Получи документы

Семинар-практикум для педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Залина Дзгоева
Семинар-практикум для педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

«Духовно-нравственное воспитание и приобщение детей дошкольного возраста к нравственно-эстетическим и духовным ценностям осетинского народа в условиях ДОУ»

Цель: уточнить знания участников семинара по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, повысить уровень профессионального мастерства педагогов в части духовно-нравственного воспитания детей.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум для педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» размещена в разделах

1. Повысить педагогическую компетентность педагогов через ознакомление с формами, методами, видами деятельности по духовно-нравственному воспитанию.

2. Обобщить знания педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

3. Развивать навык анализа своей деятельности и деятельности другого участника в процессе выполнения заданий, проявляя педагогический такт.

Ход мероприятия:

Педагоги входят в зал, выбирают карточку с изображением символа. Тем самым они делятся на 2 команды. В качестве символики предлагаются неофициальные символы Осетии:

1. Орел – гордая, смелая, сильная птица. Царь Николай II называл воинов Кавказа «горными орлами». В гимне Осетии есть слова: «…Крылья орлиные мчат нас вперед.»

2. Эдельвейс – «горная звездочка», герой многих легенд и преданий. Скромный, хрупкий и нежный символ Осетии, хранящий в себе тайны предков. Растет эдельвейс высоко в горах и встречается довольно редко.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наш семинар-практикум посвящен духовно-нравственному воспитанию и развитию детей. Почему именно духовно-нравственное воспитание и развитие? В настоящее время мы живем в таких условиях, когда главным приоритетом в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. А такие категории, как нравственность и духовность занимают далеко не первые места. Большинство родителей увлечены интеллектуализацией малышей. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребенка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека.

Духовно-нравственное воспитание дошкольника – тема очень непростая, и чтобы начать в ней разбираться, необходимо определиться с основными понятиями и терминами. Давайте мы вами постараемся развести основные понятия, необходимые для дальнейшей работы по данной теме. Ваша задача – подобрать определения к основным понятиям.

Задание 1. Педагоги получают карточки, на которых написаны понятия и определения к ним. Задача педагогов – подобрать определения к понятиям. (Работа в командах)

Базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Духовность – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.

Духовно-нравственные ценности – основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Душевность характеризуется внутренним миром человека, гуманным отношением к миру (состраданием, сочувствием, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе). Нравственность - совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

Духовно-нравственное воспитание – это деятельный процесс бережной передачи от старшего поколения к младшему жизненно необходимых в обществе ценностей традиционной отечественной культуры.

- Итак, мы с вами разобрались с основными понятиями. Продолжим. А теперь вашему вниманию представлен перечень задач, из которых вам необходимо выделить задачи по духовному воспитанию.

Задание 2. Из предложенного перечня задач выбрать те, которые относятся к духовно-нравственному воспитанию.

заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

сохранять нравственные семейные ценности;

формировать предпосылки трудовой деятельности;

формировать начальные навыки сотрудничества в продуктивной деятельности;

знакомить детей с осетинскими национальными традициями и обычаями;

содействовать становлению социально ценных взаимоотношений со сверстниками, формировать их как доброжелательные и равноправные;

формировать представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости;

совершенствовать навык подчинения своего поведения правилу в игре;

приобщать к элементарным правилам ведения диалога;

ввести детей в круг основных национальных и православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью;

закладывать основу психологической устойчивости к успеху и вырабатывать установку на его конструктивное преодоление.

- С заданием справились замечательно. Переходим к следующему заданию. Как известно, вся работа по духовно-нравственному воспитанию в саду ведется по трем основным направлениям: самообразование педагога, взаимодействие с родителями, совместная деятельность с детьми. Напишите на каждое направление используемые вами формы работы.

Задание 3. Написать формы работы на каждое направление: самообразование педагога, взаимодействие с родителями, совместная деятельность с детьми. (Работа в команде)

Ответ:

Самообразование педагогов : консультации, семинары, мастер-классы, вебинары, курсы повышения квалификации, чтение методической литературы…

Взаимодействие с родителями: анкетирование, родительские собрания, родительский клуб, папки-передвижки, тематические выставки, совместные праздники…

Совместная деятельность с детьми: праздники (традиционные, национальные, чтение осетинской детской литературы, беседы на нравственные темы, образовательные проекты, продуктивная деятельность, мастер-классы с детьми…

Задание 4. Составьте небольшой перечень духовных ценностей осетинского народа. (Работа в командах)

Самодисциплина

Мужество

Благородство

Храбрость

Честность

Чувство долга (в том числе, военного)

Милосердие

Скромность

Воздержанность (контроль желаний, действий и эмоций)

Почитание старших

Уважение к женщине

Воздержанность в пище и питье

Контроль за своей речью и даже мыслями

Гостеприимство

Спокойствие

Выносливость

Терпение

Взаимовыручка (зиу)

Особый статус младших

Задание 5. Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, связанных с духовно-нравственными ценностями нашего народа.

