МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов «Коррекционные игры в системе дошкольного образования» (1 фото)

Дарья Александровна Дрожжева
Семинар-практикум для педагогов «Коррекционные игры в системе дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для педагогов «Коррекционные игры в системе дошкольного образования»

Семинар-практикум для педагогов групп детей старшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ «Коррекционные игры в системе дошкольного образования» (игры на коммуникацию, игры на снятие эмоционального напряжения, игры на коррекцию психических процессов и речи)

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Коррекционные игры в системе дошкольного образования“» размещена в разделах

Конспект методического мероприятия составили:

Воспитатели: Левандовская О. В.

Банщикова Ю. С.

учитель-логопед (дефектолог) : Дрожжева Д. А.

Цель: Повысить компетентность педагогов по реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольников.

Задачи:

- Мотивировать педагогов на использование в работе представленного игрового материала по развитию коммуникативных навыков общения детей.

- Актуализировать, расширить представления педагогов о методах и приемах по организации и управлению коммуникативными играми.

- Развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство педагогов.

- Развивать аналитические, конструктивные и коммуникативные умения.

I. Организационный момент.

1. Веселый танец «Лавата»

Цель: Создание дружеской атмосферы, хорошего настроения, снятие барьеров в общении.

Педагоги, стоя в кругу и не держась за руки, двигаются приставными шагами. Выполняют движения в соответствие с текстом.

Ведущая: Вижу, что настроение у всех хорошее, можем переходить к теории.

II. Теоретическая часть.

«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему

комфортно жить в обществе людей…» Л. С. Выготский

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных.

Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей.

Так как ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то и проводить работу по развитию социально-коммуникативных навыков лучше всего через игру. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: активно вступать в диалог, задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учётом ситуации, легко входить в контакт, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Ещё современные дошкольники часто испытывают чувство стресса и эмоциональное напряжение. Это связано, прежде всего, с болезненным расставанием в ДОО с родителями, с конфликтами внутри семьи, со сложными взаимодействиями со сверстниками и т. д. Всё это непременно сказывается на эмоциональном и общем состоянии здоровья детей. Поэтому, игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения у детей необходимо проводить в детском саду.

Что такое по вашему мнению коммуникативные игры?

Коммуникативные игры – это игры, направленные на развитие навыков общения, формирование позитивного и доброжелательного отношения к сверстникам. Это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Что такое по вашему мнению игры на снятие эмоционального напряжения?

Игры на снятие эмоционального напряжения – это игры, направленные на снятие эмоциональных зажимов (телесного напряжения, на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций на осознание эффективных форм поведения.

Что такое по вашему мнению игры на коррекцию психических процессов и речи?

Это дидактические игры и упражнения, направленные на развитие различных психических функций: таких как восприятие (слуховое, зрительное, тактильное, мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, внимание (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное, память (произвольная, не произвольная, механическая, оперативная, словесно-логическая, образная, воображение (непроизвольное, произвольное, воссоздающее, творческое, мечта, речь.

Какую цель преследуют воспитатели при организации коммуникативных игр?

Цель коммуникативных игр – развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к взаимодействию.

Какую цель преследуют воспитатели при организации игр на снятие эмоционального напряжения?

Цель игр на снятие эмоционального напряжения – помочь дошкольникам снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее» русло, настроить на спокойный и позитивный лад.

Как мы видим эти игры тесно связаны между собой и как бы дополняют друг друга.

Какие цели преследуют педагоги при организации игр на коррекцию психических процессов и речи?

Цели игр для коррекции психических процессов включают:

• развитие высших психических функций;

• функциональную активацию подкорковых образований мозга;

• обеспечение и регуляцию общего энергетического фона, на котором развиваются все психические функции;

• стабилизацию межполушарного взаимодействия;

• обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности.

Некоторые цели нейропсихологических игр и упражнений:

• развитие общей и мелкой моторики;

• содействие развитию речи;

• стабилизация психоэмоционального состояния;

• формирование произвольности действий.

Цель дидактических игр — сделать процесс коррекционно-развивающих занятий более эмоциональным, действенным и позволить ребёнку получить собственный опыт.

Прочтите задачи, которые решают коммуникативные игры.

Коммуникативные игры решают следующие задачи:

1. Обеспечивают быструю адаптацию. Сначала это вхождение в коллектив в дошкольных образовательных учреждениях, потом в школе.

2. Учат детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе. Помогают сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.

3. Вызывают эмоциональную разрядку.

4. Способствуют развитию мимики и жестов.

5. Обогащают словарный запас детей, расширяют представление о различных способах коммуникации с окружающими.

6. Воспитывают умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

7. Развивают навыки совместной деятельности в коллективе.

Можно ли их отнести и к играм на снятие эмоционального напряжения? Конечно, так как они взаимосвязаны.

Прочтите задачи, которые решают игры на коррекцию психических процессов и речи.

Коррекция и развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование).

• Формирование умений прослеживать, понимать, причинно-следственные связи и на основе них делать умозаключения.

• Развитие произвольности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) у детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

• Развитие познавательного интереса, желания и потребности узнавать новое.

• Воспитание навыков контроля и самоконтроля в процессе познавательной деятельности.

Также игры могут способствовать закреплению формы, цвета, размера, развитию тактильных ощущений, ориентировки в пространстве и временных представлений.

