Ольга Затонская
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему : «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания.
План семинара-практикума :
1. Приветствие.
2. Тест «Какой вы работник?»
3. Актуальность проблемы СЭВ.
4. Определение понятия СЭВ. Признаки СЭВ.
5. Факторы СЭВ.
6. Профилактика СЭВ.
7. Практика.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Профилактика синдрома эмоционального выгорания“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Приветствие. Упражнение «Комплимент с плюсом».
Цель: осознание своих личностных ресурсов
Педагоги выстраиваются в два круга-внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым.
Инструкция: «Посмотрите друг на друга. У вас сейчас есть возможность сказать друг другу теплые слова. Пусть это будет комплимент. Когда вы услышите комплимент, скажите : «Да, я….(повторите сказанный комплимент, а кроме того, я еще и….»
(Сложность этого упражнения в том, чтобы достойно принять комплимент и добавить о себе что-то хорошее)
Тест «Какой вы работник?»
На рисунке изображен силуэт лошади. Ваша задача-завершить эту картинку, нарисовав детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия.
В этом тесте лошадь-это вы сами. Символ достаточно прозрачен: людей, много работающих, называют рабочими лошадками. В зависимости от того, как вы изобразили лошадь, насколько четко вы прорисовали детали ее внешности, можно сказать, какой вы работник.
Если вы выделили только основные характерные детали лошадиной внешности (копыта, грива и хвост, то это значит, что вы умеете трудиться, но не возводите работу в культ. Вы не трудоголик.
Если вы много внимания уделили морде лошади (глаза, ноздри, рот, челку и т. д., то у вас к работе несколько романтическое отношение, вы полны иллюзий и радужных надежд. Возможно, вы еще очень молоды и еще нигде не работали, тогда со временем ваша эйфория пройдет сама собой. Если же вы зрелый человек, то эта восторженность пройдет сама собой.
Если вы старательно прорисовали каждую шерстинку, т. е. уделили много внимания мелочам, то это говорит о вашей педантичности, вы умеете и любите кропотливый труд, старательны и придирчивы к себе и другим. На вас можно положиться, вы никогда не бросите недоделанную работу. Однако трудиться рядом с вами очень тяжело, вы всех изводите своим занудством и мелочностью.
Если вы поместили свою лошадь на луг или в поле, то это означает ваше стремление работать в комфортных условиях, вы ненавидите рамки и ограничения и цените независимость.
Если вы надели на лошадь уздечку или хомут, то это значит, что вам не привыкать под давлением, вы принимаете любое руководство как данность и готовы подчиняться просто потому, что так заведено. Чем больше упряжи на вашей лошади, тем в более тяжелых условиях вы привыкли работать. Возможно, вы даже не представляете себе, что может быть как-то по-другому.
Если вы поставили перед лошадью ведро с кормом и корыто с водой, то это говорит о том, что вы готовы работать, но только в том случае, если вам обеспечат необходимый, хотя бы минимальный комфорт.
Если вы нарисовали на лошади всадника, то это значит, что вы привыкли выполнять указания и не способны работать самостоятельно. Вам нравится, когда вами руководят и не только дают вам задание, но и задают определенный темп работы.
Актуальность проблемы СЭВ
Интерес к синдрому эмоционального (профессионального) выгорания вызван тем, что значительно увеличилось число работающих людей, которые ощущают себя измотанными, обессиленными и эмоционально «потухшими», что в результате сказывается на продуктивности их работы.
Профессиональной деятельности принадлежит особая роль в социальном формировании человека, его образа жизни и поведения. При этом роль профессии носит не только позитивный, но и порой негативный, даже разрушительный характер по отношению к человеку.
В настоящее время определен широкий круг профессий, склонных к эмоциональному «выгоранию»- это педагоги, психологи, социальные работники, журналисты, юристы, медицинские работники, менеджеры и т. д. Специфика данных профессий заключается в большом количестве эмоционально насыщенных межличностных контактов, что требует от специалиста значительного личного вклада в ежедневные профессиональные дела.
Определение понятия СЭВ. Признаки СЭВ.
Синдром эмоционального выгорания- это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности, ведущей к истощению эмоциональных, умственных, физических ресурсов работающего человека. Главной причиной СЭВ считается психологическое переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами человека, нарушается состояние равновесия, которое приводит к «выгоранию». В результате человек теряет энергию, развивается психосоматическая усталость («исчерпывание ресурсов», эмоциональное истощение, появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается смысл в собственной профессиональной деятельности).
Выделяются три ключевых признака СЭВ. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак-истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, когда специалист уже не в силах отозваться, эмоционально откликнуться на чужие эмоции, он начинает чувствовать себя неспособным помогать другим. Наступает безразличие к потребностям других людей (детей)
Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. Человека перестает волновать профессиональная деятельность, почти ничто не вызывает эмоционального отклика- ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к работе, детям, само присутствие которых может раздражать.
Третьим признаком СЭВ является ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
Факторы СЭВ. Не претендуя на полное перечисление, назовем лишь некоторые, важнейшие из них:
-монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
-вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
-строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения;
-напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег;
-нехватка условий для самовыражения личности на работе (подавление стремления к инновации, экспериментированию);
-работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования.
Профилактика СЭВ.
Существенная роль в борьбе с СЭВ отводится самому педагогу. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он сможет предотвратить возникновение СЭВ или достичь снижения степени его выраженности:
-определение краткосрочных и долгосрочных целей;
-использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
-овладение умениями и навыками саморегуляции, развитие стрессоустойчивости;
-уход от ненужной конкуренции;
-профессиональное развитие и самосовершенствование;
-развитие эмоционального интеллекта;
-забота о здоровье, поддержание хорошей физической формы.
В целях направленной профилактики СЭВ следует :
-стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
-учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
-не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания :
-хорошее здоровье, сознательная забота о своем физическом состоянии;
-уверенность в себе, своих способностях и возможностях;
-опыт успешного преодоления профессионального стресса;
-гибкость;
-способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности- как в отношении самих себя, так и других людей, и жизни вообще.
Практика. Упражнения на развитие саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения.
А сейчас я хочу предложить вам несколько упражнений, которые снимут ваше напряжение, улучшат самочувствие во время рабочего дня и повседневной жизни. Кстати, некоторые упражнения можно успешно выполнять с детьми в группе.
Упражнение «Передышка»
Высвобождение дыхания -один из способов расслабления. Отложите в сторону все проблемы, которые вас беспокоят. В течение 3 минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можно закрыть глаза. Если хотите, посчитайте до пяти на вдохе и до семи на выдохе (затрата большего количества времени на выдох создает мягкий, успокаивающий эффект). Представьте, что когда вы наслаждаетесь этим глубоким неторопливым дыханием, все ваши беспокойства и неприятности улетучиваются.
Упражнение «Лимон»
Сядьте удобно, руки свободно положите на колени. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Простые утверждения»
Повторение коротких простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров:
-«Сейчас я чувствую себя лучше»;
- «Я могу полностью расслабиться»;
- «Я могу управлять своими внутренними ощущениями»;
-«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на всякие беспокойства»;
-«Что бы ни случилось, я постараюсь сделать все от меня зависящее для избежания сильного стресса»;
-«Внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке».
Постарайтесь придумать собственные формулировки. Делайте их краткими и позитивными, избегайте негативных слов типа «нет» и «не получится».
Упражнение «Ластик» (техника визуализации)
Для поддержания стабильного психологического состояния, важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти негативные, травмирующие ситуации.
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию. Это может быть реальная картинка, ассоциация, символ. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
Вопросы самому себе
Этот прием применим, когда вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы. Задайте себе следующие вопросы:
-Это действительно так важно?
-Рискую ли я чем-нибудь очень важным для себя?
-Будет ли это так важно для меня через две недели, через месяц?
-Может ли что-то быть еще хуже?
-Стоит ли из-за этого так сильно переживать?
Упражнение «Цветок»
Нарисуйте цветок, в сердцевине напишите свое имя, на лепестках напишите то, что является важной частью вашей жизни, то, что вы цените больше всего. На самом деле в жизни эти лепестки неодинаковые- чему-то мы уделяем больше внимания, а чему-то меньше. Пусть размер лепестков показывает, сколько вы уделяете внимания этой частице вашей жизни. У вашего цветка может быть стебель и листья…. Все ли устраивает вас? Подумайте, что вы можете сделать для каждой части (сферы) вашей жизни, чтобы она вас устраивала. Не нужно общих фраз, напишите конкретные действия, которыми вы можете изменить жизнь к лучшему. Вы можете изменить размер лепестков (нарисуйте пунктиром) или нарисовать новый цветок. Сделайте ваш цветок таким, каким хотите.
Вопросы для рефлексии:
-Что было трудным в упражнении?
-Изменился ли ваш цветок? Каким образом?
-Что вы намерены сделать, чтобы ваша жизнь стала еще лучше?
Примечание: напомните, что каждый человек сам для себя определяет приоритеты в жизни. В ваших руках собственное благополучие и здоровье, помните об этом!