Дарья Александровна Дрожжева
Семинар-практикум для педагогов «Коррекционные игры в системе дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов групп детей старшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ «Коррекционные игры в системе дошкольного образования» (игры на коммуникацию, игры на снятие эмоционального напряжения, игры на коррекцию психических процессов и речи)
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Коррекционные игры в системе дошкольного образования“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Конспект методического мероприятия составили:
Воспитатели: Левандовская О. В.
Банщикова Ю. С.
учитель-логопед (дефектолог) : Дрожжева Д. А.
Цель: Повысить компетентность педагогов по реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольников.
Задачи:
- Мотивировать педагогов на использование в работе представленного игрового материала по развитию коммуникативных навыков общения детей.
- Актуализировать, расширить представления педагогов о методах и приемах по организации и управлению коммуникативными играми.
- Развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство педагогов.
- Развивать аналитические, конструктивные и коммуникативные умения.
I. Организационный момент.
1. Веселый танец «Лавата»
Цель: Создание дружеской атмосферы, хорошего настроения, снятие барьеров в общении.
Педагоги, стоя в кругу и не держась за руки, двигаются приставными шагами. Выполняют движения в соответствие с текстом.
Ведущая: Вижу, что настроение у всех хорошее, можем переходить к теории.
II. Теоретическая часть.
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему
комфортно жить в обществе людей…» Л. С. Выготский
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных.
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей.
Так как ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то и проводить работу по развитию социально-коммуникативных навыков лучше всего через игру. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: активно вступать в диалог, задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учётом ситуации, легко входить в контакт, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Ещё современные дошкольники часто испытывают чувство стресса и эмоциональное напряжение. Это связано, прежде всего, с болезненным расставанием в ДОО с родителями, с конфликтами внутри семьи, со сложными взаимодействиями со сверстниками и т. д. Всё это непременно сказывается на эмоциональном и общем состоянии здоровья детей. Поэтому, игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения у детей необходимо проводить в детском саду.
Что такое по вашему мнению коммуникативные игры?
Коммуникативные игры – это игры, направленные на развитие навыков общения, формирование позитивного и доброжелательного отношения к сверстникам. Это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Что такое по вашему мнению игры на снятие эмоционального напряжения?
Игры на снятие эмоционального напряжения – это игры, направленные на снятие эмоциональных зажимов (телесного напряжения, на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций на осознание эффективных форм поведения.
Что такое по вашему мнению игры на коррекцию психических процессов и речи?
Это дидактические игры и упражнения, направленные на развитие различных психических функций: таких как восприятие (слуховое, зрительное, тактильное, мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, внимание (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное, память (произвольная, не произвольная, механическая, оперативная, словесно-логическая, образная, воображение (непроизвольное, произвольное, воссоздающее, творческое, мечта, речь.
Какую цель преследуют воспитатели при организации коммуникативных игр?
Цель коммуникативных игр – развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к взаимодействию.
Какую цель преследуют воспитатели при организации игр на снятие эмоционального напряжения?
Цель игр на снятие эмоционального напряжения – помочь дошкольникам снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее» русло, настроить на спокойный и позитивный лад.
Как мы видим эти игры тесно связаны между собой и как бы дополняют друг друга.
Какие цели преследуют педагоги при организации игр на коррекцию психических процессов и речи?
Цели игр для коррекции психических процессов включают:
• развитие высших психических функций;
• функциональную активацию подкорковых образований мозга;
• обеспечение и регуляцию общего энергетического фона, на котором развиваются все психические функции;
• стабилизацию межполушарного взаимодействия;
• обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности.
Некоторые цели нейропсихологических игр и упражнений:
• развитие общей и мелкой моторики;
• содействие развитию речи;
• стабилизация психоэмоционального состояния;
• формирование произвольности действий.
Цель дидактических игр — сделать процесс коррекционно-развивающих занятий более эмоциональным, действенным и позволить ребёнку получить собственный опыт.
Прочтите задачи, которые решают коммуникативные игры.
Коммуникативные игры решают следующие задачи:
1. Обеспечивают быструю адаптацию. Сначала это вхождение в коллектив в дошкольных образовательных учреждениях, потом в школе.
2. Учат детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе. Помогают сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.
3. Вызывают эмоциональную разрядку.
4. Способствуют развитию мимики и жестов.
5. Обогащают словарный запас детей, расширяют представление о различных способах коммуникации с окружающими.
6. Воспитывают умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
7. Развивают навыки совместной деятельности в коллективе.
Можно ли их отнести и к играм на снятие эмоционального напряжения? Конечно, так как они взаимосвязаны.
Прочтите задачи, которые решают игры на коррекцию психических процессов и речи.
• Коррекция и развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование).
• Формирование умений прослеживать, понимать, причинно-следственные связи и на основе них делать умозаключения.
• Развитие произвольности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) у детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
• Развитие познавательного интереса, желания и потребности узнавать новое.
• Воспитание навыков контроля и самоконтроля в процессе познавательной деятельности.