1. Что, по мнению первых исследователей, посещавших Осетию еще в конце 18 – начале 19 столетия, резко отличает осетин от соседних кавказских народов, наряду со сходством по внешнему типу, одежде, образу жизни, нравам и обычаям? (Язык. Языки Северного Кавказа относятся в трем семьям: индо-европейской (русский, осетинский, ногайский, карачаево-балкарский, кумыкский, западнокавказской (она же абхазо-адыгская) и восточнокавказской (или нахско-дагестанской). Осетинский язык является единственным преемником скифо-сармато-аланского языка, что делает его уникальным памятником самобытности, истории и культуры осетинского народа. В языке два диалекта – иронский и дигорский. Иронский подразделяется на три говора.)

2. Этот предмет – основание всей домашней жизни. Его оскорбление считалось преступлением, сопоставимым с убийством. (Р хыс. Тот не очаг, не дом, где нет цепи, которая постоянно висит над очагом и служит для приготовления пищи. Всякое прикосновение к ней домашних без надобности, даже невинных детей, считается величайшим святотатством. Жертвенное животное непременно перед закланием должно коснуться ее, чтобы быть приятным Богу. Следовательно, она - посредник между человеком и небом.)

3. Что еще, помимо языка, отличает осетин от других народов Кавказа? (Уважение к женщине. По осетинскому этикету, всадник, встретившийся с женщиной, должен был сойти с лошади еще до того, пока не поравняется с нею, и пропустить ее мимо себя, а потом только продолжить свой путь. Когда женщины проходят мимо сидящих мужчин, даже глубоких стариков, то последние встают, приветствуя их. Женщины застенчиво приостанавливаются, и если среди них есть старуха, то она довольно громко благодарит их за внимание и просит сесть. Затем продолжает свой путь. Оскорбить женщину считается величайшим преступлением. Вероятно, такое положение женщин у осетин восходит к обычаям алан, а еще раньше- сарматов. Дело в том, что у сарматов женщина была равноправна с мужчиной. Сарматские женщины, особенно девушки, участвовали в сражениях наравне с мужчинами. У горцев же северо-восточного Кавказа женщина считалась низшим существом. Она не пользовалась правом голоса ни в семье, ни в обществе.)

4. Этот предмет домашней утвари занимает второе, после надочажной цепи, место. (Фынг. Акт еды у осетина считается чрезвычайно важным, торжественным, высоким; он не иначе к нему приступает как с своеобразною, продолжительною молитвою, где он, начиная от единого Бога, не забывает ни одного из его служителей - святых и дзуаров. В силу сказанного, конечно, в его глазах играет важную роль фынг, который его постоянно кормит: на нем ему подается пища. При еде, безусловно, воспрещаются всякие непристойные разговоры и действия, оскорбления фынга хозяин никому не прощает; его именем проклинает, а также божится. Ничто остальное в домашнем обиходе осетина не имеет уже того таинственного, религиозного значения, как цепь и стол.)

5. До настоящего времени в разговорной речи осетин часто употребляются пословицы и поговорки, которые подтверждают сведения о святости и ритуальной чистоте «фынга». Приведите несколько из них.

«Ирон фынг зонд амоны / Осетинский фынг учит уму-разуму».

«Фынджы б ркад бир у / Безмерно изобилие фынга».

«Алы фынг д р й фарн йем х ссы, йе гъдау ын хх ст хъ уы / Фарн каждого фынга неотделим от него, связанный с ним адат необходимо соблюдать».

«Фынджы фарн бир у д, фынг бахатыр к н д / Пусть фарн фынга будет больше, да простит (мне) фынг».

«Табу фынджы фарн н / Почтение фарну фынга».

Употребление перечисленных фразеологизмов связано с тем интересным фактом, что они сопровождают современные трапезы осетин – от повседневных до ритуально-престижных. Таким образом, традиционные стереотипы застольного этикета, к счастью, продолжают жить и в наши дни.

6. Ритуальный пирог, который готовят на праздник Ногбон. (ртхурон – большой пирог, олицетворяющий солнце. Этого пирога должны были отведать все домочадцы, угощать им посторонних не полагалось.)

