поводу вчерашнего происшествия в детском саду?
Психологические барьеры в общении
В общении психологические барьеры возникают, когда человек сталкивается с мнением, которое не согласуется с его точкой зрения. Когда люди не могут прийти к общему пониманию, возникает пассивность, которая не позволяет совершить необходимые действия. Все это основывается на установках и отрицательных эмоциях, темпераменте личностей, манерах поведения и эмоциональных состояниях. Вот почему барьер в общении часто приводит к конфликтам и ссорам между участниками.
Выделяют следующие виды психологических барьеров:
1. Барьер общения. Он в свою очередь делится на:
• Барьер коммуникации, когда человек не может организовать связь с другими людьми.
• Смысловой барьер, когда собеседники вкладывают в одно событие различные смыслы. Такой барьер часто возникает между детьми и родителями, супругами, подчиненными и руководителями.
2. Индивидуальный психологический барьер. Он является следствием неуверенности в себе, страхов, зажатости, комплексов, тревожности.
3. Социальный психологический барьер личности. Возникает в конкретной ситуации. Например, под действием эмоций человек неправильно интерпретирует ситуацию, что не позволяет ему действовать эффективно.
Придерживайтесь следующих полезных правил для улучшения взаимоотношений с людьми и для преодоления психологических барьеров:
• Помните, что человек в стрессовой ситуации действует на эмоциях. Замолчите, если собеседник раздражен или агрессивен
• Отстаивайте свою точку зрения, но и не игнорируйте мнение собеседника. Старайтесь найти альтернативные решения.
• Представьте, что будет, если проблема не разрешится. Что лучше – заняться решением ситуации или развитием конфликта?
• Ориентируйтесь на положительные собственные и собеседника качества. Ищите им применение в решении проблемы.
• Ставьте себя на место собеседника, чтобы понимать его.
• Никого не обвиняйте в случившемся.
• Не возвышайтесь и не принижайте себя за счет собеседника.
3 Социальная сеть как одна из современных форм взаимодействия педагога с родителями.
Социальный педагог: В настоящее время реализуется Стратегия развития информационного общества. Поэтому одним из актуальных вопросов остается использование информационных технологий (социальные сети) в различных сферах жизнедеятельности человека, в первую очередь, в сфере образования.
Существуют две линии поведения педагога.
Первая, когда педагог ценит свое внутреннее пространство, а потому не выходит в социальные сети, или если он и имеет свой аккаунт, но не добавляет родителей в «друзья».
Вторая линия — педагог включает в круг интернет-«друзей» родителей своих воспитанников и контактирует с ними.
Вторая линия поведения однозначно более приоритетная, хотя она и требует от педагога высокого уровня информационной культуры. Невозможно забывать, что вы педагог, даже если вы заходите на свою собственную страницу, делаете в интернете какие-то публикации, — вы все равно остаетесь педагогом. И так теперь будет всегда!
Заходя в социальные сети, берегите свою репутацию. Для педагога недопустимо использование ненормативной лексики, сомнительных фотографий и текстов. Случается, что человек в эмоционально подавленном состоянии или, наоборот, во время сильного потрясения пишет странные тексты, что педагогу категорически запрещено делать. Сильная эмоция — не повод поделиться ей со всем миром.
В интернет-переписке нужно руководствоваться принципом «Сказал бы я то же самое человеку в лицо?». Впрочем, принципы информационной этики общие для всех, а не только для педагогов. Это сохранение права на частную переписку. Выкладывать переписку с другим человеком в общий доступ или пересылать ее другому «другу» по социальной сети недопустимо.
Признаком дурного тона считается и чрезмерное увлечение селфи. Более того, психиатры уже относят эту вроде бы безобидную «забаву» к психическим расстройствам. Также не рекомендуется часто выкладывать фото с мест, которые вы посетили, потому что таким образом вы транслируете в сетях онлайн свою частную жизнь.
Педагогам ни в коем случае нельзя вмешиваться в публичные конфликты. Все написанное остается в сети, поэтому через некоторое время слова и комментарии могут вырвать из контекста и направить против вас. Помните, что вы можете неправильно понять через экран эмоции и интонации других людей, как и другие люди могут ошибиться в ваших.
Писать в сетях педагог должен правильно и без сокращений, потому что всему, что он делает, уделяется особое внимание. Педагог всегда находится «под прицелом».
