Екатерина Савенко
Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: «Физическое воспитание в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Уточнить знания педагогов по разделу формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
• Активизировать мыслительную деятельность педагогов.
• Систематизировать работу в детском саду по совершенствованию форм физического развития и укрепления здоровья детей.
Задачи:
1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: „Физическое воспитание в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.
Подготовка педагогами домашнего задания :
- пословицы и поговорки о здоровье;
- подвижные игры;
- пальчиковые игры и дыхательные гимнастики.
Ход игры.
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто»
(Сократ.
Инструктор по ф/ к: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались, чтобы говорить о «Физическом воспитание в ДОУ».
Консультация для педагогов.
«Физическое воспитание дошкольников в режиме здорового образа жизни».
Человек – это совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. Еще мудрый Сократ говорил “Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто”. И вряд ли можно найти педагогов, которые бы не хотели, чтобы их воспитанники росли здоровыми.
А, по вашему мнению, что такое здоровье? И каков он здоровый ребёнок? (Высказывание педагогов).
Инструктор по ф/ к: Итак, прежде всего, здоровый ребёнок, если он и болеет, то очень редко и не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям – взрослым и детям. Развитие двигательных качеств проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребёнок достаточно быстр, ловок и силён. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена, здоровому ребёнку не страшны, т. к. он закалён. Это “портрет” идеально здорового ребёнка, какого в жизни встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребёнка близкого к идеалу – задача вполне посильная, всего лишь требуется: с раннего возраста научить ребёнка заботиться о своём здоровье! Для этого нужно формировать навыки и привычки здорового образа жизни в соответствии с возрастом.
Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что существует много понятий этому определению. По определению Всемирной организации здравоохранения ЗДОРОВЬЕ – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Именно о том, как формировать навыки и привычки здорового образа жизни мы сегодня с вами поговорим.
Инструктор по ф/ к: А сейчас, давайте все вместе сделаем утренную гимнастику, ведь именно с неё начинается у нас в детском саду каждое утро:
Под музыку (песня «Детство») инструктор по ф/к и воспитатели делают утреннюю гимнастику.
После выполнения упражнений гимнастики – речевка:
«Здоровье в порядке! Спасибо? зарядке!»
Инструктор по ф/к. : “Если день начать с зарядки – значит, будет всё в порядке!” – так гласит народная поговорка. А ещё говорят: “Движение + движение = жизнь!”.
А сейчас мы перейдем на конкурсы между командами, где педагоги покажут свое мастерство, умения, ловкость и быстроту.
Во всех конкурсах каждый пункт оценивается по пятибалльной системе. Общий балл выводится по сумме всех показателей. Победит та команда, которая наберет большее количество баллов.
Выбор жюри.
Деление педагогов на две команды : «Спортики» и «Здрайверы».
1 конкурс «Интеллектуалы» (выбрать командам по две карточки).
Команды берут по две карточки с вопросами и в течении 5 минут готовят ответы.
1. карточка.
Дайте определение понятию «ЗОЖ». Назовите основные компоненты ЗОЖ.
ЗОЖ – это комплекс мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия). Но, к сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни.
Компоненты ЗОЖ:
1. Рациональное питание.
2. Соблюдение режима.
3. Оптимальный двигательный режим.
4. Полноценный сон.
5. Здоровая гигиеническая среда.
6. Благоприятная психологическая атмосфера.
7. Закаливание.
2. карточка.
Дайте определение понятию «двигательная активность», укажите формы организации двигательной активности детей в ДОУ в течении дня.
Двигательная активность, согласно ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) — это какое- либо движение, осуществляемое скелетными мышцами и требующее энергетических затрат.
К формам организации двигательной активности можно отнести:
-Физкультурные занятия. - Утреннюю гимнастику.
1. Прогулку с включением подвижных и спортивных игр.
2. Пальчиковую гимнастику.
3. Зрительная и дыхательная гимнастика.
4. Физминутки.
5. Корригирующая гимнастика после сна с элементами закаливания.
6. Ходьба по массажным дорожкам.
7. Эмоциональная разрядка, релаксация.
8. Досуги, развлечения.
3. карточка.
Подвижные игры классифицируются:
- по возрасту;
- по степени подвижности ребенка в игре:
малой подвижности,
средней подвижности,
большой подвижности;
- по видам движений:
игры с бегом,
игры с метанием и т. д. ;
- по содержанию:
подвижные игры с правилами,
спортивные игры- игры- эстафеты, игры- упражнения.
4. Карточка.
Назовите традиционные виды закаливания, проводимые в ДОУ.
Традиционные виды закаливания детей.
