Светлана Шамбарова
Семинар-практикум для родителей «Береги здоровье с детства. Музыкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста.
Музыкотерапия – это нетрадиционный метод, использующий музыку как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Музыкотерапия обладает множеством достоинств, что позволяет широко применять ее в работе с детьми.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Береги здоровье с детства, Музыкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Музыка является источником детской радости.
Правильно подобранные мелодии и звуки могут оказывать положительное воздействие на организм ребенка, что способствует общему улучшению самочувствия, оздоровлению, повышению работоспособности, поднятию настроения. Сила музыки в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека.
О положительном эффекте воздействия музыкотерапии пишут многие специалисты: Ворожцова О. А., Иванченко Г. В., Петрушин В. И., Свистунова Е. В., Шипилова Е. В.
Воспитание здорового ребенка - главная задача семьи и дошкольного учреждения.
В нашем детском саду музыка активно используется в оздоровительной работе с детьми.
Каждый день начинается с утренней гимнастики под музыку, которая мобилизует физические силы, улучшает дыхание, укрепляет и развивает мышцы. Музыка создает положительный настрой и задает определенный темп движения.
На музыкальных занятиях все виды деятельности способствуют укреплению и сохранению здоровья. Количество видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность.
В различной музыкальной деятельности ребенок раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Ежедневно во многих группах дети засыпая, слушают музыку природы : звон ручейка, пение птиц, шум морского прибоя, шелест листвы, ребёнок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается (музыкотерапия).
В нашем детском саду проводятся календарные праздники. Для подготовки к ним дети тратят много сил, при этом идёт развитие всех групп мышц, тренируется память, мышление, психологически готовим детей. А сам праздник – это всплеск положительных эмоций полезных для здоровья.
Музыкальное сопровождение присутствует на спортивных соревнованиях, общих мероприятиях детского сада, занятиях, совместных с воспитателями.
Маршевая музыка - повышает мышечную работоспособность.
Вокальная музыка - влияет на весь организм, но больше всего на горло.
Танцевальные ритмы - поднимают настроение, повышают коммуникабельность ребенка.
Музыка русских композиторов
19 века (П. Чайковский, М. Глинка) - воздействует на сердце,
создает чувство психологического комфорта
Музыкальные произведения
В. Моцарта, Й. Гайдна - улучшаются память, поднимается настроение,
способствует развитию интеллекта.
Музыка композиторов-романтиков
(Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, Ф. Шуберт) активизирует чувство любви к ближнему, чувство сострадания.
Музыка композиторов-импрессионистов
(К. Дебюсси, М. Равель) - вызывает приятные образы в сновидениях, пробуждает творческие импульсы.
При слабой мелкой моторике пальцев рекомендуется игра на клавишных инструментах (детский синтезатор, игрушечное пианино, а для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, дудочки, свирели, губные гармошки и др.). При эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка уместно прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы).
Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт педагогов, использующих в своей работе музыкотерапию, именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряет процесс лечения, а значит, гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.
Таким образом, хотелось бы отметить, что музыкотерапия является интересным и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях, она снимает напряжение и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет, активизирует скрытые возможности подсознания и мобилизует резервы организма.
«Музыка – это лекарство, которое слушают»
Упражнения по музыкотерапии
«Упрямая подушка» (снятие общего напряжения, упрямства)
Терапевтическая игра
Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (Чайковский Увертюра «Буря») Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения). Подушка стала доброй. Давайте полежим на ней и послушаем прекрасную музыку (Шопен «Ноктюрн №20»).
Музыкальная игра «Летит по небу шар»
Цель: Научить переключать слуховое внимание и быстроту двигательной реакции.
Все участники встают в круг. На мотив песни «В лесу родилась ёлочка» исполняется песенка с движениями рук:
«Летит, летит по небу шар.
По небу шар летит.
Но знаем мы, до неба шар.
Никак не долетит!»
Продолжая игру, поём песенку, каждый раз заменяя пение движениями.
Летит. машем руками
По небу … показ пальцем на верх
Шар… рисуем впереди себя круг
Но знаем мы… показ пальцем на себя
Никак … впереди машем пальцем вправо и влево
В заключении игры, участники должны показывать движения, а петь про себя.