Марина Смирнова
Консультация для педагогов «Что рассказать родителям об умственном развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
От того, какое влияние оказывают на детей родители, во многом зависит умственное развитие ребенка. Это влияние осуществляется в повседневном общении взрослых и детей.
В процессе детской деятельности (в играх, труде, на занятиях) формируется и совершенствуется умственное развитие детей. Поэтому очень важно, чтобы родители были знакомы с требованиями «Программы» детского сада. Это важно и для того, чтобы родители могли правильно оценивать возможности своего ребенка. Так, если в семье недооценивают возрастные и индивидуальные возможности детей, излишне опекают их, слабо развиваются такие качества, как самостоятельность, уверенность в своих силах, стремление к овладению новыми знаниями и умениями.
Публикация «Консультация для педагогов „Что рассказать родителям об умственном развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Часто на вопрос воспитателя о том, какие обязанности имеет ребенок дома или чем занимается в воскресенье, мы слышим: «Какие там обязанности, занятия?» Да он весь день и наиграться-то не успевает, в саду назанимается» или: «Я сказала вчера Кириллу сесть позаниматься делом, а отец говорит, что хватит того, что его в детском саду муштруют». Такие дети обычно не приучены к умственному труду, волевому усилию. Они не внимательны на занятиях, не умеют после первого объяснения выполнить задание, не доводят начатое дело до конца, часто переключаются с одной деятельности на другую.
С другой стороны, переоценивая возможности ребенка, родители наносят ему часто непоправимый вред. Так, раннее и неумелое обучение в семье письму и чтению, длительное сидение в неправильной позе за книгой формирует неправильные навыки, может испортить зрение, повлиять на осанку. Переутомление, трудности, с которыми постигается такая «наука», могут быть причиной стойкого нежелания ребенка учиться.
Излишнее натаскивание детей в заучивании и декламации стихов, сообщение разнообразных, часто недоступных им по содержанию заданий в различных областях жизни переутомляет нервную систему ребенка, воспитывает зазнайство, стремление выделиться среди товарищей, щегольнуть налету схваченным выражением. Особенно часто переоценка возможностей происходит с так называемыми «Талантливыми детьми». Таких детей, как правило, перегружают.
Определив примерный объем знаний, которыми должен владеть ребенок данного возраста, следует также акцентировать внимание родителей на необходимости тренировки памяти, внимания, способности анализировать свою деятельность и деятельность окружающих, умения сравнивать волевые качества.
Развивать память детей легче всего в процессе заучивания стихотворений. Но и здесь нужна мера. Родителей следует предупредить о том, что хотя ребенок дошкольного возраста легко и быстро запоминает наизусть длинные, часто даже непонятные ему стихи и целые страницы текста, злоупотребление таким заучиванием переутомляет еще не окрепшую нервную систему, снижая тем самым интенсивность умственного развития.
Чтобы родители могли ориентироваться в выборе стихотворения целесообразнее будет, если воспитатели сами порекомендуют произведения родителям в соответствии возрастным особенностям дошкольников. Иногда удобнее не только указывать определенные произведения, но и предлагать готовые тексты. Например, стихи, которые можно разучивать с детьми о соответствующем времени года, к праздникам, знаменательным датам.
Но нельзя ограничиваться лишь перечнем и текстами стихотворений. Нужно познакомить родителей с некоторыми приемами и требованиями к разучиванию стихов с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, рассказать о значении стихотворного творчества в жизни и развитии ребенка.
Развивая память, заучивание в то же время обогащает язык ребенка, его чувства, формирует эстетический вкус. Произнося стихи вслух, ребенок преодолевает застенчивость, учится владеть собой. Как для слушания, так и для заучивания с детьми следует рекомендовать родителям стихотворения, доступные и интересные ребенку по содержанию и художественной форме.
Можно предложить родителям для заучивания с детьми различные стихи, с которыми ребенок может потом выступить на вечерах досуга, собраниях родителей, на праздниках для малышей. Такая цель, поставленная перед детьми, активизирует их внимание, желание быстрее и лучше выучить предложение, формирует чувство ответственности.
Беседуя с родителями, следует также предостеречь их от беспорядочного, часто не соответствующего по содержанию возрасту детей чтения художественной литературы. В то же время литература является тем источником, из которого дети получают знания не связанные с непосредственными наблюдениями.
Раскрывая перед родителями значение ознакомления ребенка с окружающим для умственного развития, нужно научить родителей акцентировать внимание детей не на внешних, второстепенных признаках предметов и явлений, а видеть главное. Для этого необходимо воспитывать у детей наблюдательность, умение видеть, рассматривать. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребенка. Систематическое побуждение ребенка к наблюдениям можно рекомендовать родителям как одно из эффективнейших средств умственного воспитания. Дети сами многое наблюдают, но наблюдения, организованные родителями, обеспечивают полноту восприятия, определенную направленность чувств, точность словесного воспроизведения увиденного. Внимание ребенка неустойчиво, опыт активной практической деятельности очень незначителен, многое проходит мимо его сознания. То, что не заметил ребенок, гуляя со своими товарищами по улицам города или поселка, в соседнем лесу, поле. Подметит взрослый. Другими глазами увидит ребенок родную природу и труд человека, если, гуляя с отцом по лесу и восхищаясь его красотой, узнает, что от огня и вредителей оберегает его лесник, поля колосящейся пшеницы потому так богаты, что много людей потрудилось на них.
Пусть наблюдения будут не только созерцательными. Посоветуйте родителям стараться привлекать детей в процессе наблюдений к активной деятельности. Так, гуляя в лесу или парке, можно вместе с ребенком оградить прутиками встретившийся муравейник, подвязать надломленную ветку. Родителям следует заботиться о том, чтобы в процессе знакомства с окружающим дети приобрели умения пользоваться разнообразными предметами, чтобы у них формировалось правильное отношение к ним, как к результату труда человека.
Развитие ребенка, приобретение им знаний, формирование моральных качеств, эстетического вкуса, умения делать обобщения и умозаключения при наблюдении окружающей жизни происходит в активной практической деятельности. От того, какие созданы условия для формирования различных видов деятельности ребенка в семье, от того, как родители направляют и руководят этой деятельностью, во многом будет зависеть уровень сформированности личности ребенка. Об этом должны знать родители.