Среди преимуществ социальных сетей можно выделить следующие: родители выступают не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов, которые делятся опытом воспитания, дают советы, принимают участие в групповых обсуждениях, выстраивают общение не только с педагогом, но и между собой; размещение фотографий с событиями группы, с детьми в различных видах деятельности; размещение видеозаписей с утренников, досугов и т. д. ; публикация результатов творческой и интеллектуальной деятельности детей (поделки, презентации, проекты); размещение рекомендаций по воспитанию и развитию детей в виде ссылок на психолого – педагогическую литературу и педагогические сайты.
Эти и другие формы будут мотивировать родителей на участие в совместных обсуждениях вопросов, комментировать различный материал. А это уже новый уровень работы с родителями, которые заинтересованы в содержании воспитательного и образовательного процессов своего ребенка.
Есть и недостатки: осознание зря потраченного времени на общение, спам, наличие лживых сведений в самом процессе общения, стойкое желание большинства родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах.
Правила делового общения в социальных сетях
(рекомендации педагогам)
1. Организуя группы в WhatsApp, Viber необходимо сразу оговорить с участниками общения правила чата (с какой целью организована группа, время общения в чате (например, до 21:00 ч, «не засорять» группу рекламой, видеороликами и т. д., об уважительном отношении к участникам чата).
2. В общем чате лучше принимать решения с однозначным ответом. Для решения личных вопросов лучше выделять время и встречаться. Письменная речь чревата множеством толкований и надуманными интерпретациями. А это – благодатная почва для возникновения недопонимания и даже взаимных обид и конфликтов.
3. Участие в горячих дискуссиях ни к чему не приводит. Это бессмысленная трата времени: шансов решить сложный вопрос в переписке просто не существует.
4. Всегда следите за своей письменной речью и не позволяйте себе переходить на оскорбления. Имейте в виду, что некоторые родители используют «нецензурные высказывания» как улику и основание для обращения в правоохранительные органы, если конфликт достигает максимума.
5. Никогда не берите на себя труд переубеждать своих оппонентов. А чтобы поставить точку в бесполезном споре, достаточно сказать: «Я услышала ваше мнение».
6. Если вы недовольны поведением родителя или его ребенка, обсуждайте проблему с ним лично, а не с родителями других детей.
4 Различные социальные сети имеют разный социальный статус.
Педагог-психолог: Если ваша основная персональная страница находится в «Одноклассниках», то вы, скорее всего, в глазах молодых родителей принадлежите к более низкому классу.
«ВКонтакте». Если вы молодой педагог и родители воспитанников вас считают за своего, можете завести аккаунт там.
«Фейсбук» принято считать интеллектуальным, он «заселен» интеллигенцией и условным средним классом. Там, в отличие от «Одноклассников», не принято ежедневно делиться рецептами пирогов, графоманскими стихами, чудодейственными иконами, букетами и ностальгировать по напрасно прожитой молодости. Хотя при переселении из «Одноклассников» их «жители» иногда переносят в «Фейсбук» и старые привычки. К тому же в «Фейсбуке» действует много площадок для профессиональных отношений педагогов, можно присоединиться к группам по интересам, подписаться на страницу любых изданий из любой страны.
Если вы имеете страницу на Google+, то сразу попадаете в число «продвинутых профессионалов». Ваши родители будут знать, что вы пользуетесь всеми современными google-сервисами для обучения, хранения информации, обмена профессиональными (и не только) материалами, в том числе и собственным каналом YouTube.
Если вы любите фотографировать, то вам подходит «Инстаграм». Присутствие в этой сети (как и наличие хобби) добавит много бонусов. «Инстаграм», пожалуй, самая престижная сеть у молодого поколения.
5 Завершение (релаксация).
Упражнение «Очень я собой горжусь!»
Цель: овладение приемами релаксации и концентрации, которые способствуют повышению энергетического потенциала, закрепление положительных эмоций.
Социальный педагог: Уважаемые педагоги, встаньте, пожалуйста, сведите лопатки и улыбаясь повторите:
Очень я собой горжусь,
Я на многое гожусь.
Положите обе ладони на лоб, затем на грудь и повторяйте:
Я решаю любые задачи,
Со мною всегда любовь и удача.
Потрите ладони друг об друга, приговаривая:
Я принимаю удачу,
С каждым днем становлюсь богаче.
Сложите руки в замок, сделайте глубокий вдох и повторяйте:
Вселенная мне улыбается.
И все у меня получается.
Теперь разведите руки широко в стороны и повторите:
Ситуация любая мне подвластна,
Мир прекрасен!
Молодцы, если вы будете регулярно выполнять это упражнение, вы сможите контролировать свои эмоции без ущерба для здоровья своего и окружающих.