Елена Вернер
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством программируемых мини–роботов «Умная пчела»
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством программируемых мини–роботов
Компьютерные и информационные технологии все больше проникают в различные сферы жизнедеятельности человечества. Воспитание и образование детей как дошкольного, так и школьного возраста уже невозможно представить без использования технических и компьютерных средств обучения: мультимедийные проекторы, интерактивные доски, ноутбуки, магнитофоны и т. д.
Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством программируемых мини–роботов „Умная пчела“» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Робот-пчела «Bee Bot» и робомышь. Конспекты занятий
- Роботы и робототехника. Программирование
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июль 2019
В современном мире компьютер — это дидактическое средство с широкими возможностями использования его для повышения эффективности образовательного процесса.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 01 сентября 2013 года, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ре-сурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности относятся к средствам обучения и воспитания (Статья 2. П. 26).
Цель информатизации современного образования как школьного, так и дошкольного — это качественное повышение образования в соответствии с требованиями современного общества.
Такие технические нововведения влекут за собой изменения не только в учебно – методическом процессе (совершенствование материально – тех-нической базы, но и в повышении знаний и умений педагогических работ-ников при использовании технических средств в работе с детьми дошкольного возраста (ИКТ компетентность педагогов ДОО).
Уже в начальной школе вводят такой предмет, как Информатика, а родители дошкольников все чаще записывают свой детей в кружки робототехники. Проблема современного родителя – это свободное время, которое необходимо уделять своим детям для совместного времяпровождения. После работы родители торопятся забрать своего ребенка из дошкольного учреждения, и отвезти его на какой - либо кружок или секцию, но вот уже несколько лет в дошкольных образовательных организациях вводят дополнительные занятия, которые позволяют детям узнать и научиться чему - то большему, чем может дать стандартная образовательная программа. Для организации дополнительного кружка, педагог оформляет необходимые документы: образовательную программу, которая содержит:
- Целевой раздел: цели и задачи Программы, принципы и подходы к формированию Программы;
- Планируемый результат: целевые ориентиры, система оценки результатов освоения Программы;
- Содержательный раздел;
- Организационный раздел: зонирование пространства группы (зоны деятельности, описание материально-технического обес-печения Программы.
В этом году наш детский сад вводит в образовательный процесс инновационные средства в работе с детьми - это программируемые мини – роботы (Умная пчелка) : набор из 6 роботов – пчелок с подставкой для зарядки. «Умные пчелки» будут использоваться в организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Данный программируемый мини – робот представлен в виде друже-любной пчёлки, у которой на спинке расположены кнопки: «Вперед», «Назад», «Поворот налево (90°)», «Поворот направо(90°)», кнопка паузы, «Сброс предыдущих программ» и кнопка «GO».
Мини – робот «Умная пчела» передвигается по «игровому полю», разделенное на клетки (15*15 см, на котором расположены карточки с определенным заданием для детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей данного возраста. На первых ознакомительных занятиях с программируемым мини – роботом мы использовали «игровое поле» с 9- тью клетками, которое изготовили самостоятельно из листа ватмана. На следующих занятиях уже применяли в своей работе «игровое поле» с двадцатью клетками.
Программируемый мини – робот обладает памятью в 40 шагов, это позволяет в практических упражнениях каждый раз усложнять задания, используя принцип обучения «от простого к сложному». Если на первых занятиях воспитатель дает задание на программирование мини – робота «Умная пчела», где необходимо задать программу в 3- 4 шага и если старший дошкольник справился с этим заданием, воспитатель уже увеличивает количество шагов до 6-8 и т. д.
Работа с программируемым мини – роботом это не только совершенствование пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста, но и развитие таких компонентов познавательной деятельности как :
- Мелкой моторики
- Логического мышления
- Умения работать в группе
- Коммуникативных навыков
- Умения составлять алгоритмы
- Умения считать.
Разрабатывая парциальную образовательную программу «Умная пчела», необходимо учитывать и эти развивающие компоненты в календарно-тематическом планирование кружковой деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности.