Млада Сидорова
Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию для старших дошкольников «Россия многоликая и многозвучная»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию для старших дошкольников «Россия многоликая и многозвучная»
Тип проекта: межгрупповой, познавательно-творческий, долгосрочный, патриотической и духовно-нравственной направленности.
Сроки реализации проекта: с 1.09. 2023 по 30.08. 2024 учебного года.
Публикация «Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию для старших дошкольников „Россия многоликая и многозвучная“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Участники проекта - дети старших и подготовительных групп, воспитатели, родители, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Пояснительная записка. Актуальность
Одним из приоритетных направлений в работе с дошкольниками является патриотическое направление воспитания.
Это направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия "патриотизм" и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
- когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
- эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине - России, уважением к своему народу, народу России в целом;
- регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к истории страны и её символам, к культуре, искусству и народным традициям, к природе.
В настоящее время тема патриотизма становится все более актуальной. Находясь практически все время на работе, родители не дают детям подчас необходимой информации о родном крае, о стране, не прививают любовь и уважение к окружающим. Эта функция ложится на социальные институты, в том числе и на детский сад. Как известно, именно дошкольный возраст – благоприятное время для развития личности ребенка.
В содержании ФОП отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Чувство родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, и двор где он не раз гулял - всё это Родина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу, республике, стране.
Наиболее эффективно воспитание патриотических чувств у дошкольников через метод проектной деятельности. Этот метод позволяет задействовать различные виды детской деятельности, привлечь внимание к данной теме не только детей, но и родителей, общественность.
В процессе реализации проекта дошкольники узнают много нового о своей Родине, у них формируется чувство привязанности, уважения, гордости за свою страну.
Таким образом, возникла необходимость в разработке и реализации проекта «Россия многоликая и многозвучная»
В предыдущие годы мы уже реализовали проекты, связанные с патриотическим и духовно-нравственным воспитанием детей: «Хоровод дружбы», «Праздники моего народа», «Люблю тебя, мой край родной», «Мы помним, мы гордимся». Данный проект призван обобщить накопленный материал и педагогический опыт, углубить и расширить работу по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей через акцент на историческую составляющую российской культуры и искусства
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, сохранение любви и уважения к историческому прошлому через интеграцию образовательных областей, художественно-эстетическую и музыкально-исполнительскую деятельность
Задачи:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
4) воспитание уважения к истории своей страны, гордости за её героическое прошлое и настоящее, формирование чувства гражданской ответственности за её будущее.
Работа с родителями
Задачи:
• Объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств
• Привлечь родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям.
• Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми
Этапы реализации проекта
1. Концептуальный (сентябрь-октябрь)
Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов
Подбор методического материала, пополнение картотек, фонотеки, видеотеки, атрибутики, игрового и наглядного материала.
Создание модели организации работы по проекту в образовательном процессе ДОУ.
2. Практический
Внедрение различных форм работы по ознакомлению с историей и культурой России в образовательную деятельность;
Коррекция деятельности в соответствии с индивидуальными творческими возможностями воспитанников;
Привлечение родителей к участию в проекте;
Разработка консультаций для педагогов и родителей по теме проекта, размещение материалов на сайте ДОУ;
Разработка конспектов и сценариев занятий, досугов, музыкально-игровых гостиных, мастер-классов для педагогов;
Создание новых презентаций;
Проведение тематических занятий и музыкально-спортивных игровых досугов по различным культурам народов России
3. Заключительный
Заключительная оценка уровня сформированности новых знаний, умений и навыков детей, их коммуникативных и личностных качеств.
Подведение итогов проекта на педагогическом совете, городской конференции.
Распространение педагогического опыта в сети Интернет.
Тематический план проекта:
Древняя Русь
1. Русь изначальная
2. Русь героическая
3. Русь былинная
4. Русь сказочная
5. Русь скоморошья
6. Народные праздники на Руси
7. Русь православная.
8. Русские перезвоны
Россия 18-19 века
9. Русская песня: У колыбели, На празднике, Трудовые песни
10. Русская природа
11. Русская ярмарка
12. В детской («Детский альбом П. И. Чайковского, «Сказки бабушки Арины»)
13. Муз путешествия по России. Искусство народов России
14. Россия спортивная
15. Россия – космическая держава
16. Музыка о войне и на войне
17. Музыка на защите мира
18. Музыка в кино и в мультфильмах
Предполагаемый результат:
После завершения проекта дети будут знать:
- символику России (флаг, герб, гимн России, основные вехи её истории и культуры;
- о национальных героях, об истории возникновения праздников, об истории национальных святынь;
- основные жанры русского искусства, а также виды декоративно-прикладного искусства;
- природу родных мест, любоваться природой, бережно относиться к ней;
- особенности культуры народов, живущих в России, их быт, традиции,
Дети будут владеть расширенным словарным запасом по теме; познакомятся с пословицами, поговорками о своей Родине