Елена Гуляева
Семинар-практикум для педагогов «Музыкальная деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: информативно-познавательный обмен, создающий предпосылки для продуктивного, творческого взаимодействия специалистов и воспитателей ДОУ в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Вооружить педагогов практическими методами и приемами для реализации задач музыкального воспитания, в том числе, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и в режимных моментах дня;
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Музыкальная деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
2. Уточнить и расширить знания о роли музыкального восприятия в интеллектуальном и эмоциональном развитии человека.
Для нас, взрослых, не секрет, что музыка – один из видов искусства, наиболее близких и понятных ребенку. Почему дети любят петь и танцевать, стремятся к общению с тем, что нельзя увидеть и потрогать.
Музыка в повседневной жизни детей должна звучать во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку из повседневной жизни ребенка.
Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях, разнообразные впечатления от окружающего могли быть самостоятельно ими применены.
Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощрять его инициативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных проявлениях детей.
Сегодня вы сами найдете формы проявления музыки, и мы вам только поможем в этом.
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста происходит в различных видах музыкальной деятельности (восприятие музыки, игра на ДМИ, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-творческая деятельность).
Музыкально-ритмические движения.
Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключёнными в нём возможностями разностороннего развития ребёнка, которые, в свою очередь, связаны с движением как «способом жизни» дошкольника вообще.
Движение под музыку приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности, развития творческих способностей.
У меня есть подборка музыкального репертуара, который можно использовать с детьми в группе. Это игры под музыку (бибика, автобус, паравоз, если нравится тебе и тд.) Также можно использовать танцы по показу взрослого (Что манит птицу, просто, я-ты-он-она и тд.) Есть музыка для гимнастики под музыку (зарядка, делай так и тд.) Для показа на проекторе тоже подобран музыкальный материал.
Первое задание:
Предлагаю Вам вместе со мной исполнить игру на ускорение «Голова, плечи, колени, пальцы»
Ритмические способности
Слабое развитие слуховых и моторных способностей в дальнейшем тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение ребенка со сверстниками. Поэтому наша задача – научить ребенка ритмично дышать, говорить, петь, двигаться.
С детьми проводятся игры, упражнения:
- с именами (прохлопать свое имя)
- с предметами (прохлопать показанный предмет)
- со словами и стихами (в том числе и речевые игры)
- с музыкальными инструментами (палочки или ложки, карандаши)
Второе задание: Отгадывание песенки по отстукиванию ритма:
«Маленькой елочке», «Во поле береза стояла»
Слушание музыки, музыкальных произведений
Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются» великолепные картины природы, поступки, отношения, характеры героев. В ней слышится живая речь - взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы.
Слушание музыки - универсальный вид деятельности.
В группе можно попросить детей нарисовать услышанную на музыкальном занятии музыку. Также музыка может звучать на занятиях по лепке, рисованию, вовремя подготовки детей к послеобеденному сну.
Третье задание: передать характер музыки с помощью кистей рук
Шопен «Мелодия рая»
Четвертое задание: передать с помощью музыкально-ритмических движений характер музыкального произведения : Чайковский «Игра в лошадок» деревянные ложки
Пение
Пение - вокальное искусство, связанное со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса.
Упражнения для практической части.
Муз. рук: «Где ты?»
Слушатель: «Я здесь!»
Муз. рук: «Как тебя зовут?»
Слушатель: «Таня» («Танечка»)
Длинные короткие звуки «Солнышко» вязанное
Пятое задание– инсценировать песню (Пусть бегут неуклюжи)
Игра на детских музыкальных инструментах
Прежде всего, игра на музыкальных инструментах расширяет словарь ребенка новыми словами – названиями музыкальных инструментов (игры «Что звучит?», «Назови музыкальный инструмент», в младшем дошкольном возрасте дети не только запоминают названия бубна, погремушки, колокольчика но и произносят звукоподражания:
Лесной оркестр
Есть оркестр в лесу у нас, он сыграет вам сейчас.
Ты ладошек не жалей и в ладошки громче бей.
Мишки в бубен громко бьют, бум-бум, бум-бум.
Спать зверушкам не дают – бум-бум, бум-бум.
А лисичка в треугольник – дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля.
Нежно, нежно ударяет – дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!
Зайки весело играют, маракасы сотрясают.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча, пляска будет горяча.
Дети играют на маракасах.
Шестое задание: музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю», направленная на выявление у педагогов уровня развития тембрового слуха (барабан, деревянные ложки, румба, бубен, колокольчик)
Седьмое задание: Оркестр бумажный
Полька
Семинар я сегодня хочу закончить словами В. Сухомлинского : «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута ни какими другими средствами».
Выводы:
Активная музыкально-творческая деятельность в ДОУ
во много зависит:
1. от активности воспитателя;
2. от знания детского репертуара;
3. от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя;
4. от развития творческих способностей педагога.