Елена Чувичкина
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Финансовая грамотность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для педагогов ДОУ
Тема «Финансовая грамотность дошкольников»
Материал модифицирован Чувичкиной Е. Л., БДОУ «Любино-Малоросский детский сад», музыкальный руководитель
Цель: повышение финансовой грамотности педагогов.
Задачи:
1. Расширить и актуализировать знания о значении финансовой грамотности и экономики;
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Финансовая грамотность дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
2. Развить потребность к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию, саморазвитию (развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности, умение работать в коллективе);
3. Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере. Создать положительный образ финансово грамотного человека.
Теоретическая часть.
В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными». Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого раннего возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
В данный момент мы находимся в такой период развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями.
Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика?
Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.
Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Потребность в нем была всегда, но значимость значительно увеличилась в последние годы.
Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, наставником, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.
Постановка проблемы: помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Основные идеи работы: человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров, а именно, что такое:
Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
Заработная плата – цена работы по производству товаров.
Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.
Целью работы является создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Работа направлена на решение задач:
1. формировать первичные экономические представления и компетенции;
2. развивать экономическое мышление дошкольников;
3. воспитать социально-личностные качества и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я».
Основная форма обучения – игра. Именно через неё ребёнок осваивает и познаёт мир.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно – дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
В сюжетно – дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
Одной из форм познавательно – игровой деятельности является совместная деятельность воспитателя и детей. В процессе занятий образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, художественную виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.
У детей часто пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН», «Поиск ресурсов» и др. Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, отгадывание кроссвордов и ребусов, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.
Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).
Значительное место отводится сказке. Народные сказки необходимы для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др.
Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т. е. среды в котором оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребёнок живёт и развивается.
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье.
Вот некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников:
1. информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;
2. участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы)
Только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты, и способствуют более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Практическая часть.
Ознакомительная беседа.
Экономику учу, рассказать о ней хочу…
Воспитательницы в ДОУ –
Экономику ведут,
Просчитать они умеют
Все оценки наперед,
А еще они умеют
Предсказать бюджет страны.
Где, какие в мире деньги
И на сколь они важны,
Как оформить нам кредит,
Сколь процентов набежит,
Как начислена зарплата,
И как месяц нам прожить-
Все сумеют объяснить
И ребят всех научить.
Должен это каждый знать,
И уметь, и понимать.
ЗАДАНИЕ 1. «Продолжите предложение»
1. Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …
1. у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
2. это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.
3. это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.
2. Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…
1. говорить ребенку твердое: «Нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
2. предложить ему что-либо взамен, поддержать ласковым словом, телесным контактом.
ЗАДАНИЕ 2. «В гостях у сказки»
Перечислите книги, фильмы, мультфильмы способствующие развитию финансовой грамотности дошкольников.
Буратино, Дюймовочка, Бременские музыканты, Сказка о золотой рыбке, Сказка о попе и его работнике Балде, Золушка, Морозко, Цветик – Семицветик, Конек – Горбунок, Огниво, Кот в сапогах, Сказка о золотом петушке, Фунтик и т. д.
ЗАДАНИЕ 3. «Игротека»
Перечислите игры способствующие развитию экономических знаний и навыков дошкольников.
«Семья», «Дочки-матери», «Столовая», «Кафе», «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Зоопарк», «Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Дорожное движение», «Водители», «Магазин», «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье».
ЗАДАНИЕ 4. «А у нас пословицы и поговорки»
Назовите пословицы и поговорки, способствующие экономическому воспитанию дошкольников.
По работе и плата.
Кончил дело – гуляй смело.
Терпенье и труд все перетрут.
Труд кормит, а лень портит.
Деньги – не люди, лишними не будут.
Доход не живет без хлопот.
Получишь доход – явится и расход.
Хороший товар на полке не залежится.
На что спрос, на то и цена.
Кота в мешке покупать нельзя.
Бережливость лучше богатства.
Бережливая вещь два века живет.
Запас человека не портит.
Леность наводит на бедность.
Лень до добра не доводит.
Доброго держись, а от худого удались.
Доброе дело само себя хвалит.
В одну лапу всего не сгребешь.
В чужой лодке всегда больше рыбки.
Глаза завидущие, руки загребущие.
Жадность – что река: чем дальше, тем шире.
Ни себе, ни людям.
Итог встречи.
Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой.
Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?
Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу. К чему художнику трактор? Ему требуются яркие краски и мягкие кисти. Зато без трактора не обойдется фермер, выращивающий хлеб. У каждой вещи есть свой хозяин. Никогда не покупайте то, что вам не нужно.
Любимое дело - наше с вами главное богатство, наш клад. А для того, чтобы что-то уметь, чтобы любимое дело все-таки появилось, нужно не переставая учиться.