красноштанова ирина николаевна
Семинар-практикум для родителей «Ножницы — это легко» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ножницы - это легко!»
Форма проведения: семинар-практикум.
Цель: повышение педагогической компетенции родителей в области формирования у детей навыка использования ножниц в изобразительной деятельности.
Задачи:
- формировать представление о правилах безопасности при пользовании ножницами, приёмах вырезвания, правилах выбора ножниц для ребёнка;
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Ножницы — это легко“ в средней группе» размещена в разделах
- способствовать формированию представлений о значении умения пользоваться ножницами в развитии у детей мелкой моторики, пространственного воображения, творческого воображения;
- воспитывать у родителей интерес к совместному творчеству с ребёнком, уважение к труду детей.
Предварительная работа:
1) консультация (на стенде информации) «Ножницы – это легко!»;
2) выставка творческих работ детей;
3) изготовление детьми пригласительных билетов на собрание для родителей в технике аппликация.
Время проведения: 40-45 минут.
КОНСПЕКТ СОБРАНИЯ
Вступительное слово воспитателя
1. Игра-голосование «Выскажи своё мнение» (проводится в виде голосования).
Родителям предлагается ответить на вопрос: «Где ребёнок должен научиться пользоваться ножницами?».
Синяя фишка – этому должен научить только детский сад (т. е. специалисты, жёлтая фишка – родители тоже должны помогать ребёнку овладеть этим умением,
белая - дошкольном возрасте не обязательно уметь пользоваться ножницами, в школе всему научат.
2. Обсуждение выбора родителей (комментарий воспитателя, мнение 3-4 родителей).
3. Сообщение воспитателя (зачем нужно развивать навыки пользования ножницами, как выбрать ножницы для ребёнка, как правильно их держать, правила безопасности) – демонстрация презентации.
4. Игра «Выбери правильные ножницы».
На столе выкладываются различные виды ножниц, родители выбирают наиболее подходящие для творчества ребёнка.
5. Коллективная творческая работа (родители работают совместно с детьми). Используя простейший приём вырезывания, разрезая полоску бумаги на квадраты, дети и родители выполняют аппликацию: большой силуэт ножниц заклеивают квадратами из цветной бумаги.
6. Рефлексия. Подведение итогов.
Дети и родители вырезают и прикрепляют на магнитную доску геометрические фигуры:
если информация была полезной, а встреча интересной –треугольник;
если ничего не понравилось – квадрат.
По завершении семинара родители получают буклет с примерами творческих работ, выполненных с помощью ножниц, для того, чтобы продолжить формирование у детей полученных навыков дома.
Материал к презентации
Учим ребенка правильно пользоваться ножницами
Слайд 1
В предыдущей статье, посвященной развитию мелкой моторики у ребенка, говорилось о том, что одним из упражнений, способствующих этому, является вырезание ножницами. Работа с ножницами помогает подготовить руку ребенка к предстоящему обучению в школе, так как отлично развивает мелкую мускулатуру рук и координацию. В каком же возрасте можно давать ребенку ножницы и как научить правильно пользоваться ими?
Использование ножниц требует от ребенка особенных умений и навыков. Для ребенка весьма сложным оказывается задание вырезать что-либо, поскольку ему приходится использовать все пальчики руки несинхронно: большой, указательный и средний пальчики – каждый выполняет свою работу.
Чем меньше рука ребенка, тем сложнее ему пользоваться ножницами. Однако многие дети уже с 3 лет готовы к тому, чтобы научиться делать разрезы на бумаге. И только к 6 годам навык использования ножниц не будет требовать от ребенка никакого напряжения – все будет происходить «на автомате».
Слайд 2
Перед тем, как научить ребенка пользоваться ножницами, убедитесь, что его ручки достаточно сильны для такого занятия. Прежде чем дать ребенку ножницы, поиграйте с ним в веселые игры, которые помогут усовершенствовать зрительно-моторную координацию. Чтобы развить умение пользоваться обеими руками (координировать движения обеих рук, дайте задание порвать кусок бумаги на очень мелкие кусочки. Эти кусочки можно приклеить к бумаге (если рвать белую бумагу и приклеить кусочки на синюю – это снежок, если рвать коричневую бумагу, а затем приклеить ее на силуэт птички – это перышки для замерзающего воробья). Поиграйте с ребенком в пальчиковые игры, пусть он чаще лепит из пластилина – это укрепляет пальчики и развивает мелкую моторику.
Слайд 3
Шаг 1. Купите качественные детские ножницы.
В магазинах можно найти ножницы практически любого размера, поэтому постарайтесь выбрать те, которые будут хорошо лежать в руке ребенка. Хорошие детские ножницы, с одной стороны, должны быть достаточно хорошо заточенными (чтобы ребенку было легко резать, так как тупые ножницы рвут бумагу, а не режут ее. С другой стороны, детские ножницы обязательно должны иметь закругленные кончики, чтобы ребенок не укололся и не поранил другого. У некоторых детских ножниц лезвия для безопасности покрыты пластиковыми накладками.
Слайд 4
Если ребенок левша, следует приобрести ножницы, созданные специально для леворуких детей (пользуясь обычными ножницами и держа их в левой руке, дети не видят линию разреза). Лезвия в них перевернуты и не закрывают линию реза.
Слайд 3
Шаг 2. Обсудите с ребенком правила использования ножниц.
Слайд 4
Организуйте ребенку рабочее место, сядьте рядом и наглядно продемонстрируйте, как надо правильно держать ножницы. Далее покажите ребенку, как вы сами разрезаете лист бумаги пополам, режете бумагу на полоски, вырезаете круги и треугольники, нарезаете «бахрому».
Очень важно приучить ребенка держать ножницы правильно. Удобнее всего взять ножницы большим и средним пальцами.
1. Ребенок должен держать руку так, чтобы большой палец находился вверху. Наденьте на большой пальчик одно из колечек ножниц.
2. Пусть малыш проденет кончик среднего пальца в другое колечко.
3. Поместите указательный палец ребенка на второе колечко (снаружи).
4. Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты и упираться в ладонь.
5. Работать с ножницами нужно сидя за столом. Ноги ребенка должны упираться в пол. Локти – лежать на столе. Колени должны быть согнуты под прямым углом. В процессе вырезания руки должны быть немного прижаты к телу.
Первые движения по раскрытию и закрытию ножниц проделайте без бумаги, потренируйтесь в воздухе. Поиграйте с ним в игру: птичка прилетела в свое гнездышко – открывает клювик широко-широко, птенчики выглядывают из гнездышка, зовут свою маму – открывают клювики мелко-мелко. После того, как ребенок поймет принцип действия, переходите на бумагу.
Если работать ножницами двумя пальчиками пока сложно, в колечко можно продеть и безымянный пальчик.
Будьте терпеливы, поддерживайте ребенка, даже тогда, когда ему не удается сделать надрез. С течением времени ребенок будет овладевать навыками все лучше (ему необходима практика).
Вырезание станет очень увлекательным занятием, если родители подойдут к этому делу творчески. Для того, чтобы ребенок с охотой занимался, делайте занятия веселыми. Придумывайте различные задания и обыгрывайте их. Вырезать можно из ткани, картона, фольги и еще из множества материалов, которые подскажет вам фантазия. Не выбрасывайте нарезки малыша. Вместе с ребенком «обыгрывайте» их в аппликациях, открытках, коллажах, поделках. И самое главное – хвалите ребенка даже за маленький успех.