7. Осетины строго соблюдают законы гостеприимства и почти нет примеров, чтобы кто-нибудь нарушил их или обидел своего гостя. Гостей они принимают со словами: «Мой дом – твой дом. Я и все мое – твое». Какой особый ритуал был связан с намерением гостя покинуть дом хозяев? (Когда гость объявлял, что он уезжает, то седлали его коня. Готового к походу коня ставили, как правило, головой к дверям дома, а не к воротам, к выходу, давая этим понять, что от него не хотят избавиться и что ему рады всегда.)

8. Сегодня на осетинских свадьбах еще можно услышать пожелание невесте родить семь сыновей и одну синюю девочку (многие ошибочно заменяют на «синеглазую»). Этот факт сильно озадачил в свое время Евгению Пчелину – советского археолога и кавказоведа, исследователя архитектурных памятников Кавказа, которая не смогла найти объяснения образу синей девочки. Возможно, вы дадите объяснение этому необычному пожеланию? (Осетинская народная традиция, помимо очевидного смысла, сохранила древний сакральный текст, обозначенный цветовым кодом. Семь цветов спектра, расположенные в виде семиярусной башни, заканчиваются сине-фиолетовыми цветами.

Исследователям внутреннего мира человека много веков известно, что человеческое тело подобно семиэтажной башне. Индийские философы называют семь энергетических центров человека – чакрами. Каждому уровню башни, начиная с нижнего и до самого верхнего, соответствует все более расширенное состояние осознания. Поэтому семь сыновей и синяя девочка – это башня жизни, хозяйкой которой является божественная дева-птица – синяя девочка. Вспомним, что дети нартов появлялись на свет в нижнем ярусе башни (красный цвет спектра). Скифы использовали красную посыпку в своих захоронениях, символически обозначая зону нового рождения. Молодой невесте желают гармонии и совершенства. Попутно можно заметить, что и греческая богиня Афина была рождена из головы Зевса (7 ярус) и выкрашивалась греками в синий цвет, и что некоторые скифские племена окра-шивали волосы в синий цвет.

Даже национальный женский костюм пошит с учетом знаний об энергетических центрах человека, где каждый из 7 уровней отмечен какой-либо деталью декора. Святому С ры З д посвящались 7 маленьких лепешек. Столб, у которого стояла невеста орнаментально оформляется в виде 7 кружочков с крестами. С учетом сказанного, становится понятно, почему нартовская героиня Шатана поднимается на 7 ярус башни, чтобы посмотреть в свое небесное зеркало. Она поднимается на духовные уровни.

Заключение

- Наши предки хоть и не умели читать, но свято верили в свою идеологию, религию, в обычаи, которые помогали им быть высоконравственным, высококультурным и мудрым народом. Они, не умея расшифровать тайный смысл обычаев, бережно исполняли их, были им свято преданы, и тем самым сумели сохранить себя как удивительный народ. Сегодня наш народ, всегда отличавшийся стремлением к знаниям, ко всему новому, будучи разносторонне одаренным и талантливым, – слишком преуспел в своем устремлении быть первыми. Более того теперь, когда он уже живет не уединенно, в горах, а в окружении разных народов и быть первым, по требованию современной цивилизации, означает совершенно неприглядный и бесконечно далекий от наших идеалов образец современных граждан планеты Земля (погрязших во всех пороках и грехах) – желание не отставать ни в чем привело наших сограждан к совершенно немыслимым и недопустимым для звания ИРОН, итогам.

Самое страшное сегодня – не осознать свои ошибки и не пытаться их исправить. Народ, которому было так много дано, который с незапамятных времен шел по белу свету, распространяя свет божьих заповедей и законов, несший народам мира культуру сегодня, топчет золото своей высокой культуры, зато собирает фантики чужой псевдокультуры и чужого менталитета. Поэтому наша с вами первоочередная задача – развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное к нему отношение.

Благодарю за внимание и плодотворную работу!

Публикации по теме:

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья»Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья» Духовно-нравственное воспитание дошкольников Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются.

Инновационное учебно-методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Лэпбук «Масленица»Инновационное учебно-методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Лэпбук «Масленица» Одной из частей воспитательно – образовательной работы в детском саду согласно ФГОС, является создание предметно – пространственной.

Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.

Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки»Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки» Предлагаю Вашему вниманию познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. В рамках реализации проекта,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Опубликовано: 10 июня 2024 в 14:52
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Залина Дзгоева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второе воскресенье августа в России отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД