Сидорова Яна Николаевна
Семинар-практикум для педагогов «Умные игры в сказках для малышей» в работе с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Разработала : воспитатель:
Сидорова Я. Н.
г. Шарыпово, 2024 год
1 слайд
Семинар - практикум для педагогов на тему :
««Умные игры в сказках для малышей» в работе
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Умные игры в сказках для малышей“ в работе с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
с детьми среднего дошкольного возраста»»
Разработала : воспитатель МБДОУ №22 «Журавушка» Сидорова Яна Николаевна
Цель мастер - класса: повышение компетентности педагогов в вопросах теоретического и практического использования программы С. В. Макушкиной «Умные игры в сказках для малышей» в работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Задачи:
познакомить педагогов с программой С. В. Макушкиной «Умные игры в сказках для малышей», ее особенностями и методами работы;
повысить интерес к данной программе и авторским играм; желание применять полученные знания в своей практической деятельности.
Оборудование: Игровые пособия В. В. Воскобовича: «Чудо - Соты», «Квадрат Воскобовича двухцветный», «Фонарики». Демонстрационные схемы, мягкие модули, шапки козы и козлят.
Предварительная работа : Изучение литературы из разных источников по данной теме; внедрение и использование данной технологии в своей работе с детьми, приобретение методической литературы, приобретение игровых пособий, а так же изготовление пособий своими руками.
План:
1) Теоретическая часть:
• Актуальность,
• Теория.
2) Практическая часть:
• Занятие сказка «Как коза избушку построила»
• Рефлексия.
Ход:
3 слайд
1) Теоретическая часть.
Актуальность:
Период среднего дошкольного возраста, можно обозначить как переход от раннего детства к дошкольному. Идет интенсивное развитие интеллекта. Малыш активно развивается, старается познать окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения с взрослыми и сверстниками. В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Ребенок может понимать душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. В возрасте 3,5-5 лет первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников, и появляются первые трудности установления дружеских связей: обиды, гнев, грусть. Дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать.
Вот почему именно в этот период столь важно создать для ребенка такую социально-развивающую среду, которая воздействовала бы комплексно на его социальное, нравственное и интеллектуальное развитие. И наиболее удачным сочетанием в такой среде нам представляется совмещение: сказка + игры В. В. Воскобовича.
В сказкотерапии развивающие игры В. В. Воскобовича помогают и органично вписываются в структуру любого повествования. Элементы конструкторов созданы так, что могут воспроизвести любой сказочный образ, а творческие задания стимулируют развитие зрительно- моторных координаций и пространственного мышления. Позволяют создавать творческие конструкции и выполнять различные задания на развитие всех познавательных процессов.
Особое значение в нашей программе придается области социально-коммуникативного развития. Воспитание у детей моральных и нравственных ценностей, принятых в обществе, развитие социального и эмоционального интеллекта, чувства принадлежности к своему обществу, своей семье – все это заложено не только в сказках, которые мы просматриваем, но и в развивающих играх. Единая целостность создания иллюстрации к сказкам с обсуждением сказочных моментов в полной мере отражают задачи ФГОС ДО в области «Социально – коммуникативное развитие».
4 слайд
А сейчас я кратко расскажу вам, что представляет программа «Умные игры в сказках для малышей» для детей среднего дошкольного возраста.
Цель программы: гармоничное развитие социально-нравственных начал и интеллектуальных сфер у детей.
5 слайд
Занятия состоят из двух этапов:
1 этап: развивающе - интеллектуальная деятельность (основная часть занятия)
На первом этапе педагог рассказывает сказки, проговаривает диалоги героев, показывает жесты и движения, дети вместе с педагогом создают иллюстрацию к сказке из развивающих игр В. В. Воскобовича.
6 слайд
2 этап: театрально – игровая деятельность
На втором этапе они проигрывают сказку.
Рассмотрим эти этапы более подробно.
7 слайд
Первый этап состоит из понимания сказочного сюжета, для этого нам нужны выразительные движения персонажа (мимика, жесты, пантомимика, затем мы выкладываем образ сказочного персонажа, чтобы понять не только сюжет сказки, но и смысл - воспитательный текст сказки, о чем говорит эта сказка?
8 слайд
Посмотрите, как мы выкладываем сюжет сказки на примере некоторых сказок.
К примеру «Рукавичка» :
У детей на столах лежит контур рукавички, пришла мышка норушка, затем лягушка квакушка, затем зайчик побегайчик и все вместе герои сказки собираются в рукавичке.
Мы выкладываем героев, передвигаем их в рукавичку, и говорим о том, как тепло и хорошо жить всем вместе.
Так в начале года мы начинаем простые иллюстрации, к середине года иллюстрации сказок становятся более сложными, масштабными.
9 слайд
Например, в сказке В. Г. Сутеева «Разные колеса» они уже похожи на таблицу. Помните сказку, где мушка, лягушка, ежик и петушок нашли разные колеса и, проявив смекалку, подарили затем, зайцу который над ними смеялся подарки, мушка подарила варежки, лягушка морковку, петушок пирог испек, а ежик грибы на тачке из леса привез. И мы уже не просто выкладываем персонажа, а выкладывает тот подарок, который он подарил зайцу, это способствует запоминанию сюжета сказки, это способствует пониманию, что они не просто взяли колеса, а проявив смекалку, смогли усовершенствовать свой быт и даже сделать зайцу подарки. Показывая детям на подарки, дети могут легко пересказать сюжет сказки.
10 слайд (нажать на слайд 2 раза)
Или посмотрите сказка «Волк и козлята», мы выкладываем как пришла коза к домику, проговариваем детали козы (рожки, ножки, вымечко, голова, хвостик). Коза наказала деткам закрыть свой домик и ушла. (нажать на слайд 1 раз) Я даю детям задание, сделайте так, чтобы коза шла в другую сторону. Есть дети которые понимают, что достаточно лишь переложить 3 детали, есть дети которые полностью разрушают, а потом по памяти вспоминают и делают козу, которая идет в другую сторону. (нажать на слайд 1 раз) Так же когда к домику подходит волк (нажать на слайд 2 раза) и когда козлята не открыли ему дверь, нужно перевернуть волка, чтобы он ушел. (нажать на слайд 2 раза)
Таким образом, начиная с простых деталей, а затем переходим к сложным жизненным иллюстрациям.
11 слайд
Второй этап это «Театрально – игровая деятельность»
Поняв сюжет сказки, выучив диалоги героев сказки, поняв смысл сказки, мы начинаем ее проигрывать. В конспектах программы прописаны не только диалоги, сказкотерапевтические моменты, как мы показываем эмоции, но прописаны советы при проведении игровой деятельности.
12 слайд
К примеру, в сказке «Заюшкина избушка» (слайд Лиса)
В каждом конспекте прописано, каких детей, на какие роли нужно брать детей по желанию, а на какие роли нужно уговорить тревожных детей, неуверенных или наоборот агрессивных, или детей с повышенной активностью, или детей со страхами.
Так же прописаны необходимые советы для атрибутики детей.
13 слайд
Например, в сказке «Рукавичка» не стоит детей накрывать плотной тканью желательно, детям может стать страшно, а если их накрыть прозрачной тканью, то им кажется что их не видно, и то же время они все видят.
14 слайд
Проигрывая сказку, создавая жизненный сценарий, ребенок постепенно проникает в мир отношений и связей, в мир нравственных и социальных установок. Процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
15 слайд
Данная программа может быть реализована с детьми с ОВЗ (слайд 3 шт)
16 слайд (по тексту)
17 слайд (по тексту)
2) Практическая часть.
А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю вам познакомиться со сказкой «Как коза избушку построила», Мы ее расскажем, а затем покажем. Посмотрите на стол. Здесь лежат наши игры – помощники. Это «Чудо - Соты» и «Фонарики». Погладьте их и поздоровайтесь с ними.
1 этап: развивающе - интеллектуальная деятельность (конспект "Умные игры в с сказках для малышей" С. В. Макушкина "Как коза избушку построила")
18 слайд
19 слайд
20 слайд
21 слайд
2 этап: театрально – игровая деятельность
На втором этапе автор советует распределить роли по желанию.
Можно предложить роли деревьев тем детям, которые не пускают детей в свои игры.
Шапок для героев нет. Дети изображают деревья мимикой и жестами, освоенными на занятии. Домик советуют построить из мягких модулей.
22 слайд
В конце каждого занятия присутствует Ритуал прощания
Дети выстраиваются в линеечку, педагог хвалит каждого ребенка за роли. Затем артистам аплодируют.
Рефлексия:
И в заключение своего семинара - практикума, уважаемые коллеги, мне хочется всех вас похвалить, какие вы молодцы, со всеми заданиями справились, слушали внимательно, отвечали на вопросы, нашли время и проявили желание посетить мой семинар. Надеюсь, что вам понравилось, и вы нашли для себя, что то новое, интересное, и может быть, кто из вас захочет использовать данную программу в своей работе, для развития у детей социально – нравственных начал и интеллектуальных сфер. Большое всем спасибо!