Наталья Муляр
Семинар-практикум для педагогов «Использование сенсорных тренажёров в умственном развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. п. Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание – это одна из основных сторон дошкольного воспитания.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Использование сенсорных тренажёров в умственном развитии детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.
Целью работы с тренажерами является воспитание сенсорной культуры и развитие мелкой моторики рук ребенка в условиях ДОУ.
В ходе использования мобильных тренажеров можно достичь решения следующих задач:
• Создание эмоционально положительного настроения.
• Развитие интереса и побуждение к действиям.
• Формирование представлений о предметах.
• Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера).
• Знакомство с сенсорными эталонами.
• Развитие мелкой моторики руки.
• Формирование и активизация словаря ребенка.
• Развитие восприятия (зрительного, осязательного, тактильного).
• Развитие наглядно-действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.
• Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов (один, много, ни одного).
На первом этапе обучения происходит овладение моторными навыками (для этого нужны тренажеры с малым количеством деталей, постепенно количество деталей увеличивается).
На втором этапе обучения задачи усложняются, дети учатся соотносить предметы по цвету и форме. Обучение начинается с маленького количества деталей, с последующим их увеличением.
На третьем этапе происходит представление о качествах предметов (мягкий, гладкий, шершавый).
Благодаря развивающим тренажерам осуществляется не только сенсорное развитие — у детей раннего (среднего) возраста формируется наглядно-образное мышление. Характерной чертой мышления является способность к обобщению. Обобщение первоначально проявляется в действиях с предметами, оно подготавливает обобщение в речи.
Развитие речи является важнейшей задачей интегрированного занятия, составляющей которого предусмотрена работа с тренажерами.
Тренажеры подбираются с учетом того, что у детей второго года жизни плохо еще развита речь, и они часто не могут объяснить, попросить, высказать отношение, что приводит к конфликтам. Мелкие пособия раздаются детям 2 — 3 года, более крупные (с большим количеством деталей) для детей 3 — 4 года.
Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие тренажеры дают возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребенок начинает работать на сенсорных развивающих тренажерах, тем быстрее происходит психическое развитие ребенка. С их помощью идет также отработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку. Каждодневные тренировки, плюс меняющаяся мотивация игровой деятельности подводят плавно ребенка к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособию.
Эти развивающие тренажеры можно использовать как часть занятий во второй младшей, средней, старшей и даже подготовительной группах, изменяя цели, для чего необходим творческий подход педагога, его желание сделать занятие более увлекательным, интересным и познавательным.
В настоящее время широко распространены деревянные доски-лабиринты. Малышу предстоит по дорожкам на игровом поле двигать различные элементы ( в зависимости от тематики лабиринта: сказки, транспорт, животные, отводя в стороны другие фигурки, что позволит развивать логическое и пространственное мышление ребенка.
Старшим ребятам интересны будут игры-ходилки с кубиками и фишками. Важной особенностью ходилок является возможность выбора игры на интересующую тематику: от путешествий в дальние страны до математических расчетов, что позволит развивать эрудицию ребенка.
Одной из разновидностей ходилок являются наборы многоразовых наклеек, включающие игровое поле и определенное количество наклеек (машинки, звери, растения). Ребенок может придумывать свои сюжеты и в произвольном порядке наклеивать выбранные изображения на игровое поле, оживляя город, зоопарк или лес. Такие игры развивают воображение, речь, внимательность и аккуратность.
Но для развития навыков счета больше подойдет такой тренажер, как счетные палочки, или палочки Кюизенера. Счетные палочки различной длины в зависимости от цвета позволяют развивать представление о числах при выполнении разнообразных игр-заданий с ними, сформировать у ребенка различные математические понятия.
Среди современных развивающих игрушек можно выделить следующие:
зрительно-тактильные тренажеры (мобили, развивающие коврики, игрушки-мякиши, игрушки из серии «чудесный мешочек» (мешочки с разнообразными мелкими деревянными предметами, шнуровки, пластилин и тесто, игрушки для невоздушных сред: для ванной, для песочницы и т. д.);
слуховые тренажеры (погремушки, свистульки и дудочки, музыкальные инструменты, шарманки);
сенсомоторные тренажеры (пирамиды, стучалочки, игрушки-попрыгунчики, вкладыши, абаки, лабиринты, мозаики, конструкторы элементарные из крупных блоков, машинки, самолетики, мячи и кольцебросы, игрушки-каталки и игрушечные коляски);
образные игрушки (мягкие игрушки, перчаточные куклы, пальчиковый театр, куклы, солдатики, машинки, инструменты, Lego-конструкторы с готовыми персонажами и kinder-сюрпризы);
когнитивно-логические тренажеры (кубики, коврики-пазлы, детское домино, логические абаки, геометрические вкладыши, пазлы, настольные игры, кубики и змейки Рубика, головоломки с шариками, всевозможные конструкторы); наборы для творчества.
Мы хотим вам представить тренажёры, которые мы изготовили в нашей группе (просмотр презентации). Эти тренажёры просты в изготовлении, не требуют больших финансовых затрат. Основное отличие этих тренажёров в том, что с их помощью происходит не механическая отработка навыков, а формируется осмысленная деятельность. Они могут быть включены в игровую и сюжетную деятельность.
Так как у нас в детском саду будет проводиться конкурс математических уголков, я предлагаю вам изготовить развивающие тренажёры по математике. Они помогут вам сделать вашу работу более эффективной и украсят учебную зону в группе.
Желаю всем творческих успеха!