Маргарита Быстрова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развиваем чувство ритма у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей.
Форма проведения: семинар – практикум.
Вступительное слово:
Способность откликаться на звуки музыки – общечеловеческое свойство. Каждый человек может в той или иной степени заниматься музыкой.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Развиваем чувство ритма у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Воспитание музыкой – «почва» для дальнейшего развития человека. Какова почка – таковы и растения. Не всякие уроки музыки могут быть полезны маленькому человек.
Чтобы музыкальные занятия послужили базой для роста человеческой личности, они должны быть наполнены творчеством. Особенно важно это для начального этапа, когда маленький человек впервые входит в мир музыки.
Вместе с развитием музыкальных способностей детей самое серьёзное внимание необходимо уделять ритмическому воспитанию.
Что такое ритм и чувство ритма? Слайд 2.
Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.
Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Какова же природа ритма? Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело. Ещё одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.
Для того чтобы ребёнок действительно проникся чувство ритма всё нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребёнка быстрой реакции.
Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест
Слайд 3.
Звучащие жесты –это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.
Игра «Знакомство».
Каждый участник прохлопывает своё имя: шлепок по коленям, хлопок в ладоши, щелчок пальцами левой руки – своё имя, щелчок правой – произнести имя того, с кем познакомился.
Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы.
Слайд 4.
Значение чувства ритма на развитие двигательной активности детей :
Музыкально – ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дает определенный психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.
Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.
Слайд 5
Значение чувства ритма на развитие речевой активности детей :
В детской психологии и методики развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она, не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитее слуховых и моторных способностей тормозит развитее ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста. Игровые упражнения по формировании чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника.
Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Такая работа ведётся со 2 младшей группы.
Практическая часть.
С первой младшей группы начинаем обучать детей хлопкам, притопам, назови своё имя, хлопая в ладоши, ритмично играть на бубне, погремушке.
Игра «Волшебный клубок».
Отрезаем нитки, выкладываем на фланелеграф, проводим по ниткам пальцами, пропеваем звук. В дальнейшем заменяем на большие и маленькие круги. Пропеваем – закрываем большой круг ладошкой, поём долгий звук, маленький круг – пальчиком – пропеваем короткий звук.
Игра «Шаг и бег».
«Прогулка».
Цель: Развитие чувства ритма.
Ход игры: Дети рассаживаются вокруг взрослого, у каждого из них муз. молоточки.
«Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», - взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, - продолжает педагог. Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» Частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю», - педагог вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок. Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождик. Сначала это были маленькие редкие капельки, а потом начался сильный ливень» - педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. «Испугались ребята, побежали домой».
Примечание: Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки, металлофон или ксилофон.
Проведение игр с использованием ИКТ: игра «Весёлые гномы», «Зайки и мишки», «Что приносит Дед Мороз?»
«Музыкальные стульчики».
Цель: Развивать творческую активность детей, их слуховую память, учить точно, воспроизводить ритмический рисунок.
Ход игры: Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.
«Ритмическое эхо».
Цель игры: развитие чувства ритма, используя ранее приобретенные знания (понятие о долгих, коротких звуках и о динамических оттенках) .
Ход игры: Педагог предлагает детям превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример, предложенный педагогом, а именно:
- точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы, на каком-либо детском музыкальном инструменте) ;
- эхо окрашено тихой динамикой.
Педагог прохлапывает ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.
Примечания:
1. Ритмические фразы педагога должны быть короткими, логичными, доступными детскому восприятию.
2. Усложняя игру можно, используя более быстрый темп, участие солистов и соревнования между подгруппами.
«Научи матрешек танцевать»
Один ребенок выкладывает ритмический рисунок магнитиками, другой – его проговаривает, простукивает, прохлопывает, протопывает. Для каждой Матрешки ритмический рисунок придумывают новый.