- утренний прием на свежем воздухе, гимнастика;
- оздоровительная прогулка;
- воздушные ванны;
- воздушные ванны с упражнениями;
- сон с доступом свежего воздуха;
- умывание в течение дня прохладной водой,
полоскание рта прохладной водой;
- хождение босиком до и после дневного сна;
- хождение босиком по «дорожке здоровья»
(массажные коврики) после дневного сна;
- солнечные ванны.
2) конкурс «Импровизаторы».
Провести каждой команде по одной подвижной игре.
3) конкурс «Эрудиты». (одна пословица -1 балл).
Каждая команда должна назвать пословицу или поговорку о здоровье.
Выигрывает та команда, которая наберет большее количество баллов за правильные ответы.
Время на подготовку – 3-5 минут.
Один ответ – одно очко.
Пословицы и поговорки о здоровье:
Здоровье сгубишь – новое не купишь.
Было бы здоровье, а счастье найдется.
Не рад больной и золотой кровати.
Здоров будешь – все добудешь.
Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье – всего дороже.
Лучше средства от хвори нет: делай зарядку до старости лет.
Двигайся больше – проживешь дольше.
Кто много лежит, у того бок болит.
Бег не красив, да здоров.
Динамическая пауза под музыку с использованием ИКТ (Физминутка «Весёлый Ежик»).
Инструктор по ф/ к: А сейчас мы познакомим вас с некоторыми упражнениями, которые помогают сберечь здоровье!
А) Игровой самомассаж необходим для хорошего настроения, осознанного стремления быть здоровым.
Массаж лица «Нос, умойся!.
Кран, отройся! Показывают правой рукой, как отрывают кран.
Нос, умойся! Указательными пальцами растирают
крылья носа.
Мойтесь сразу оба глаза. Мягко проводят пальцами по лбу.
Мойтесь, уши, Ладонями растирают уши.
Мойся, шейка! Мягко поглаживают шею спереди.
Шейка, мойся хорошенько! Поглаживают шею ладонями,
движениями от основания черепа
вперёд груди.
Мойся, мойся, обливайся! Легко гладят щёки.
Грязь, смывайся! Грязь, смывайся! Трут ладонями друг о друга.
Массаж ног «Молотки».
Туки-токи, тук-токи! - Похлопывают ноги ладонями
снизу вверх.
Застучали молотки.
Туки-туки-туки-точки!- Поколачивают кулачками.
Застучали молоточки.
Туки-ток, туки-ток!- Поглаживают кулачками.
Так стучит молоток.
Б) Гимнастика для глаз (электронные гимнастики «Лесная полянка», «Воздушные шарики»). Зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Развивает концентрацию и координацию движений глаз. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние человека, на работоспособность.
В) Массаж массажными мячами. Массаж массажными мячами улучшают кровообращение, прекрасно подходят для проработки стопы и ладоней, на которых находятся точки, отвечающие за состояние всего организма.
Компекс «Разминка».
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю. Сжимать мячик правой рукой, затем левой.
«Здравствуй, мой любимый мячик!»
Скажет утром каждый пальчик.
Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем.
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем.
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
Передать мяч, удерживаемый большим и указат. пальцами, в соответствующие пальцы левой руки.
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед.
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.
Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
Катать мяч всей длинной пальцев правой руки.
Мячик мой не отдыхает —
Между пальцами гуляет.
Удерживать мяч между указательным и средним пальцами, средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем.
Г) Пальчиковая гимнастика – это основа для развития ручной умелости, мелкой моторики пальцев рук, координации движений. Пальчиковая гимнастика оказывает положительное воздействие на познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, фантазию и др.
Д) Дыхательная гимнастика восстанавливает нарушенное носовое дыхание, очищает легкие и улучшение их снабжения кислородом. Эти упражнения очень полезны для профилактики ОРЗ.
А следующее задание буде таким: «Спортики» готовят и показывают 2 пальчиковые гимнастики»; «Здрайверы»-2 дыхательные гимнастики.
4) конкурс «Практики».
Каждая команда должна подготовить и показать по одной пальчиковой и дыхательной гимнастике.
6) Конкурс «Спорсмены»
Эстафета «Полоса препятствий».
Инструктор по ф/ к: А сейчас мы проверим: как развиты быстрота, ловкость, скорость, меткость, прыгучесть, сила у наших уважаемых педагогов. Веселая эстафета.
Релаксация «Отдых у моря».
Звучит музыка для релаксации «Море, чайки».
Примите удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен.
Приятное ощущение свежести и бодрости схватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».
Жюри поводит итоги, объявляет победителей.
Инструктор по ф/ к: Уважаемые педагоги, за активное участие на нашем семинаре мы хотим подарить Вам памятки «Здоровый образ жизни». А закончить мне бы хотелось словами французского философа.
«Здоровье- это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей своей жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной".
Мишель Монтенью.