Валентина Ляленкова
Семинар-практикум для младших воспитателей «Организация и проведение режимных моментов в ДОУ в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить младших воспитателей с методическими рекомендациями по организации режимных моментов; их значимостью для развития ребенка.
Материал: проектор, ноутбук, карточки с заданиями для подгрупп
Ход семинара-практикума.
I.ЧАСТЬ
Публикация «Семинар-практикум для младших воспитателей „Организация и проведение режимных моментов в ДОУ в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Режимные моменты в детском саду
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ведущий: Добрый день, дорогие коллеги. Я Вас приветствую на семинаре-практикуме «Организация режимных моментов в соответствии с ФГОС ДО». Давайте настроимся на работу.
3. Коммуникативная игра «Давайте, познакомимся»
Поднимите руку те, у кого сегодня хорошее настроение.
Поднимите руку те, кто любит свою работу.
Поднимите руку те, кто с детства мечтал работать с детьми.
Поднимите руку те, кто готов активно работать на нашем семинаре. Спасибо.
4. Задание «Сложи фразу»
Уважаемые коллеги, у нас определились 2 творческие группы (2 команды) : «Знатоки» и Эрудиты», в этом составе вы будете участвовать в нашем семинаре, чтобы лучше сплотиться, включиться в работу и узнать тему нашего разговора, я предлагаю вам выполнить игровое задание «Сложи фразу».
Перед вами на столе у каждой команды есть слова, ваша задача составить из этих слов пословицу.
Зачитываем по очереди.
1. Упустишь минутку – потеряешь час.
2. Кончил дело – гуляй смело.
II. Часть
Ведущий:
Одна из важных задач детского сада – охрана и укрепление здоровья воспитанников. На это нас нацеливает и важный нормативный документ – ФГОС дошкольного образования.
Работа сотрудников ДОУ должна быть нацелена на поддержание у детей бодрого радостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов, совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным видам деятельности, формирование основ физической культуры, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.
В образовательном и оздоровительном процессе детского сада большое внимание уделяется организации быта детей. Основная особенность бытовой деятельности заключается в том, что она – постоянная сфера воспитательного влияния. Быт создаёт самые разнообразные условия для систематического упражнения детей в нравственных поступках, воспитания у них культурно-гигиенических навыков, пробуждения их интересов, выявления способностей и их совершенствования.
Важнейшие условия для организации быта детей :
- точное соблюдение режима дня;
- рациональное взаимодействие и распределение обязанностей воспитателя и младшего воспитателя.
Сегодня мы поговорим о режиме дня. Тема семинара «Организация и проведение режимных моментов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко считал, что «режим – это средство воспитания; правильный режим должен отличаться определённостью, точностью и не допускать исключений».
Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он способствует выработке полезных привычек, укреплению воли, развитию организованности и других важных черт личности.
Основное требование к режиму – учет возрастных особенностей детей.
Отличительной чертой любого дошкольного заведения является распорядок дня. Режим дня в детском саду составлен согласно четкому расписанию, вплоть до минуты. Любая задержка может привести к тому, что ребенок выбьется из установленного графика. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
В структуру режима дня входят следующие компоненты:
• бытовые процессы (одевание, раздевание, сон, еда, умывание);
• занятия с детьми;
• прогулка;
• игры.
В результате ритмического повторения всех составляющих компонентов режима у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного ее вида к другому. Так, в привычные часы приема пищи ребенок испытывает чувство голода, у него появляется аппетит, благодаря чему пища лучше переваривается и быстрее усваивается; ко времени сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают.
Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребенка, обеспечивает нормальное функционирование всех его органов и оказывает большое значение для развития умственных способностей детей. Дети, живущие по строгому режиму любознательны, активны на занятиях и в повседневной жизни. Они растут организованными, дисциплинированными, послушными и самостоятельными. Точное выполнение режима дня способствует формированию культурно - гигиенических навыков, воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить.
В процессе выполнения режима необходимо учитывать состояние здоровья детей, уровень их психического развития. Детям, ослабленным или перенёсшим заболевание, увеличивается время на сон, пребывание на воздухе, вносятся необходимые изменения и в содержание воспитательно-образовательной работы.
Таким образом, соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. Достаточно позволить ребенку не вовремя лечь спать, позже встать, увлечься играми — полезные навыки разрушатся, беспорядок станет привычным.
Решение оздоровительных задач решается в рамках образовательной деятельности (на занятиях, и при проведении режимных моментов.
Режимные моменты в детском саду :
Утром в садик все пришли,
Играть с друзьями будем мы.
Упражнения и зарядка
Нам нужны как подзарядка.
К завтраку готовы мы,
Нас ждут накрытые столы.
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ножки не стучат,
Наши язычки молчат.
За столом ты не сори!
Насорил – так убери.
А у нас есть ложки,
Волшебные немножко.
Вот - тарелка, вот – еда.
Не осталось и следа.
Ведущая: Обязательным компонентом режима дня является организация приема пищи. В процессе организации питания формируются культурно-гигиенические, навыки самообслуживания и культура приёма пищи.
Занятия
Заниматься интересно,
Многому научимся.
Любознательны мы очень,
С нами не соскучишься
Прогулка
Чтобы были мы здоровы,
Пойдем на улицу гулять.
Дождик, снег и сильный ветер
Нам не смогут помешать.
На прогулке мы играли.
Мы водящих выбирали.
Дворнику мы помогали –
Снег лопатой разгребали.
За погодой наблюдали,
А потом в снежки играли.
Ведущий: Прогулка – это заранее организованный и запланированный воспитателем режимный момент.
Возвращаемся с прогулки,
Моем руки, есть хотим.
И охотно, с аппетитом
Что дадут - мы все съедим.
. Вкусный на столе обед,
Не болтает мой сосед.
Вот тарелки опустели,
Весь обед мы дружно съели
Ведущий: Одним из важных и обязательных компонентов в режиме дня является подготовка ко сну, сон.
Сон подкрался незаметно,
Одеялом всех укрыл,
Сны волшебные как сказки
Детям сонным подарил.
В детском садике у нас
Тихий час.
В этот час нам нужна
Тишина.
Мы сказали: – Чок! Чок! Чок!
Язычок, закрываем тебя в сундучок.
Запираем сундучок на крючок.
Все ребятки на кроватки,
Будем спать мы сладко-сладко!
Мы проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись,
Умываемся водой,
Одеваемся с тобой.
В игры играют ребятишки,
Поют, рисуют, читают книжки
Ужин! Вкусный ужин!
Очень всем нам нужен!
Опять на прогулке гуляем,
За погодой наблюдаем,
В подвижные игры играем.
Пришли родители за нами
Мы спешим домой, к маме
День прошел, мы не устали,
Ночью будем крепко спать
Завтра в сад придём опять!
III. Часть.
Ведущий : Мы с вами рассмотрели основные компоненты режима дня ребёнка в детском саду. И я предлагаю Вам поучаствовать в «Блиц-опросе». Я буду вам задавать вопросы, а вы будете быстро и кратко отвечать:
1. Что такое режим дня в детском саду? (Четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование сна и бодрствования и организацию различных видов деятельности)
2. Вносятся ли сезонные изменения в режим дня в холодное или теплое время года? (Да)
3. Сколько раз в день рекомендуется проводить прогулки с детьми в детском саду? (2 раза в день, в первую половину дня – перед обедом, во вторую половину дня – перед уходом домой)
4. Каковы структурные части прогулки? (Наблюдение, двигательная активность (подвижные игры, спортивные игры, индивидуальная работа с детьми по разным направлениям, трудовая деятельность, самостоятельная деятельность).
5. Назовите алгоритм одевания на прогулку в холодное время года?
(Штаны, обувь, свитер (кофта, головной убор, куртка, варежки)
6. Какое оборудование должно быть в уголке дежурства для организации дежурства по столовой? (Фартуки, шапочки, щетки, совки)
7. Каких детей рекомендуется раньше других сажать за стол для приёма пищи? (Дежурных детей, детей, которые едят медленно)
8. Как часто проводится влажная уборка группы? (после каждого приема пищи)
9. Какова продолжительность дневного сна детей дошкольного возраста? (От 1,5 до 3 лет – не менее 3 часов, старше 3 лет – 2-2,5 часа)
10. Как часто меняется постельное белье? (1 раз в неделю).
Часть 4.
Современные цели и задачи дошкольного воспитания, деятельность по охране здоровья воспитанников не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе, необходимо тесное взаимодействие в работе воспитателя и младшего воспитателя.
В. А. Сухомлинский говорил, что «от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его ум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Сейчас мы поговорим о том:
1. Какова главная задача младшего воспитателя?
2. Что входит в должностные обязанности младшего воспитателя?
3. Должен ли младший воспитатель помогать воспитателю, в чем эта помощь заключается?
4. Должен ли младший воспитатель играть с детьми, помогать воспитателю в подготовке и проведении занятий?
Сегодня название профессии младшего воспитателя предполагает определенную педагогическую направленность. В связи с этим изменились и требования при приёме работника на должность младшего воспитателя, т. е. приветствуется наличие педагогического образования.
Младший воспитатель – это зачастую любимый старший друг детей. Сегодня младший воспитатель должен понимать основы педагогики, участвовать в реализации воспитательных мероприятий в дошкольном учреждении. В целом главная миссия младшего воспитателя – всесторонняя поддержка дошкольников и помощь старшему коллеге - воспитателю в реализации воспитательного процесса в соответствии ФГОС ДО.
Чтобы младший воспитатель могла быть настоящим помощником воспитателя, она обязана хорошо знать организацию всех режимных моментов.
Вот несколько примеров. Когда дети заканчивают обед, младший воспитатель готовит им воду для полоскания рта. Когда дети собираются на прогулку, младший воспитатель помогает им, но старается не делать за ребёнка то, что он может сделать сам.
А зимнее время нельзя, чтобы одетые дети ожидали малышей в помещении. Маленькие дети одеваются медленнее, чем старшие, поэтому младший воспитатель или воспитатель выходит с детьми на участок раньше, а второй сотрудник помогает одеваться последним детям.
Перед обедом малыши, помыв руки, первыми садятся за накрытые столы, воспитатель находится вместе с ними. А в это время под наблюдением младшего воспитателя остальные дети моют руки.
По окончанию первого занятия в группах раннего возраста малыши играют, а со старшими проводится второе занятие. Младший воспитатель присматривает за малышами, чтобы они не нарушали общей тишины. Она хорошо знает, какое занятие будет в этот день и соответственно с этим расставляет столы и делает влажную уборку. Всё это делается без лишней суеты и вопросов к воспитателю.
Дружная, согласованная работа младшего воспитателя и педагога – залог успешного осуществления задач, стоящих перед работниками дошкольных учреждений.
Младший воспитатель должен знать.
1. Инструкцию об охране жизни и здоровья детей.
2. Правила внутреннего трудового распорядка.
3. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, педагогические методы и приёмы организации их деятельности, руководство детьми и приемы воздействия на них.
4. Правила присмотра детей.
5. Режим дня.
6. Санитарно – гигиенические нормы поддержания помещений, оборудования, инвентаря.
7. Правила санитарии и гигиены.
Часть 5.
А сейчас я предлагаю командам выполнить практические упражнения.
Практическое задание 1: придумать, чем занять детей, пока воспитателя нет в группе (почитать книги, рассмотреть картинки, иллюстрации к книгам, поиграть в хороводные игры, игры с водой, с песком, в речевые игры, малоподвижные игры).
Вывод: Для того, чтобы добиться желаемого результата во всех видах деятельности и режимных моментах, необходима тесная взаимосвязь, взаимопонимание и взаимодействие воспитателя и младшего воспитателя.
Практическое задание 2. Работа по карточкам.
На столы раздаются листочки с перечнем режимных моментов. В каждом пункте написаны по 2 утверждения. Задача: выбрать из двух утверждений то, что относится непосредственно к функциям младшего воспитателя.
Группы в течение 2- 3 минут знакомятся с утверждениями, выбирают относящиеся к функциям младшего воспитателя. Затем по очереди озвучивают выбранные утверждения.
Общий вывод:
Вот и подошла к концу наша встреча. Мы надеемся, что она была полезна. Полученные сегодня знания помогут вам работать в группе в тесном сотрудничестве с воспитателями, организуя свою работу так, чтобы нашим дошкольникам было комфортно в детском саду.
Реализация ФГОС к структуре общего образования невозможна без взаимодействия всех работников дошкольного учреждения. Грамотный подход к планированию и организации работы воспитателя и младшего воспитателя позволит реализовать новые методики обучения детей дошкольного возраста. Их слаженные действия существенно снимут нагрузку на каждого из участников образовательного процесса и предоставят простор для творческой деятельности, учитывая интерес конкретного ребёнка и конкретной группы.