Также игры могут способствовать закреплению формы, цвета, размера, развитию тактильных ощущений, ориентировки в пространстве и временных представлений.
Н. В. Клюева и Ю. В. Касаткина – авторы книги «Учим детей общению предлагают соблюдать некоторые требования для успешного проведения коммуникативных игр.
Ознакомимся с ними.
Требования для успешного проведения коммуникативных игр
- не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);
- используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден;
- не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
- помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений;
- игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься, поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет.
Педагог может использовать коммуникативные игры :
• в НОД
• в режимных моментах
• во время игровой деятельности (в группе, на прогулке)
• на праздниках, развлечениях
Существует большое количество видов и классификаций коммуникативных игр. Выделим следующие для всех возрастов:
• на развитие внимания, интереса к партнеру: «Как можно нас называть по - разному?», «Комплимент», «Опиши друга», «Угадай кто это?»
• на развитие навыков невербального общения: «Угадай», «Походки», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем», «Расскажи стихи без слов»
• на развитие навыков взаимодействия в группе: «Ручеек», «Зеркала», «Поварята»
• на развитие умения входить в контакт, вести диалог: «Обзывалки», «Охота на тигров», «Интервью»
• на преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт : «Ладонь в ладонь», ««Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Газета», «Тепло - холодно»
К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже овладевает определенными коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют умения:
• сотрудничать;
• слушать и слышать;
• воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому.
Поэтому для детей этого возраста можно добавить более сложные категории игр:
• на сплочение: «Клеевой ручеек», «Подарок на всех», «Веселая сороконожка», «Нос к носу»
• на развитие умения решать конфликтные ситуации: «Коврик примирения», игры-ситуации
• на развитие вербальных и предметных способов взаимодействия: «Небоскреб», «Конкурс хвастунов», «Танец мира»
• на развитие свободного общения и эмоциональной близости: «Пресс-конференция», «Кто лучше разбудит?»,
• на умение устанавливать доброжелательные отношения: «Слепой и поводырь», «Я могу», «Доброе животное»
III. Практическая часть.
Теперь рассмотрим некоторые коммуникативные игры и игры на снятие эмоционального напряжения в практической деятельности.
Коммуникативные игры
1. «Колпачок»
Цель: позитивный настрой на предстоящую совместную работу, сплочение коллектива.
Участникам предлагается образовать круг и по очереди, передавая колпачок, говорить друг другу пожелания. Нужно постараться не повторяться.
2. «Изобрази пословицу»
Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.
Участникам предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:
«Слово не воробей – вылетит, не поймаешь»
«Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты»
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
«Как аукнется, так и откликнется»
«Без труда не вытащишь и рыбки из пруда»
«Не рой другому яму – сам туда попадешь»
Игры на снятие эмоционального напряжения
1. Закрытая дверь (для детей с 5 лет)
Цель: снижение агрессии, упрямства, ослабление негативных эмоций
Дети делятся на пары, садятся «по-турецки» напротив друг друга, упираясь ладошками в ладошки напарника.
- Один из вас - железная, крепкая, неподвижная дверь. Держите свои ладошки очень крепко. А ваш напарник должен сильно давить на «дверь», пытаясь ее открыть. Игра начинается на счет «три», а заканчивается по сигналу «стоп». Внимание! Раз-два-три.
Через минуту дети меняются ролями.
По окончании упражнения выясняют у детей, что понравилось больше - быть «дверью» или «открывать» ее.
2. Теплый круг (для детей с 5 лет)
Дети стоят в кругу, у взрослого – мяч.
«На земле есть много интересных и необычных мест, где нам хотелось бы побывать. Но у каждого из нас есть такое место, где мы чувствуем себя комфортно и комфортно. Вспомните эти места…»
Мяч передается по кругу. Тот у кого мяч, говорит: «Я чувствую сея хорошо… (дома, у бабушки, в детском саду и т. п.)»
По окончанию детям задают вопросы:
«Трудно ли было вспомнить любимое место? Почему?
Может ли у одного человека быть несколько любимых мест?»
Детям можно предложить найти в комнате комфортное для себя место и посидеть в нем в любой позе 1 минуту.
Игры на коррекцию психических процессов и речи.
Память. «Перепутались»
Цель: Развитие зрительной памяти
Оборудование: 7 игрушек
Описание: "Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял мишка, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, за поросенком еще один медведь, последний – котенок и т. д. "
Взрослый выстраивает 7 игрушек в очередь друг за другом. "Потом зазвонил колокольчик - это пришел мороженщик, и все звери побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам вспомнить, кто за кем стоял ".
Ребенок должен выстроить игрушки в той последовательности, в которой они стояли.
Внимание. «Яблоки»
Цель: Увеличение объема и концентрации внимания.
Описание: Рассмотрите внимательно вместе с ребенком три отдельно лежащих яблока. Какого они цвета? Есть ли у них листочки? В какую сторону развернуты листочки? Нужно найти точно такую же комбинацию из трех яблок среди остальных (данная комбинация встречается три раза).
IV. Рефлексия.
Участники выбирают смайлики и делятся впечатлениями от семинара.