Н. В. Клюева и Ю. В. Касаткина – авторы книги «Учим детей общению предлагают соблюдать некоторые требования для успешного проведения коммуникативных игр.

Ознакомимся с ними.

Требования для успешного проведения коммуникативных игр

- не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);

- используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден;

- не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;

- помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений;

- игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься, поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет.

Педагог может использовать коммуникативные игры :

• в НОД

• в режимных моментах

• во время игровой деятельности (в группе, на прогулке)

• на праздниках, развлечениях

Существует большое количество видов и классификаций коммуникативных игр. Выделим следующие для всех возрастов:

• на развитие внимания, интереса к партнеру: «Как можно нас называть по - разному?», «Комплимент», «Опиши друга», «Угадай кто это?»

на развитие навыков невербального общения: «Угадай», «Походки», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем», «Расскажи стихи без слов»

на развитие навыков взаимодействия в группе: «Ручеек», «Зеркала», «Поварята»

• на развитие умения входить в контакт, вести диалог: «Обзывалки», «Охота на тигров», «Интервью»

• на преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт : «Ладонь в ладонь», ««Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Газета», «Тепло - холодно»

К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже овладевает определенными коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют умения:

• сотрудничать;

• слушать и слышать;

• воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому.

Поэтому для детей этого возраста можно добавить более сложные категории игр:

на сплочение: «Клеевой ручеек», «Подарок на всех», «Веселая сороконожка», «Нос к носу»

на развитие умения решать конфликтные ситуации: «Коврик примирения», игры-ситуации

на развитие вербальных и предметных способов взаимодействия: «Небоскреб», «Конкурс хвастунов», «Танец мира»

на развитие свободного общения и эмоциональной близости: «Пресс-конференция», «Кто лучше разбудит?»,

на умение устанавливать доброжелательные отношения: «Слепой и поводырь», «Я могу», «Доброе животное»

III. Практическая часть.

Теперь рассмотрим некоторые коммуникативные игры и игры на снятие эмоционального напряжения в практической деятельности.

Коммуникативные игры

1. «Колпачок»

Цель: позитивный настрой на предстоящую совместную работу, сплочение коллектива.

Участникам предлагается образовать круг и по очереди, передавая колпачок, говорить друг другу пожелания. Нужно постараться не повторяться.

2. «Изобрази пословицу»

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Участникам предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

«Слово не воробей – вылетит, не поймаешь»

«Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты»

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

«Как аукнется, так и откликнется»

«Без труда не вытащишь и рыбки из пруда»

«Не рой другому яму – сам туда попадешь»

Игры на снятие эмоционального напряжения

1. Закрытая дверь (для детей с 5 лет)

Цель: снижение агрессии, упрямства, ослабление негативных эмоций

Дети делятся на пары, садятся «по-турецки» напротив друг друга, упираясь ладошками в ладошки напарника.

- Один из вас - железная, крепкая, неподвижная дверь. Держите свои ладошки очень крепко. А ваш напарник должен сильно давить на «дверь», пытаясь ее открыть. Игра начинается на счет «три», а заканчивается по сигналу «стоп». Внимание! Раз-два-три.

Через минуту дети меняются ролями.

По окончании упражнения выясняют у детей, что понравилось больше - быть «дверью» или «открывать» ее.

2. Теплый круг (для детей с 5 лет)

Дети стоят в кругу, у взрослого – мяч.

«На земле есть много интересных и необычных мест, где нам хотелось бы побывать. Но у каждого из нас есть такое место, где мы чувствуем себя комфортно и комфортно. Вспомните эти места…»

Мяч передается по кругу. Тот у кого мяч, говорит: «Я чувствую сея хорошо… (дома, у бабушки, в детском саду и т. п.)»

По окончанию детям задают вопросы:

«Трудно ли было вспомнить любимое место? Почему?

Может ли у одного человека быть несколько любимых мест?»

Детям можно предложить найти в комнате комфортное для себя место и посидеть в нем в любой позе 1 минуту.

Игры на коррекцию психических процессов и речи.

Память. «Перепутались»

Цель: Развитие зрительной памяти

Оборудование: 7 игрушек

Описание: "Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял мишка, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, за поросенком еще один медведь, последний – котенок и т. д. "

Взрослый выстраивает 7 игрушек в очередь друг за другом. "Потом зазвонил колокольчик - это пришел мороженщик, и все звери побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам вспомнить, кто за кем стоял ".

Ребенок должен выстроить игрушки в той последовательности, в которой они стояли.

Внимание. «Яблоки»

Цель: Увеличение объема и концентрации внимания.

Описание: Рассмотрите внимательно вместе с ребенком три отдельно лежащих яблока. Какого они цвета? Есть ли у них листочки? В какую сторону развернуты листочки? Нужно найти точно такую же комбинацию из трех яблок среди остальных (данная комбинация встречается три раза).

IV. Рефлексия.

Участники выбирают смайлики и делятся впечатлениями от семинара.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организацийСеминар-практикум «Игры с цветом» для педагогов образовательных организаций Цель. Информирование педагогов с эффективными методами запоминания у детей старшего дошкольного возраста на основе цветового гнозиса. Задачи. •.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Коррекционные игры в системе дошкольного образования»
Опубликовано: 18 ноября 2024 в 18:56
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Коррекционные игры в системе дошкольного образования»» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Александровна Дрожжева (УИ 718733) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД