Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов «Как превратить наши эмоции в друзей и союзников»

Елена Тыхтылова
Семинар-практикум для педагогов «Как превратить наши эмоции в друзей и союзников»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогу, как человеку сознательному, просто необходимо заботиться о своем психологическом здоровье, уметь владеть своими эмоциями, хотя бы ради двух целей: чтобы принимать правильные решения и чтобы не болеть.

Как известно, существует множество эмоций, спектр которых разнообразен, это - радость, удивление, страдание, горе, отчаяние, гнев, ярость, ненависть, испуг, уныние, раскаяние и др. Преобладание тех или иных эмоций в жизни человека ведет как к позитивным, так и негативным последствиям. Поэтому, нужно научиться жить с хорошими эмоциями и противостоять эмоциям отрицательным.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Как превратить наши эмоции в друзей и союзников“» размещена в разделах

Каждая эмоция связана со здоровьем, и, оказывается даже, способствует созданию какой-либо болезни или является профилактикой против конкретной болезни. Поэтому, чтобы сохранить свое здоровье, нужно стать сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их!

Болезнетворные эмоции : гнев, ярость, уныние, печаль, страх, тревожность, отчаяние, грусть, - мешают нормально жить. Есть целые цепочки эмоций, которые ведут от одной эмоции к другой, например, сначала гнев – потом уныние – затем отчаяние. Самое страшное здесь – это отчаяние. А вот важнейшая эмоция – страх. Страх может предупреждать об опасности, может проявляться как постоянное чувство опасности, а может учить осторожности. Бороться с негативными эмоциями надо с помощью специальных тренингов.

Здоровьесозидающие эмоции, это те чувства и то настроение, которые ведут к счастью и здоровью: радость, спокойствие, восхищение, восторг, умиление. Если бы создать такой эмоциональный климат на работе, чтобы только эти эмоции присутствовали у сотрудников, какая была бы замечательная жизнь!

Самое сложное – это работа над эмоциями. Как выяснили, отрицательную эмоцию нельзя подавлять, с ней нужно работать и преобразовывать.

Рассмотрим преобразование эмоций, назовем его «Приручение эмоций», которое состоит из определенных упражнений.

Упражнение 1. Определение спектра своих эмоций.

Сначала выясните, какие эмоции и чувства живут в вашем мире. Запишите эмоции, которые вас посещают, ведите дневник в течение 1-3 месяцев. Можете к отмеченным эмоциям, прибавлять новые, другие, которые появляются на протяжении всего срока изучения собственных чувств. И хотя вы потратите на это упражнение до 3 месяцев, зато наверняка установите весь спектр своих эмоций.

Упражнение 2. Научитесь узнавать свои эмоции и чувства точно и безошибочно.

Как только вы почувствовали какую-либо сильную эмоцию, волнение или раздражение, тут же определите, какая именно это эмоция. Даже если вы вновь потратите на это до 2 месяцев времени, нужно точно научиться распознавать, «кто» именно проявляется и бесконтрольно «хозяйничает» в вашей психике. Подобного допускать нельзя, в нашем внутреннем мире должно быть все под контролем, с разрешения сознания и никаких неожиданностей! Ни в коем случае эмоция не должна проникнуть в сознание тайно. Только одно осознание эмоций уже дает значительный контроль над собой и, следовательно, над своим здоровьем.

Попробуем определить эмоцию. Вы едете в переполненном транспорте, и один пассажир несколько раз наступил вам на ногу. Нахлынули эмоции, но вместо того, чтобы возмущаться, вы думаете: «Где-то в списке эмоция, которая меня посетила… Это гнев, с оттенком презрения. А сколько гнев посетил меня на этой неделе?»

Вы гладите ребенка по голове, тут же мысль: «Какая это эмоция, ответ: «Нежность».

Вы смотрите на своего коллегу и думаете: «Какую я испытываю при этом эмоцию? Ага, высокомерие». Есть повод задуматься: почему?

Упражнение 3. Распределение эмоций.

Выпишите «эмоции здоровья» и «эмоции болезни». Установите, каких эмоций больше в вашей жизни, какие эмоции несут тяжелые последствия для вас, ухудшается самочувствие, болит голова, возникает чувство усталости, депрессии, разбитости, а затем, с какими из светлых эмоций вам более комфортно и улучшается самочувствие. Как часто случаются депрессии, уныние, пораженческие настроения, какое событие этому предшествует. Все это следует выяснить и собрать полный «компромат» на себя.

Упражнение 4. Вызывание эмоций.

Итак, вы знаете, какие бывают эмоции, и готовы ими управлять. Здесь пригодится тренинг. Сначала следует вызвать в себе положительные эмоции. Представьте, что вы артист на сцене театра, работающий по системе Станиславского. Почувствуйте каждую светлую эмоцию, ощущение, которое она вызывает. Потратьте на эту работу столько времени, сколько нужно, для того, чтобы быть уверенным – вы выполнили это задание минимум на «хорошо». Пусть будет много попыток, это не страшно, даже наоборот. Через месяц можно приступить к работе над отрицательными, темными эмоциями. Здесь неукоснительное правило – вызывать в себе эти эмоции нужно на короткое время. Если такое упражнение для вас сложное, то тренируйтесь пока только со светлыми эмоциями. Если вызывать эмоции сложно, попробуйте идти методом ассоциаций. В вашей памяти всегда найдутся персонажи, которые можно ненавидеть, например, фашисты из фильмов о войне. Ну а, чтобы включить эмоцию радости, вспомните своего ребенка во младенчестве. Вызывая эмоцию презрения, вспомните предателя. Смысл упражнения заключается в том, чтобы научиться сознательно чувствовать эмоции, понять, что мы их хозяева. Не допускайте, чтобы эмоции овладевали вами, в случае, если это происходит, вызывайте эмоцию безразличия, тогда она станет катализатором предыдущей эмоции и исчезнет довольно быстро. В процессе этих упражнений следует выяснить, какие из светлых эмоций вызываются легко, какие трудно, какие темные эмоции переносите проще.

Упражнение 5. Замена одной эмоции на другую.

Возникшая эмоция «раскручивается» несколько секунд, а затем постепенно овладевает человеком. Например, у вас возникла эмоция гнева, вы уже точно определили, что это именно, гнев, не дайте ему «раскрутиться», а тут же «включите» другую эмоцию, например, великодушие, спокойствие, радость. Это упражнение основано на том, что разные эмоции не возникают вместе, а появляется только одна. Иногда, конечно, человек может испытывать множество эмоций одновременно, что говорит о «сканировании» мозгом эмоций друг за другом. Замена одной эмоции на другую не даст развиться в организме болезнетворным процессам!

Упражнение 6. Жизнь с комфортной эмоцией.

В процессе работы над своими эмоциями, вы заметили, что есть определенная «светлая» эмоция, в которой вам легко и комфортно. Сосредоточьтесь над ней, вызывая и удерживая как можно дольше.

Упражнение 7. Жизнь с эмоцией радости.

Основная эмоция для счастья и здоровья, это эмоция тихой, легкой радости. Важно научиться «включать» ее и удерживать как можно дольше.

Упражнение 8. «Боевая» эмоция защиты.

Часто конфликтная ситуация застает нас врасплох. Мы теряемся, никак не можем собраться с мыслями, в результате чего, даже будучи правыми, не можем отстоять свою точку зрения. Эту ситуацию следует изменить! Предположим, что у вас случаются конфликты с заведующей. Мысленно проведите с ней несколько бесед, в которых вы четко и твердо отстаиваете свое мнение. Представьте, что «включаете» «боевую» эмоцию, невозмутимость, спокойствие, великодушие. Многократно повторите это «включение». Не позволяйте «боевой» эмоции перерасти в уныние, злость, контролируйте свое состояние. Разделите ваше внимание на два вектора: «вектор положительного внимания» и «вектор переключения». Первый вектор показывает, как смело и аргументировано говорит руководитель, а ведь после болезни или проверки это трудно. Проявите великодушие. Второй вектор почти согласен с высказываниями, ведь можно и в чем-то согласиться, договориться. При новых конфликтах сразу вызывайте «боевую» эмоцию и не сдавайтесь ни в коем случае, следите за собой, старайтесь быть спокойной, невозмутимой.

Упражнение 9. Эмоция и слово.

Во время конфликта говорите, не стоит молчать! Говорите спокойно, по делу, уясните ситуацию для себя и собеседника. Если вы правы, призывайте к лучшим чувствам в человеке, призывая без унижений закончить конфликт. Если вы поняли, что сами не правы, то сразу скажите об этом, добавьте, что постараетесь исправиться. Ничто на свете не в состоянии вас обидеть или унизить, если вы сами этого не допустите!

Упражнение 10. Эмоция постоянства.

После практики с эмоциями, вы должны для себя решить, какая эмоция после радости, у вас «рабочая». Это может быть великодушие, состояние благородства. Старайтесь быть в нем постоянно, не допускайте спонтанно возникших эмоций : уныния, тоски, депрессии, страха. При первой же возможности старайтесь войти в эмоцию радости, а если выходите из нее, то лучше в эмоцию постоянства и спокойствия.

На работу с эмоциями можно потратить год и более, но это значительно меньше, если в течение всей жизни наступать на одни и те же «эмоциональные грабли».

Чтобы стать психологически стабильным человеком, также можно использовать установки «психологическую отстраненность» и «пребывание в крепости».

«Психологическая отстраненность». Не входите психологически в ситуацию другого человека. У каждого свой жизненный путь и свои задачи. Не следует «влезать» в чужие дела, даже, если это родственники, проявите здравый смысл: лучше заниматься своими делами и своей жизнью.

«Пребывание в крепости». Чтобы чувствовать себя психологически уверенным человеком, надо почаще пребывать в «крепости своего состояния». Представьте, что вы играете роль уверенного, благородного, спокойного человека, вы как бы наблюдаете за собой со стороны. Вы не впадаете в истерики, вам противоестественны уныние, жалобы, вы спокойны, рассудительны, тембр голоса и общее состояние не выдает никакого эмоционального беспокойства. Дома попробуйте двести раз проиграть этот образ, а затем перенесите его в реальную жизнь и постарайтесь реже выходить из своей «крепости»!

Практикум составлен на основе материалов практического методического пособия авторов: «Как сохранить здоровье педагога» В. Т. Лобина, С. В. Лобиной, Г. В. Лавреновой, 2005 г.

Апрель 2017 г.

Педагог-психолог Тыхтылова Е. А.

Публикации по теме:

Презентация для педагогов ДОУ «Семинар-практикум по ЗОЖ» Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей. Метод: «Дерево.

Семинар-практикум для педагогов «Повышение мастерства педагогов ДОУ в организации работы по ФЭМП у дошкольников» Семинар-практикум «Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы педагогов в процессе формирования элементарных математических.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Современные формы организации познавательно-исследовательской деятельности в экологическом образовании дошкольников” Цель: совершенствовать.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Оркестр — это интересно!» ОРКЕСТР - ЭТО ИНТЕРЕСНО Оркестр - как вид и метод развития творческих способностей и музыкально-ритмического слуха у детей дошкольного возраста.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Важные средства общения» Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов Важные средства общения 1. Игра на сплочение «Шанхайцы». Цель: сплочение группы,.

Семинар-практикум для педагогов «Мир народного творчества»Семинар-практикум для педагогов «Мир народного творчества» Цель: формирование гражданско-патриотических чувств у педагогов посредством ознакомления их с народным искусством Северной Осетии-Алании.

Семинар-практикум для педагогов. «Современные технологии общения педагогов с родителями» Цель: Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Поиск резервов для более эффективных форм работы, выделение причин возможных.

Семинар-практикум для педагогов «Возрождение культуры» Цель: Продемонстрировать педагогам необходимость обсуждения нравственных и патриотических тем в семье; Задачи: Изучения обычаев и традиций.

Семинар-практикум «С улыбкой по жизни» для педагогов ДОУ Цель – профилактика эмоционального выгорания педагогического коллектива. Задачи: 1) Обучить новому приему позитивного мышления. 2) Снятие.

Семинар-практикум «Способы психологической разгрузки для педагогов» Техники управления стрессомКак ослабить «предстартовую лихорадку», когда излишнее волнение появляется накануне важных событий (выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Как превратить наши эмоции в друзей и союзников»
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 00:05
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Как превратить наши эмоции в друзей и союзников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Тыхтылова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД