Александра Макарова
Семинар-практикум. Закрепление поставленных на логопедических занятиях звуков в режимных моментах
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: Семинар-практикум.
Задачи:
- повысить педагогическую компетентность воспитателей в вопросах закрепления правильного звукопроизношения детей, имеющих нарушения речи.
- сформировать у воспитателей представления о важности их роли и участии в коррекционно-логопедическом процессе.
Публикация «Семинар-практикум, Закрепление поставленных на логопедических занятиях звуков в режимных моментах» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Режимные моменты в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- познакомить воспитателей с разновидностями дидактического материала для организации и проведения логопедических занятий в режимных моментах по закреплению правильного произношения.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня педагогической компетентности воспитателей в вопросах закрепления правильного произношения звуков детей, имеющих нарушения речи.
2. Сформированные представления у воспитателей о их роли и участии в коррекционно-логопедическом процессе.
3. Умение воспитателей самостоятельно организовать логопедическое занятие дома, подобрать дидактический материал для автоматизации правильного звукопроизношения на основе рекомендаций учителя-логопеда.
Информационно - техническое обеспечение:
ноутбук, проектор, экран, наглядные пособия «Зарядка для язычка», электронная презентация.
Ход работы
I.Орг. момент :
Логопед приветствует воспитателей, сообщает тему семинара-практикума, предлагает ответить на несколько вопросов.
- Уважаемые воспитатели! Я рада Вас приветствовать на сегодняшнем семинаре–практикуме. Он посвящен теме организации занятий в группах по закреплению правильного произношения звуков. И прежде чем начать семинар, предлагаю Вам ответить на несколько вопросов.
II. Основная часть:
1. Сообщение учителя-логопеда на тему «Особенности работы по коррекции звукопроизношения» :
Коррекция звукопроизношения включает в себя несколько этапов:
• Подготовительный этап (развитие общей и мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, развитие фонематического слуха);
• Постановка звуков;
• Автоматизация звука (отработка поставленного звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах);
• Дифференциация звуков (цель данного этапа — научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи).
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с воспитателями.
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Логопед дает рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики в группах, раздает памятки, обращает внимание на информацию представлению по данной теме в папках-передвижках. Знакомит воспитателей с игровыми вариантами проведения артикуляционной гимнастики.
2. Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Виды артикуляционных упражнений:
• Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
• Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).
• Движения для губ и щек (Улыбка, Заборчик, Трубочка, Хоботок, Бублик, Бульдог).
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении, далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнениевыполняется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надособлюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба)
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
3. Сообщение учителя-логопеда на тему «Закрепляем звуки в режимных моментах».
Домашние задания, предлагаемые для выполнения дома, направлены на закрепление ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков. Домашние задания ребенок должен выполнять в течение 10-15 минут. Для занятий воспитатели могут использовать: задания в тетрадях, различные пособия на печатной основе, которые позволят разнообразить занятие и избавят от необходимости искать картинный материал. Компьютерные игры тоже помогают заинтересовать и привлечь ребенка, но необходимо следить за временем пребывания ребенка за компьютером: 7-10 минут не более трех раз в неделю.
Закреплять произношение звуков нужно на материале слогов, слов, предложений, текстов, постепенно осложняя речевой материал. Воспитаель должен следить за четким произношением поставленного звука, просить ребенка более протяжно произносить данный звук, выделять его в словах и т. д.
III. Выставка пособий.
Логопед демонстрирует различные пособия для закрепления правильного произношения, которые они могут использовать, знакомит воспитателей с содержанием пособий и приемами работы с ними.
Логопед также предлагает воспитателям использовать карточки с разнообразным речевым материалом, который был подготовлен. Логопед информирует о правилах пользования картотекой. Предлагает выбрать необходимый речевой материал для занятий с ребенком.
IV. Заключительный этап.
Логопед подводит итоги семинара-практикума. Просит воспитателей высказаться о том, что им понравилось (не понравилось); какие вопросы у них возникли.
Логопед благодарит за участие в семинаре-практикуме и раздает буклеты, содержащие информацию семинара.